Изучение интереса младших школьников к истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

История, как учебная дисциплина является очень важной. При её изучении воспитывается патриотизм, уважение к опыту предков. Развиваются умения искать причинно-следственные связи. Пересказывая исторические события, при этом добавляя свою точку зрения на них, происходит развитие речи, памяти, мышления. К тому же человек просто обязан знать историю своего края, страны, а также мира и этапы развития человечества, причины тех или иных событий, для того чтоб предвидеть их в будущем.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина – патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества. К сожалению, под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса к истории России учащихся 2 класса
1.1Патриотическое воспитание младших школьников 7
1.2 Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у учащихся 2 класса 11
Глава 2. опытно-эксперементальная работа по развитию познавательного интересса к истории России учащихся 2 класса
2.1 Методика изучения уровня развития познавательного интересса к истории России у учачащихся второго класса 26
2.2Проект технологии развития познавательного интереса к истории России…у учащихся второго класса 31
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Александрова 21.06.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Познавательный интерес  способствует общей направленности деятельности младших школьников и может играть значительную роль в структуре их личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

-уровнем развития  интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

-характером (многосторонними,  широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

-местом познавательного  интереса среди других мотивов  и их взаимодействием;

-своеобразием интереса  в познавательном процессе (теоретической  направленностью или стремлением  к использованию знаний прикладного характера);

-связью с жизненными планами и перспективами [9,c.270].

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность младших школьников.

Развитие познавательных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития познавательных интересов младших школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование. Для младшего школьного возраста наиболее эффективным средством для развития познавательных интересов является использование игровых технологий, о возможностях которых пойдет речь в следующем параграфе.

 

Выводы  но первой главе

Патриотическое  воспитание младших школьников, по мнению Леонтьева,  – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Суть познавательного  интереса состоит в том, что объектом его является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений (а не просто быть потребителем информации о них), познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.

Так же в первой главе мы рассмотрели условия  формирования познавательного интереса к истории России у младших  школьников и пришли к выводу, что развитие познавательных интересов прямо зависит от организации учебной работы.

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-эксперементальная работа по развитию познавательного интересса к истории России учащихся 2 класса

 

2.1 Методика  изучения уровня развития познавательного интересса к истории России у учачащихся второго класса

 

Цель  эксперемента: выявить уровень развития познавательного интересса у учащихся 2 класса к истории России.

Задачи  исследования:

  1. Определить критериии показатели развития познавательного интересса к истории России у учащихся второго класса.
  2. Подобрать диагностический материал.
  3. Оформить результаты исследования.

Для определения  уровня развития познавательного интереса к истории России у учащихся 2 класса был проведен констатирующий этап эксперимента. В его проведении приняли участие 20 детей 2 «б» класса. Исследование поводилось на базе МОШ № 12 города Нижневартовска.

Для решения  первой задачи констатирующего эксперимента использовался анализ литературы, который показал, что критериями развития познавательного интереса к истории России у младших школьников являются устойчивость, осознанность и активность (С.Л.Рубинштейн [19], Г.И. Щукина). Показатели и уровни интереса к истории России у учащихся младшего школьно возраста представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса

Критерии

Показатели, уровни

Устойчивость

Выбор литературы, связанной с историей России из всех видов литературы; положительное к ней отношение.

Склонность к изучению истории России.

Осознанность

Мотивирует  свой выбор литературы по истории  России.

Активность

Проявляет активное желание в изучении истории России, частое продолжительное общение с книгами по истории России и истории Родного края.


 

 

Характеристика уровней развития познавательного интереса к истории России у младших школьников

 

Уровень

Характеристика

Высокий уровень

(интерес проявляется всегда - 3 балла)

Школьник проявляет  положительное отношение к литературе, связанной с историей России, проявляет активное желание в её изучении. Слушает с большим интересом историю Родного края. Мотивирует выбор литературы, связанной с историей России.

Средний уровень (интерес  проявляется ситуативно - 2 балла)

Школьник проявляет  положительное отношение к литературе, связанной с историей России, но в выборе литературы, помимо книг истории Родного края, предпочитает  книги художественной литературы. Не всегда может объяснить свой выбор.

Низкий уровень -

(интерес не проявляется - 1 балл)

Ученик не интересуется литературой, связанной с историей России. Не проявляет осознанного интереса к истории Родного края, не проявляет активного желания в изучение истории России.


 

Для диагностики  уровней развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса использовалась группа методов: диагностическое задание, беседа, наблюдение за деятельностью детей.

Для оценки устойчивости интереса учащихся использовались диагностическое задание.

Диагностическое задание. Учащимся предъявляли карточки, на которых изображены названия книг: « Русские народные сказки»; Стихотворения любимых поэтов; история России ( Родного края); « Детские рассказы»; Затем каждому ребенку давалась инструкция: « Выбери книги, которые ты предпочитаешь  читать в свободное время в группе, дома».

Критерии оценки:

Низкий  уровень: ребенок выбирает литературу различных жанров. Отсутствует  потребность в чтение книг по истории России, Родного края.

Средний уровень: ребенок предпочитает читать книги различных жанров и книги об истории России и Родного края.

Высокий уровень: ребенок предпочитает читать книги о истории России и о истории Родного края.

Для оценки осознанности интереса к истории России у младших  школьников использовалась индивидуальная беседа, в ходе которой учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

    1. Какие знаменательные события из истории нашей страны вы знаете?
    2. Что вы знаете о ВОВ?
    3. Кто является президентом нашей страны?
    4. Какой город является столицей России?
    5. Знаете ли вы кто такие ветераны?
    6. Расскажите историю зарождения нашего города?
    7. В каком году был основан город Нижневартовск?
    8. Хотели бы послушать рассказ о ВОВ?

     8.Хотели бы вы чтобы вам на уроке рассказывали об истории России и города Нижневартовска?

Делая вывод  по проведенному опросу, можно констатировать, что у учащихся 2 класса преобладает средний уровень осознанности интереса к истории России.

25% учащихся обладают высоким уровнем осознанности , 25% учащихся обладаю средним уровнем,  и 60 % учащихся обладают низким уровнем.

Для оценки  активности интереса детей к истории России использовался метод наблюдения за деятельностью детей. Учащимся предлагалась выставка книг. В неё входили книги художественной литературы: рассказы, сказки, детективы и книги по истории России, истории родного края, зарождения города Нижневартовска. Учащимся предлагалось выбрать книгу, которая его больше интересует.

По  выбору учащимися книг, можно сделать  вывод, что наибольшую заинтересованность учащиеся имеют к рассказам и сказкам. Книги по истории России и окружающего края, не одним учащимся выбрано не было.

 

Уровни развития интереса младших школьников к истории России.

 

  В результате констатирующего  этапа были получены количественные  и качественные результаты, показывающие  уровни развития познавательного интереса к истории России у младших школьников по трем критериям. Они занесены в протоколы ( приложение 1) и представлены в таблице 3.

Таблица 3

Исходный уровень развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса по трем критериям, в %

 

 

Устойчивость

Осознанность

Активность

Выс.      Сред.      Низ.

Выс.      Сред.      Низ.             

Выс.       Сред.     Низ.

0              15          85

25          25              50         

0              10           90                       


 

Полученные  данные показывают, что устойчивость познавательного интереса к истории России у большинства учащихся находится на низком уровне- 85%. 3 человека из класса обладают среднем уровнем устойчивости интереса к истории России- 15%. Руслан, Лена и Ира выбрали книги художественной литературы- это " Русские народные сказки" и " Детские рассказы", но все же в выборе этих учащихся преобладала и книга по истории России. Руслан и Лена выбрали книгу по истории России, а Ира выбрала книгу по истории Родного края.

Высокий уровень интереса к истории России не обнаружен ни у кого.

Осознанность познавательного интереса к истории России у половины класса находится на низком уровне - 50%. Учащийся имеет  низкие  знания о истории России, отсутствует желания изучать историю родного края. Средний уровень осозннаности познавательного интереса к истории России у младших школьников имееют 25% учащихся. Алина, Радмир, Никита Л., Никита В. и Миша при ответах ,в ходе беседы, не сразу отвечали на заданный вопрос, но в свои ответы мативировали, объясняли, почему им интерестно изучать историю России.

 Высоким уровнем осознаности интереса к истории России обладают 25% учащихся.Алина, Лена, Руслан, Настя и Данил хорошо ориентировались в ходе беседы и мотивировали свой интерес в изучение истории России.  Активность интереса к истории России почти у всего класса находится на низком уровне- 90%. Среднем уровнем познавательного интереса к истории России обладают 10% учащихся.Алина, Артем, Лена выбрали на выставке книг "Детские рассказы", но обратили внимание на книги истории России и Родного края. В итоге ученики взяли книги по истории Росии, но читать их не стали. Высокой активностью познавательного интереса к истории России не обладает не один ученик.

Исходные уровни развития интереса к истории России у учащихся 2 класса представлен на рис.1

 

Рис.1.Уровень развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса.

Полученные  данные показывают следующее.

1. В  классе никто из детей не  продемонстрировал высокий уровень  развития интереса к истории России.

2. Преобладающим  является низкий уровень развития  интереса к истории России, который  характерен для 75% учащихся.

3. Средний  уровень развития интереса к  истории России характерен для  16,6 % учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Проект технологии развития познавательного интереса к истории России

Цель: разработать проект педагогической технологии развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса.

 

В своей работе мы будем опираться на определение, данное М.В. Клариным: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [25, c.15]

Понятие «педагогическая  технология» может рассматриваться  в трех аспектах:

научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

Информация о работе Изучение интереса младших школьников к истории России