Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:30, курсовая работа
Цель: изучение условий организации игровой деятельности на уроках ОБЖ.
Задачи:
1.Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Раскрыть значение применения игровой деятельности на уроках ОБЖ для развития школьников;
3. Выявить особенности организации игровой деятельности учащихся на уроках ОБЖ.
Введение 3
Теоретические аспекты организации игровой деятельности по курсу
"Основы безопасности жизнедеятельности" 5
Содержание предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" 5
Игра ее виды и классификации 12
Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ 17
Игровая деятельность как средство развития творческих способностей школьника. 27
2.1 Урок по ОБЖ №1 на тему «Обеспечение безопасности при
автономном существовании человека в природной среде».
(для учащихся 6 класса) 27
2.2 Урок по ОБЖ №2 на тему: «Дорожная безопасность»
(для учащихся 8 класса) 37
2.3 Классный час на тему «Пожарная безопасность»
(для учащихся 4 класса) 41
Вывод 50
Заключение 52
Список литературы 54
Исходя из этого, можно
сказать, что технология игровых
форм обучения нацелена на то, чтобы
научить учащихся осознавать мотивы
своего учения, своего поведения в
игре и в жизни, формировать цели
и программы собственной
Итак, игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике. Игра - путь поиска школьника себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных творческих способностей, как в игре. Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка, развитие творческого начала.
Глава 2. игровая деятельность как средство развития школьника
2.1 Урок по ОБЖ №1 на тему «Обеспечение безопасности при
автономном существовании человека в природной среде».
(для учащихся 6 класса)
Цели урока:
- сформировать у учащихся представления о возможностях выживания в условиях дикой природы;
- выработать моральную
готовность к преодолению
Задачи:
- изучить правила поведения
и способы жизнеобеспечения в
условиях автономного
- формировать стремление к взаимовыручке и взаимопомощи
- развивать любознательность и совершенствовать творческие способности учащихся.
Педагогические технологии:
- игровые технологии;
- компьютерные;
-технология коллективного взаимообучения.
- добыча огня, выбор места для костра, его разведение и приготовление пищи, меры пожарной безопасности.
Рекомендации:
- Создаются 2 команды, выбирается капитан, раздаются карточки с заданиями;
- определяется время на
подготовку и порядок
- хоровые ответы и выкрики
не засчитываются как
- при работе над ошибками
текстами учебника
- перед блицтурниром следует
отрепетировать по одному
- после каждого этапа команды должны знать свой результат.
Ход урока:
Учитель называет тему урока, знакомит учащихся с целями и задачами урока и объявляет, что урок будет проводиться в виде игры (учащиеся заранее перед уроком рассаживаются по командам – мальчики и девочки).
Ученикам предлагается
ответить на несколько
2) Назовите основные причины вынужденного существования.
3) Вспомните основные
задачи, от решения которых зависит
безопасность и спасение
Ответ:
- преодоление страха и
возможного стрессового
- оказание помощи и самопомощи в случае травмы или ранения;
- спасение имущества и запасов продовольствия;
- ориентирование в пространстве и времени для определения маршрута и выхода к людям;
- построение временного укрытия;
- разведение огня, добыча воды и пищи;
- установление связи или подача сигналов бедствия.
Учитель: Проведем физкультминутку – все встали в проход рядом с партами. Итак мы пришли в лес – ходьба на месте. Прямо в глаза ярко светит солнце: - повернули голову направо, затем налево, вверх, вниз. Прямо перед собой увидели белый гриб - наклоны вперед, колени не сгибать. Продолжаем петь – ходьба на месте.
Учитель: Каждый из вас взял с собой в поход рюкзак. Проверим, правильно ли вы его собрали.
Задание 1 «Собери рюкзак»
На столе лежит рюкзак.
Рядом разложены различные
Предлагаемые предметы: компас, будильник, расческа, фен, теплые носки, карандаш, блокнот, подушка, фонарик, мыло, зубная паста, аптечка, сухари, средство от комаров, кукла, учебник, пакет молока, скакалки, бусы, и др.
Задание 2 «Вспомни и назови».
Каждой команде
Б (бинт, блокнот), В (вода, вилка, вода), З (зеркало, зубная щетка, заварка), К (компас, кружка, котелок), М (мыло, мешок спальный), Н (нитки, нож, носки), С (свитер, стакан)
На каждую букву может быть не один вариант ответа, главное, чтобы перечисленные вещи действительно были необходимы в условиях автономного существования.
За каждое правильно названное слово игрок получает 1 балл. Если у команды нет варианта ответа, слово без подготовки может назвать другая команда и получить 2 балла.
Задание 4 «Главное запастись продуктами…»
В поход собираться
нужно заранее, главное
Наименование продуктов:
- хлеб; гречка; картофель; консервы; лук; макароны; сухари; масло подсолнечное; морковь; сахар; соль;
- колбаса; масло сливочное; торт; молоко; кефир; лимонад; уксус; яйца; мясо; рыба;
Задание 4 «Что здесь не так ?»
В течение 2-3 мин. Команды по учебнику «ОБЖ, 6 класс» самостоятельно знакомятся с вопросами:
1. Как готовить место для костра?
2. Как развести костер?
Затем они получают
задания, в тексте которых
Задание для 1 команды.
Найдите в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их и пронумеруйте. Замените их на правильные. Запишите в ответе правильные слова, соблюдая нумерацию.
Место для костра. Костер необходим для приготовления жилища (1), сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей Вначале необходимо определить место для костра. Выберите полянку, защищенную от палящего солнца (2). Очистите предполагаемое место для костра от сухой травы, листьев, камней (3). Для надежности можно обложить костер рюкзаками (4). Не разводите костер возле стройных (5) деревьев: они могут загореться. Зимой не следует разжигать костер под большими деревьями : пар (6), скопившийся на них, может капать (7) вниз и погасить его.
Ответы: 1 Пищи. 2. Дождя. 3. Плоские. 4. Камнями. 5. Сухих. 6. Снег. 7. Обрушиться.
Задание 2 команде.
В тексте найдите ошибочно вписанные слова и подчеркните их.
Разведение костра. Чтобы развести костер, нужны спички, дрова, песок (1). Но крупные поленья вы спичками не зажжете. Поэтому соберите растопку. Лучшая растопка – березовая кора, тоненькие сухие веточки, частокол (2). Они разгораются, испаряются (3) моментально и бывают сухими даже при небольшом дожде.
Приготовьте растопку, подберите, подсчитайте (4) веточки потолще. Как только разгорится растопка, надо подкладывать веточки все толще и толще, а потом укладывать толстые поленья. Сложнее разжечь костер в непогоду, когда идет дождь или снег. В этих условиях постарайтесь чем-нибудь накрыть, покрасить (5) растопку. Пригодятся в этих случаях и различные искусственные горючие материалы: оргстекло, резина, кремень (6), бумага, если они у вас окажутся. Для заготовки дров не обязательно иметь пилу, топор и корзину (7). В лесу всегда достаточно сухостоя и валежника.
За каждое обнаруженное неправильное слово – 1 балл.
Учитель: Мы с вами хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть.
Задание 5 « Разминка»
Ученикам предлагается
из карточек собрать и
ное; раз; коро; цвет ; но; повис; ло; ло; мыснад; кою; ре.
Ответ: Разноцветное коромысло над рекою повисло. (Радуга)
Задание 6 «Что это?»
Команды должны отгадать по 5 загадок, ответы на которые связаны с ориентированием на местности.
1 команда.
1. Рассыпалось к ночи зерно, глянули поутру – нет ничего. (Звезды на небе
2. Ты от нее, а она за тобой, ты за ней – она от тебя. (Тень)
3. Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь. (Горизонт)
4. Не хожена дорожка, посыпана горошком. (Млечный путь)
5. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью ложусь. (Река)
2 команда.
Всю зиму пролежал, весной в речку сбежал. (Снег)
В самоцветах хоромы богаты, и живет в них хозяин рогатый. (Месяц)
Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес)
В синем мешочке пуговиц полно. (Небо)
Много рук, а нога одна. (Дерево)
Баллы за правильные
ответы аналогичны первому
Задание 7 блицтурнир «кто кого?»
На заданный вопрос игрок без подготовки отвечает одним словом: «Да» или «Нет». За правильный ответ – 1 балл.
Вопросы 1 команде:
Определите, правильно ли утверждение, что:
1 - самый надежный способ обеззараживания воды в походе – кипячение (да)
2 - доброй приметой при уходе с места аварии является вязание пучков; (нет)
3 - компас боится металлических предметов; (да)
4 - с помощью ковша можно ориентироваться на местности; (да)
5 - первая нормальная реакция человека, попавшего в опасную ситуацию – стресс. (да)
6 - большой камень возле костра полезен; (да)
7 - при выборе места
для костра главным
8 – увидев в лесу ручей следует идти против его течения ( нет)
9 – дикорастущие корневища,
луковицы и клубни можно
10 – тень человека в полдень указывает на юг (нет)
Вопросы 2 команде:
Определите, правильно ли утверждение, что:
1 - желание вернуться домой
служит важным условием
2 - выживание – это
пассивная деятельность, направленная
на сохранение жизни, здоровья
и работоспособности в
3 - компасом темной ночью пользоваться нельзя; (нет)
4 - при заготовке дров для костра обязательно нужен топор; (нет)
5 - шерстяные носки, надетые на руки, спасут их от мороза; (да)
6- тень может помочь
при определении сторон
7 - любая карманная мелочь в критической ситуации может быть полезной; (да)
8 - мягкие вещи лучше положить в середину рюкзака; (нет)
9 - костер можно разжечь на снегу. (да)
10 – Человеку в сутки достаточно 1,5 – 2 л воды (да)
Анализируя игру,
учитель выясняет у ее
Кроме самоанализа учеников, учитель дает оценку игрокам, отмечает их умение сочетать теоретические вопросы с практическими действиями, подчеркивает активность, сообразительность, объявляет оценки.
Заключительный вопрос:
«Что надо сделать
и что должно быть у вас,
чтобы продержаться до
Ответ : вода, пища, огонь.
Подведение итогов игры:
Учитель называет команду – победителя.
Информация о работе Игровая деятельность школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности