Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 18:35, дипломная работа
Анализ теоретических подходов, нынешняя ситуация педагогической деятельности учителей начальных классов при обучении детей позволяют выделить проблему исследования: каковы основные идеи К.Д. Ушинского в процессе обучения учащихся в начальной школе.
Проблема исследования в ее целостности и взаимосвязи, определили выбор темы исследования: «Идеи Ушинского в процессе обучения детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: изучить основные положения системы обучения младших школьников великого русского педагога К.Д. Ушинского.
Объект исследования: процесс обучения детей младшего школьного возраста в современной школе.
Введение…………………………………………………………………..………….3
Глава I. Теоретические основы педагогики К.Д. Ушинского в начальной школе
1.1 Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского………………………………..……………….................................7
1.2 Воспитание и обучение в трудах К.Д. Ушинского ………………………….15
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников с использованием основных идей К.Д. Ушинского.
2.1 Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку учащихся 3 класса…....................................................................31
2.2 Практика применения некоторых педагогических идей К.Д. Ушинского в процессе обучения младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………….………………………..35
2.3 Анализ экспериментального исследования……………………......................42
Заключение ………………………………………………………............................45
Список литературы ………………………………………………………………...48
§ 2.3 Анализ экспериментального исследования.
На заключительном этапе экспериментального исследования был проведён повторный контрольный срез, цель которого заключалась в проверке сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку. Учащимся было предложено написать диктант и выполнить грамматические задания к нему. Диктант включал в себя все орфограммы, изученные за время проведения эксперимента (см приложение 3).
Наблюдая, на уроках русского языка за учащимися в контрольном и экспериментальном классах мы отметили, что в экспериментальном классе учащиеся стали более внимательнее на уроках, самостоятельнее, инициативнее.
Анализируя работы учащихся и оценивая их, мы руководствовались теми же критериями, что и при проведении констатирующего эксперимента.
После проверки работ были получены следующие результаты.
В экспериментальном (3«а») классе оценку «5» получили -10 человек, что составило 36% от общего количества учащихся, «4» - 13 человек (46 %), «3» - 5 человек (18 %), «2» - 0 человек ( 0%).
В контрольном классе были получены следующие результаты: оценку «5» получили – 4 человека (14%), «4» - 11 человек (39%), «3» - 12 человек (43%), «2» -1 человек (3%).
Данные контрольного среза занесены в таблицу № 3. (см. приложение 4)
При анализе таблицы можно отметить, что отметка «2» за диктант в экспериментальном классе, исчезла вообще. 83 % учащихся написали диктант на «4» и «5».
Как видно из таблицы, у учащихся контрольного класса по-прежнему, присутствуют двойки. Основная масса (82%) учащихся получила отметки «3» и «4», отметку «пять» получили всего 4 человека (15%). В данном классе учащиеся допустили ошибки на правила, изученные в первом классе, в то время как в экспериментальном классе подобных ошибок вообще не было.
С грамматическими заданиями учащиеся экспериментального класса справились гораздо качественнее и быстрее, чем в контрольном классе.
Сравним данные, полученные при первом контрольном срезе (формирующий эксперимент) и при втором контрольном срезе (констатирующий эксперимент) в каждом классе. (Таблица № 4) (см. приложение 4)
Анализируя результаты, мы видим, что оценки в начале эксперимента в контрольном и экспериментальном классе отличались не намного. По окончанию эксперимента разница между оценками в экспериментальном и контрольном классах, существенно отличается. Отсюда можно сделать вывод, что обучение русскому языку и усвоение материала с применением основных педагогических рекомендаций К.Д. Ушинского в экспериментальном классе стало эффективнее.
Таким образом, на завершающем (контрольном) этапе нашего эксперимента мы можем сделать вывод; что изменение характера педагогического взаимодействия, в частности организация учебного процесса на уроках русского языка с использованием подходов К.Д. Ушинского повышает творческую активность и творческую способность учащихся, повышает уровень мотивационной сферы учащихся и все вышеперечисленное обеспечивает более эффективное обучение русскому языку в начальной школе.
В ходе формирующего эксперимента мы всегда основопологались на то, что обучение родному языку по К.Д. Ушинскому должно развивать у детей дар слова, прививать сознательное овладение его формами, умение правильно пользоваться им, обеспечить усвоение грамматических законов, т.е. логика языка.
К.Д. Ушинский научно разработал методику развития речи детей. Рассуждая о связи языка в мышления, он исходил из того, что они образуют единство, поэтому развитие речи тесно связывал с умственным воспитанием ребенка. Развивать у детей - дар слова, подчеркивал он, значит то же самое, что развивать у них логичность мышления. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только слова, их формы, сочетания, но и понятия о предметах, явлениях действительности.
Правильное развитие и совершенствование языка учащихся. воспитание у них глубокого уважения к устному и письменному слову, высокой культуре речи имеет большое значение в настоящее время в связи с задачами подготовки всесторонне развитого молодого поколения. Углубленное изучение и творческое использование педагогического наследия К.Д. Ушинского окажет значительную помощь учителям в этом важном деле.
Заключение
В ходе работы над темой ««Идеи Ушинского в процессе обучения детей младшего школьного возраста» нами была достигнута поставленная цель и задачи исследования. Были изучены основные положения системы обучения младших школьников К.Д. Ушинского, Раскрыты основные теоретические вопросы содержания профессиональной деятельности педагога по обучению детей в школе, выявлены основные проблемы в процессе обучения детей.
Среди основных педагогических идей К.Д. Ушинского мы рассмотрели некоторые из них.
Идея народности воспитания. Ушинский учил, что воспитание достигнет цели и будет содействовать развитию народного самосознания, народной жизни в целом, если оно будет иметь народный характер. Под народностью он понимал такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах, где выражается стремление народа сохранить свое национальное я, и способствовать его поступательному развитию во всех областях общественно - экономической жизни. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.
Учитель, как считает К.Д. Ушинский, должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.
Во втором параграфе I главы широко осветили ряд важных практических рекомендаций общедидактических положений К.Д. Ушинского, связанных с развитием мышления и речи учащихся. Это такие, как развитие самостоятельности у учащихся в процессе приобретения знаний, активизация познавательной деятельности с использованием логических методов и приемов обучения, природосообразное обучение как содействие свободному развитию способностей детей, учет психологических особенностей ребенка как важнейшее условие правильного построения всей учебной работы. Также рассмотрели некоторые методы воспитания, внимания, воли, памяти, эмоций по К.Д. Ушинскому. Изучили ряд положений, выдвинутых К.Д. Ушинским о построении обучения в определенной методической последовательности, о роли наглядного обучения для учащихся. В работе отразили, что К.Д. Ушинский был сторонником классно-урочной системы организации учебных занятий в школе.
В ходе исследования в процессе опытно-экспериментальной работы среди учащихся третьих классов на уроках русского языка нами подтверждена выдвинутая гипотеза: процесс обучения младших школьников будет успешным, если использовать следующие основные подходы К.Д. Ушинского:
а) обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным;
б) обучение должно строиться на основе принципа наглядности;
в) обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.
Таким образом мы выделили ряд выводов:
В педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основа в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизни. Язык - явление историческое, способное к бесконечному развитию.
К.Д. Ушинский научно разработал методику развития речи детей. Рассуждая о связи языка в мышления, он исходил из того, что они образуют единство, поэтому развитие речи тесно связывал с умственным воспитанием ребенка. Согласно К.Д. Ушинскому, развитию речи учеников в значительной степени способствует вдумчиво подобранный дидактический материал. Прекрасным материалом для развития речи и мысли являются образы, непосредственно воспринятые из внешнего мира. Для успешного решения этих задач учителям нужно дать углубленную, разработку основ развивающего обучения. Закономерным является широкое использование в современных теоретических исследованиях и практических рекомендациях общедидактических положений К.Д. Ушинского, связанных с развитием мышления и речи учащихся. Важным средством развития чувства точного и меткого словоупотребления он считал разнообразные лексические упражнения, применение наглядных пособий. Эти положения, наполненные новым конкретным содержанием, широко используются в практике современной школы. Согласно требованиям новых программ, учителя все больше уделяют внимание обогащении и развитии словарного запаса учащихся, овладению нормами литературного языка.
К.Д. Ушинский придавал большое значение выбору методов и их разнообразию, стремясь освободить обучение от механической зубрежки, внести в него начала личного интереса и самодеятельности учащихся, придать ему развивающий характер.
К.Д. Ушинский считал необходимым положить в основу теории обучения основное и коренное стремление человека - свободную и целесообразную творческую деятельность, которая должна осуществиться под руководством учителя.
1. Андреева, И.Н. История образования за рубежом и в России : Учебное пособие / И.Н.Андеева – М. : Академия 2001.
2. Баранов С.П. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для пед. уч. «Преподавание в нач. классах общеобразовательной школы»/ С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин – 2-е изд., М.:Просвещение, 1987.
3. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. - М.: Педагогика, 1988.
4. Григорович, Л.А. Педагогика и психология : Учебное пособие / Л.А. Григорович – М. : Просвещение 2003.
5. Вопросы истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я. – Б.: Издательство БГПУ, 1999.
6. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г.
7. Гревцева Г.Я. К.Д. Ушинский о народном воспитании/ Ушинский К.Д. и развитие современной науки и практики: материалы региональной межвузовской конференции.- Чел.,2004 г.
8. Зверев И.Д. Теория и практика методов обучения в современных условиях общеобразовательной школы. М., 1975.
9. История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1982.
10. История педагогики (История образования и педагогической мысли)/Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003
11. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение,1982.
12. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. – М.: Прометей, 1992. – 528 С.
13. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – Тбил., 1974г
14. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. М., 1975.
15. Основные теории преподавания К.Д. Ушинского - М., 1980.
16. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
17. Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 С.
18. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырева. М.: Изд-во МГУ, 1982.
19. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по специальности «Педагогика и методика нач.обучения».- М.: Просвящение, 1979. – 431 с., ил.
20. Савин Н.В. Педагогика. Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1972.
21. Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского//Педагогика. № 4. 2004 г.
22. Соловейчик М. С, Жеден П. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. Соловейчик М. С. -М.: Просвещение. -1993.-383с.
23. Усова А.В. К.Д. Ушинский о воспитании: значение его идей в наши дни/ К.Д. Ушинский и проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции. 26 окт. 1999г. - Челябинск, 2000 г.
24. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1998 г.
25. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т.8.- М.,1950 г.
26. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ Ушинский К.Д. Ушинский /Сост. П.А. Лебедев.- М., 1998
27. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998 г.
28. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2/ Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1974 г.
29. Ушинский К.Д.: наука и искусство воспитания/Сост. С. Ф. Егоров.- М., 1994 г.
30. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996.
31. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996.
32. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.