Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 18:35, дипломная работа
Анализ теоретических подходов, нынешняя ситуация педагогической деятельности учителей начальных классов при обучении детей позволяют выделить проблему исследования: каковы основные идеи К.Д. Ушинского в процессе обучения учащихся в начальной школе.
Проблема исследования в ее целостности и взаимосвязи, определили выбор темы исследования: «Идеи Ушинского в процессе обучения детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: изучить основные положения системы обучения младших школьников великого русского педагога К.Д. Ушинского.
Объект исследования: процесс обучения детей младшего школьного возраста в современной школе.
Введение…………………………………………………………………..………….3
Глава I. Теоретические основы педагогики К.Д. Ушинского в начальной школе
1.1 Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского………………………………..……………….................................7
1.2 Воспитание и обучение в трудах К.Д. Ушинского ………………………….15
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников с использованием основных идей К.Д. Ушинского.
2.1 Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку учащихся 3 класса…....................................................................31
2.2 Практика применения некоторых педагогических идей К.Д. Ушинского в процессе обучения младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………….………………………..35
2.3 Анализ экспериментального исследования……………………......................42
Заключение ………………………………………………………............................45
Список литературы ………………………………………………………………...48
К. Д. Ушинский выделял «два главных метода преподавания и изучения: 1) метод синтетический, 2) аналитический». [15, с. 35]
Методы устного изложения он подразделял на:
1) Прием догматический, или предлагающий.
2) Прием сократический, или спрашивающий.
3) Прием эвристический, или дающий задачи.
4) Прием акроаматический, или излагающий»
Наряду с этими приемами Ушинский особо важное значение придавал таким методам, как лабораторно-практическая работа, устные и письменные упражнения, работа над книгой и т. д.
Сократический метод К. Д. Ушинский считал «лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные для всех возрастов и в особенности для детского». Однако он подчеркивал, что этот метод служит не для передачи нового, как это ошибочно полагали некоторые педагоги, но только для «более яркого разъяснения, толкования уже объясненного». «При сократическом методе, собственно говоря, не дается никаких новых рядов и групп представлений, но уже существующие ряды и группы приводятся в новую рассудочную систему»,— писал Ушинский. Эффективность этого метода зависит от того, насколько правильно формулирует педагог вопросы, в какой последовательности он задает их ученикам, в какой степени участвует весь класс в этой работе, и, наконец, от того, как реагирует педагог на ответы учащихся.
Из всех методов устного изложения акроаматического типа К. Д. Ушинский исключительно большое значение придавал методу рассказа. Путем рассказа, этого сплошного монологического изложения материала, учитель передает учащимся главным образом новые знания.
Правильное применение этого метода и, следовательно, его эффективность прежде всего обусловливаются содержанием рассказа, языком, формой изложения, соответствием изложения уровню развития учащихся и правильным чередованием его с другими методами. «Мастерски веденный рассказ, где главная идея выдается далеко вперед, а побочная естественно к ней привязывается, где есть моменты отдыха для ребенка,— такой рассказ врезывается легко в душу дитяти и так же легко ею воспроизводится»,— писал Ушинский.
Самостоятельность учащихся в процессе приобретения знаний, по мнению К.Д. Ушинского, возбуждает интенсивную мыслительную деятельность учащихся, доставляет наслаждение от преодоления трудностей, служит прекрасным средством развития самостоятельного мышления.
Самостоятельность и активность учащихся в приобретении знаний К.Д. Ушинский рассматривал как одно из основных условий осмысления услышанного и основательного усвоения. «Но если даже предположить, - утверждал он, - что ученик поймет мысль, объясненную ему учителем, то и в таком случае мысль эта никогда не уляжется в голове его так прочно и сознательно, никогда не сделается такою полною собственностью ученика, как тогда, когда он сам ее выработает». Поэтому К.Д. Ушинский настаивает на том, чтобы дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал. Он разработал многие способы и пути, содействующие пробуждению и развитию активности и самостоятельности учеников в процессе обучения.
Домашнюю учебную работу учащихся К. Д. Ушинский считал одной из основных форм самостоятельной работы. «Без домашних уроков,— говорил он,— ученье может подвигаться вперед лишь очень медленно». «Я думаю, что детей десятилетнего возраста должно уже приучать к серьезному труду, соразмерному, конечно, с их силами и с их пониманием».
Особое внимание К. Д. Ушинский уделял правильной дозировке домашнего задания в соответствии со спецификой содержания учебного материала и с уровнем развития детей. Критикуя старую школу, применявшую домашние задания без учета этих особенностей и превращавшую задания в средство бессмысленной зубрежки, Ушинский требовал, чтобы домашние задания основывались на полном понимании учащимися в школе того, что они должны выучить и освоить, а не зазубрить дома. Одновременно он требовал, чтобы домашние «уроки» давались детям лишь после того, как они уже получили некоторые навыки самостоятельной работы под непосредственным руководством учителя в условиях классных занятий.
Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.
Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти. Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности.
Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями.
Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще...»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», — писал он.
Ушинский стремился знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, которые между этими предметами существуют. Он писал, что замечательный или даже великий ум — это «способность видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены».
Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. Так, он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм.
Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.
Придавая большое значение развитию у детей умения самостоятельно работать, Ушинский советовал, чтобы с самого начала школьных занятий учитель приучал детей на уроках к правильным приемам самостоятельной работы. Для этого, по его мнению, на первых порах не следует давать детям домашних заданий, пока они не овладеют правильным навыком самостоятельной работы.
В начальной школе Ушинский рекомендует давать элементарные сведения по истории, географии, природоведению на уроках родного языка путем объяснительного чтения. В процессе объяснительного чтения делаются разъяснения непонятных слов и выражений, нравственные выводы и т. п. Однако требуется при этом, чтобы своими объяснениями учитель не уводил детей в сторону от читаемой статьи или стихотворения, чтобы основной материал чтения всегда стоял в центре внимания.
В замечательной статье «О первоначальном преподавании русского языка» (1864) Ушинский дал ценные методические указания. Это преподавание, по его мнению, имеет три задачи:
1) развить речь ребенка,
2) ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка,
3) усвоить логику языка (его грамматику). Все три задачи выполняются одновременно, совместно.
Для развития речи Ушинский рекомендует систематические упражнения — сначала устные, затем письменные, которые должны постепенно усложняться. Большое значение придается правильной речи учителя. Вторая задача достигается посредством изучения народной поэзии и лучших образцов художественной литературы. [22, с.149]
Таким образом, Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам. При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.
Итак, педагогические идеи К. Д. Ушинского нашли широкое воплощение в практике современной школы и получили творческое развитие в отечественной педагогике.
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников с использованием основных идей К.Д. Ушинского.
§ 2.1 Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку учащихся 3 класса.
В теоретической части работы были рассмотрены важные аспекты и рекомендации по обучению младших школьников К.Д. Ушинского, а так же были изучены основные подходы воспитания учащихся в процессе обучения детей в начальной школе.
В педагогических трудах К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основа в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение.
К.Д. Ушинский большое внимание уделял содержанию и методике первоначального обучения родному языку в школе, подвергнув суровой критике схоластику и догматизм, господствовавший в школе того времени и разработал систему обучения родному языку в начальной школе, дал ей научное психолого-педагогическое обоснование. Родной язык он считал центральным учебным предметом и основой всех общеобразовательных предметов в начальной школе.
Большое значение К.Д. Ушинский уделял изучению грамматики. «Грамматика - писал Ушинский, - везде является только выводом наблюдений над языком, уже создавшимся. Точно то же должно быть и в преподавании: каждое грамматическое правило должно быть выводом из употребления форм, уже усвоенных детьми". Подчеркивая неразрывную связь между даром слова и усвоением грамматики, он полагал, что надо тесно увязывать изучение грамматики с овладением устной и письменной речью.
Правильное развитие и совершенствование языка учащихся воспитание у них глубокого уважения к устному и письменному слову, высокой культуре речи имеет большое значение в настоящее время в связи с задачами подготовки всесторонне развитого молодого поколения.
Исходя из этого, нами были определены и намечены основные пути реализации идей К.Д. Ушинского в процессе обучения детей в двух классах (контрольном и экспериментальном) при проведении уроков русского языка.
Для проведения опытно-экспериментальной работы были выбраны два класса Домбаровской общеобразовательной школы № 2 п. Домбаровский Оренбургской области Один из классов (3 «а») был обозначен как экспериментальный, второй (3 «б») – контрольный.
Перед проведением экспериментальной работы, был проведён контрольный срез, цель которого заключалась в проверке сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку, учащихся 3 классов общеобразовательной школы № 3 г.Ясный. Учащимся было предложено написать диктант и выполнить грамматические задания к нему.(см. приложение 1)
Цель диктанта была следующая: проверить умение писать под диктовку текст, включающий в себя орфограммы по основным темам:
- Большая буква в именах и кличках животных;
- Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- Мягкий знак в середине и конце слова;
- Безударные гласные в словах;
- Парные звонкие и глухие согласные в конце слова.
Цель грамматических заданий: проверить умение использовать теоретические сведения в практической работе. При проверке работ мы руководствовались следующими критериями оценки письменных работ:
- Отметка «5» ставилась за диктант, в котором нет орфографических ошибок и все грамматические задания выполнены правильно;
- Отметка «4» - за диктант, в котором допущены 1-2 орфографические ошибки и 1 ошибка в грамматических заданиях;
- Отметка «3» - за диктант, в котором допущены 2-5 орфографические ошибки и 2 ошибки в грамматических заданиях;
- Отметка «2» - 6-8 ошибок и грамматическое задание не выполнено.
После проверки работ были получены следующие результаты.
В экспериментальном (3«а») классе оценку «5» получили -3 человека, что составило 11% от общего количества учащихся, «4» - 10 человек (36 %), «3» - 13 человек ( 46 %), «2» - 2 человека ( 7%).
При анализе работ были выделены основные группы и количество ошибок, допущенных на каждое правило.
Обозначили каждое правило римской цифрой:
(I) - большая буква в именах и кличках животных;
(II) - сочетания чу-щу, жи-ши, ча-ща;
(III) - мягкий знак в середине и конце слова;
(IV) - безударные гласные;
(V) - парные звонкие и глухие согласные в конце слова.
На правило I допустили ошибки 10 человек (36%).
На правило II - 10 человек (36%)
На правило III - 17 человек (61%)
На правило IV - 19 человек (68%)
На правило V - 15 человек (53%).
Таким образом, можно сделать вывод, что у учащихся слабо сформированы навыки по основным орфографическим правилам. На удовлетворительном уровне усвоены правила I и II, хуже правило IV.
Проанализировав выполнение грамматического задания, было определено, что учащиеся чаще всего затрудняются в заданиях, связанных с «орфографической зоркостью», так как в задании «подчеркнутые места, где можно допустить ошибки», подчеркнули все гласные и половину согласных более половины учащихся.