Игровая деятельность школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение условий организации игровой деятельности на уроках ОБЖ.
Задачи:
1.Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Раскрыть значение применения игровой деятельности на уроках ОБЖ для развития школьников;
3. Выявить особенности организации игровой деятельности учащихся на уроках ОБЖ.

Содержание

Введение 3
Теоретические аспекты организации игровой деятельности по курсу
"Основы безопасности жизнедеятельности" 5
Содержание предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" 5
Игра ее виды и классификации 12
Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ 17
Игровая деятельность как средство развития творческих способностей школьника. 27
2.1 Урок по ОБЖ №1 на тему «Обеспечение безопасности при
автономном существовании человека в природной среде».
(для учащихся 6 класса) 27
2.2 Урок по ОБЖ №2 на тему: «Дорожная безопасность»
(для учащихся 8 класса) 37
2.3 Классный час на тему «Пожарная безопасность»
(для учащихся 4 класса) 41
Вывод 50
Заключение 52
Список литературы 54

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 8 семестр 4 к. Развитие творческих способностей у школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности.docx

— 101.32 Кб (Скачать файл)

Организация игровой деятельности на уроках ОБЖ имеет свои особенности. В процессе организации игровой  деятельности на уроках ОБЖ необходимо опираться на возрастные особенности  школьников. Для подросткового возраста характерны широкие познавательные мотивы - интерес к знаниям. Учебно-познавательный мотив у подростков проявляется  в интересе к способам добывания  знаний. Совершенствуется интерес к  методам теоретического и творческого  мышления (участие во внешкольных  мероприятиях, применение исследовательских  методов анализа на уроке) [3].

Для подготовки урока с  использованием игровой деятельности необходимо тщательно готовиться. Важно  продумать содержание урока, его  задачи. При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы, события, ситуации. Задачи урока, с использованием игрового метода обучения.[13]

Образовательные:

1. Способствовать прочному  усвоению учащимися учебного  материала.

2. Способствовать расширению  кругозора учащихся через использование  дополнительных источников.

Развивающие:

1. Развивать у учащихся  творческое мышление.

2. Способствовать практическому  применению умений и навыков,  полученных на уроке ОБЖ.

Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные  взгляды и убеждения.

2. Вырабатывать самосознание - осознанную сопричастность с  происходящими событиям.

3. Способствовать воспитанию  саморазвивающейся самореализующейся личности.

При разработке содержания урока ОБЖ с игровой деятельностью  преподавателю следует определить:

средства и методы решения  каждой педагогической задачи;

учебно-материальное обеспечение  урока;

методы организации работы учащихся при решении каждой задачи;

критерии оценки работы учащихся.

При организации игрой  деятельностью необходимо продумать  форму организации коллективной деятельности школьников на уроке ОБЖ. Одной из форм организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ с игровой деятельностью, в ходе которой происходит овладение обучающимися знаниями, формирование у них умений и навыков, является групповая работа: работа малыми группами, работа в микрогруппах. Групповая форма организации учебно-познавательной деятельности школьников относится к личностно-ориентированным технологиям обучения, ставящим в центр внимания творческое развитие каждого школьника с учетом его индивидуальных возможностей. На уроке школьники учатся вместе получать знания, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь [10].

Игра - это сложное социально-психологическое  явление. Игровая деятельность способствует развитию у школьников мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных уменийи творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно [24].

Игра - это метод познания действительности. В игре развиваются  новые, прогрессивные образования  и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения  стимула к учебе. Творческий характер игры подтверждается тем, что школьник не копирует жизнь, а, подражая тому, что  видит, комбинирует свои представления.

Творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно  развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и  характера содержания игры зависит  развитие замысла и средств изображения  задуманного [14].

Игровая деятельность развивает  целенаправленность действий. Именно на этом этапе в курсе ОБЖ появляется возможность развивать игровое  творчество под влиянием воспитания и обучения, так как его развитие зависит от приобретения знаний и  умений, от воспитания интересов. Отличительная  черта игровой деятельности на уроках ОБЖ - активность воображения, создающая  своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку  в них оно осуществляется во внешнем  действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у школьников рождается теоретическая  деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая  этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники  и т.д. В современной психологии разработано такое понимание  сущности личности, согласно которому личностью является человек, обладающим определенным творческим потенциалом. Основой творчества, основой созидания  нового является воображение [10].

Эффективность развития творческих способностей школьников на уроке "Основы безопасности жизнедеятельности" связана  с четкой, правильной постановкой  задач. При постановке задач следует  исходить из содержания тематического  плана, учитывать результаты предыдущего  урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность. Количество намечаемых задач определяется возможностями  их реализации на одном занятии. К  примеру, для формирования готовности к действиям в опасных ситуациях  решает три группы задач:

Идентификация опасностей - выяснение их видов, вероятности, пространственных и временных координат, масштаба, возможного ущерба и т.д.

Предвидение, предупреждение и профилактика идентифицированной опасности на основе сопоставления  выгод и затрат.

Организация действий по оказанию помощи и спасению.

При разработке содержания урока ОБЖ преподавателю следует  определить:

  1. средства и методы решения каждой педагогической задачи;
  2. учебно-материальное обеспечение урока;
  3. методы организации работы учащихся при решении каждой задачи;
  4. критерии оценки работы учащихся.

В процессе передачи знаний, умений, навыков деятельность преподавателя  направлена на активизацию и управление познавательной и учебно-практической деятельностью учащихся на уроке, в  ходе которого выполняются программные  требования по ОБЖ [31]. Управление деятельностью  учащихся включает в себя:

  1. организационные мероприятия на уроке (сообщение учащимся задач урока, организация дисциплины, рациональное распределение учебного времени, подведение итогов урока и сообщение домашнего задания;
  2. непосредственное педагогическое воздействие (объяснение учебного материала, демонстрация наглядных пособий, учебных видеофильмов, формирование практических умений и навыков и др.);
  3. текущий контроль на уроке (анализ по ходу урока познавательной и учебно-практической деятельности учащихся, оценка ее эффективности, внесение соответствующих корректив и т.п.).

В методической литературе отмечают [22], что существует несколько  групп игр, развивающих интеллектуальную, познавательную и творческую активность школьника:

I группа - предметные игры, как манипуляции с предметами. На уроках ОБЖ изучение правил  дорожного движения происходит  в игровой форме с использованием  дорожных знаков, регулировочного  жезла, светофора.

II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет  - форма интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре учащиеся выполняют  определенные роли, проигрывают  определенный сценарий, диалог. Сюжетная  игра не занимает много времени,  школьники с интересом и вниманием  следят и участвуют в ней.  Форма игры может быть массовой. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала  [см. Приложение].

Творческая активизация  учащихся достигается интересным сюжетом  игры, личным участием детей. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием  или способ организации познавательного материала. В процессе обучения на уроках ОБЖ используются интеллектуальные игры типа "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", "Спасатели", "Путешествие". Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией [30].

III группа игр, которая  используется как средство развития  познавательной активности детей  - это игры с готовыми правилами,  обычно называемые дидактическими. Дидактические игры составлены  по принципу самообучения, то  есть так, что они сами направляют  учеников на овладевание знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры психологического характера - кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы, чайнворды и т.д.

Кроссворд (словопересечение). Делается такой подбор слов, что при их пересечении можно было прочитать слово другого значения. Чайнворд - образует цепочку наименований предметов, растений или животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним.

Топографический диктант. Под  диктовку учителя, учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске, вычерчивают план пути (текст составляет учитель, используя изученные условные знаки плана). Топографическое письмо. По заданию учителя учащиеся записывают составленный ими сообща текст, в  котором характеризуют разные участки  окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в соответствующих  местах письма рисуют условные топографические  знаки.

Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором  внутренне заключена игровая  задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному  результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т.д.).

В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая  при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития творческих способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводят как  индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность  дифференцированно подойти к  оценке знаний и способностей учащихся. Дидактические игры вызывают у школьника  живой интерес к предмету, позволяет  развивать индивидуальные способности  каждого ученика, воспитывает познавательную активность.

IV группа игр - строительные, трудовые, поисковые, конструкторские, спасательные.

Часто в урок ОБЖ вводят деловую игру. Примером таких являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи изучаемых ситуаций. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность творческую и познавательную.

V группа игр, интеллектуальные  игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую  сферу. Они основаны на соревновании, они путем сравнения показывают  играющим школьникам уровень  их подготовленности, тренированности,  подсказывают пути самосовершенствования,  а значит, побуждают их познавательную  и творческую активность. На уроках  ОБЖ применяются разнообразные  конкурсы и соревнования. Для  практической подготовки по теме "Основы воинской службы" применяются  соревнования по полосе препятствий,  соревнования по ориентированию  на местности.

В практике обучения на уроках ОБЖ используют также проблемный подход к организации процессов  усвоения, называемый проблемным обучением. Сущность его сводится к тому, что  на занятии преднамеренно создается  ситуация познавательного затруднения - проблемная ситуация, при которой  для изучения темы необходимо самостоятельно воспользоваться несколькими мыслительными  операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением или комплексом их одновременно [12].

Проблемные ситуации позволяют  постепенно вырабатывать у обучаемых внимание к объекту обучения, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности. Проблемное обучение на уроках ОБЖ ориентировано на поисковое усвоение знаний, умений и навыков. Применяется преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной и практической деятельности, оно способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

Использовать игровую  деятельность предпочтительно на этапе  проверки или закрепления учебного материала. Назначением игровой  деятельности в процессе обучения является помощь учащимся в расширении их кругозора  и закреплении учебного материала, а также развитие психологических  и личностных качеств. Игровые формы  обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Информация о работе Игровая деятельность школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности