Игра как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра, как метод, служит средством коррекции детских страхов и может быть использована в качестве средства их преодоления у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава I. Теоретические основы изучения и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

1.1
Понятие страх в психолого-педагогической литературе . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.2
Характеристика страхов у детей старшего дошкольного возраста . . . . . . .
11
1.3
Технология профилактики и коррекции детских страхов . . . . . . . . . . . . . . .
15
Выводы по первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
Глава II. Исследование роли игры в преодолении страхов у детей старшего дошкольного возраста

2.1
Констатирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
2.2
Формирующий эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29
2.3
Контрольный эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
33
Выводы по второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
36
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
38
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 6 файлов

Игра как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 333.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИложение 4.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРиложение № 1 OpenDocument.doc

— 87.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение №3.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Чрезмерно крупная шея – осознание  телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.

Толстая короткая шея –уступки своим  слабостям и желаниям, выражение  неподавленного импульса.

Плечи, их размеры

Признак физической силы или потребности  во власти. Плечи чрезмерно крупные–ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности  силой и властью.

Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Плечи широкие – сильные телесные импульсы.

Туловище

Символизирует мужественность.

Туловище угловатое или квадратное – мужественность.

Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое  – чувство унижения, малоценности.

Лицо

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.

Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут–  потребность доминировать.

Подбородок слишком крупный  – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты – возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить  ее.

Глаза закрыты или спрятаны под  полями шляпы – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность. Глаза выпучены – грубость, черствость. Глаза маленькие– погруженность в себя. Подведенные глаза – грубость, черствость. Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины –  женственность. Рот клоуна – вынужденная  приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый – пассивная значимость. Нос широкий, выдающийся, с горбинкой  – презрительные установки, тенденция  мыслить ироническими социальными стереотипами.

Ноздри – примитивная агрессия. Зубы четко нарисованы – агрессивность. Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость. Выражение лица подобострастное  – незащищенность. Лицо, похожее  на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие ~– презрение, изощренность.

Волосы

Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).

Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или  воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – субъектом  управляют враждебные чувства.

Конечности

Руки – орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных  отношениях.

Широкие руки (размах рук) – интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча  – недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны  – субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.

Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные – чрезмерно  амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость  в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу – неповоротливость, ригидность.

Руки очень короткие – отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

 Руки слишком крупные – сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук – чувство  неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне– социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу –  напряжение. Большие руки и ноги у мужчины – грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги – женственность. Руки длинные – желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые – зависимость, нерешительность, потребность в  опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие  что-то – зависимость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам – трудности  в социальных контактах, страх перед  агрессивными импульсами.

Руки сильные – агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые –  ощущение недостаточности достигнутого.

Рука как боксерская перчатка – вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе.

Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки большие– компенсация ощущаемой  слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре.– материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная  агрессия, замкнутость.

Большие пальцы – грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти –  агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие. Пальцы длинные – скрытая  агрессия. Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест. Кулаки прижаты  к телу – вытесненный протест. Кулаки далеко от тела – открытый протест. Пальцы крупные, как гвозди (шипы) – враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей – сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные–сильная  потребность независимости и  стремление к ней.

Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног  – боязливость. Ступни не изображены – замкнутость, робость. Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или  незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров – амбивалентность в стремлении к независимости.

Ноги отсутствуют – робость, замкнутость. Ноги акцентированы –  грубость, черствость. Ступни – признак  подвижности (физиологической или  психологической) в межперсональных  отношениях.

Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.

Поза

Лицо изображено так, что виден  затылок – тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело анфас – тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула  – сильное желание найти выход  из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный бегущим –  желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне – отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела указывает на от-вержение, непризнание  человека в целом или его отсутствующих  частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве – возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге –  хорошая приспособляемость.

Человек – абсолютный профиль –  серьезная отрешенность, замкнутость  и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный – определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение.

Куклы – уступчивость, переживание  доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры –  деперсонализация, ощущение внешних  контролирующих сил.

Фигура из палочек – может  означать увиливание и негативизм.

Фигура Бабы-Яги – открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура – свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

Фон. Окружение

Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли – незащищенность. Фигура человека на ветру – потребность  в любви, привязанности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) – незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, "мальчик катается на тонком льду". Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже – под человеком.

Оружие – агрессивность.

Многоплановые критерии

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка – сфера  конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута  вертикальная ось фигуры, карманы – зависимость.

Контур. Нажим. Штриховка. Расположение Мало гнутых линий, много острых углов  – агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии  – женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров – грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный – боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости – напряжение. Тонкие продленные линии – напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, – изоляция.

Эскизный контур – тревога, робость. Разрыв контура – сфера конфликтов. Подчеркнута линия – тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к  подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии – амбиции, рвение.

 Яркая линия – грубость. Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии – недостаток энергии. Легкий нажим – низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом – агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим –  импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим –эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

Длина штрихов

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет –удлиняются.

Прямые штрихи – упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи – импульсивное поведение. Ритмичная штриховка  – чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи – тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные  – напряженность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи – подчеркивание  воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи – незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево – интраверсия, изоляция. Штриховка слева направо  – наличие мотивации. Штриховка  от себя – агрессия, экстраверсия. Стирания – тревожность, опасливость. Частые стирания – нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.

 Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка – наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) – внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок – экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Маленькие фигуры – тревога, эмоциональная  зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром – скованность, чувство  собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии – незащищенность.

Рисунок у самого края листа –  зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали

Здесь важно их знание, способность  оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные – отсутствие существенных деталей в рисунке  субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей – "неизбежность телесности" (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей –  субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация – тенденции  к замкнутости. Особо щепетильная  детализация – скованность, педантичность.

Ориентация в задании

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его – критерии неутерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным  протестом – хорошее начало, за которым следует усталость и  прерывание рисования.

Приложение№2.doc

— 676.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 21.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Игра как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста