Изучение интереса младших школьников к истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

История, как учебная дисциплина является очень важной. При её изучении воспитывается патриотизм, уважение к опыту предков. Развиваются умения искать причинно-следственные связи. Пересказывая исторические события, при этом добавляя свою точку зрения на них, происходит развитие речи, памяти, мышления. К тому же человек просто обязан знать историю своего края, страны, а также мира и этапы развития человечества, причины тех или иных событий, для того чтоб предвидеть их в будущем.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина – патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества. К сожалению, под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса к истории России учащихся 2 класса
1.1Патриотическое воспитание младших школьников 7
1.2 Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у учащихся 2 класса 11
Глава 2. опытно-эксперементальная работа по развитию познавательного интересса к истории России учащихся 2 класса
2.1 Методика изучения уровня развития познавательного интересса к истории России у учачащихся второго класса 26
2.2Проект технологии развития познавательного интереса к истории России…у учащихся второго класса 31
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Александрова 21.06.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

процессуально-описательном -  как описание (алгоритм)  процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

процессуально-действенном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [25].

При разработке педагогической технологии по развитию познавательного интереса к истории России мы использовали следующие классификационные параметры:

По  философской основе: гуманистическая.

По  ведущему фактору психического развития: комплексная.

По  научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

По  ориентации на личностные структуры: информационная, ЗУН.

По  характеру содержания и структуры: обучающая и воспитывающая.

По  типу организации и управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По  организационным формам: классно-урочная.

По  подходу к ребёнку: личностно-ориентированная.

По  категории обучаемых: массовая.

Концептуальная  основа технологии.

При разработке технологии мы опиралась на исследования о развитии познавательного интереса у младших школьников как мотив познавательной деятельности (Р.Д. Тригер, К.М. Рамонова, Н.К. Постникова, И.Д. Власова, Л.Ф. Захаревич, Л.М. Маневцова, Т.А. Куликова, Е.В. Иванова, Е.С. Бабунова, Л.Н. Вахрушева и др.).

Исследования о содержании познавательных интересов, которые могут охватывать разные области окружающей действительности (И.С. Фрейдкин, Н.Н. Никандров, Н.Г. Комратова, Л.М. Кларина, О.Р. Галимов, Г.И. Петку).

Таблица 2

Схема педагогической технологии развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса

Целевой модуль

Цель: развитие познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса.

Задачи:

  1. Формирование у школьников знаний об истории города, где родился и вырос.
  2. Формирование знаний об историческом прошлом России.
  3. Воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам.

Содержательный  модуль

1 блок - « Моя малая родина»

2 блок - « Я - Гражданин России»

Процессуально –деятельностный модуль

Этапы работы.

I  этап.   Изучение  истории  своего  края,  его  настоящего  и     будущего,  культуры,  быта, традиций,  развитие у детей устойчивости интереса к истории страны. 

II этап.  Изучение  истории,    культуры,  быта,  символики государства, развитие у детей осознанности и активности интереса к истории России. 

 Участники образовательного процесса: дети 8-9 лет, учитель.

Средства: учебники, художественная литература, видеофильмы.

Методы: беседа, рассказ, наблюдение, метод убеждения, метод упражнения.

 Последовательность: поэтапная реализация каждого блока

Диагностико-результативный модуль

Результат: повышение уровня развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса.

Диагностические методы: беседа, наблюдение, тестирование.


 

На   первом  этапе   начинается   изучение   истории   своего   края,   его  настоящего и будущего, культуры, быта и традиций.  Классный  час «Моя малая Родина» частично выстраивается  на знаниях учащимися своего  родного  города,  его  улиц,  предприятий,  культурных  и  исторических  памятников  и  затем  пополняются в течение последующих лет обучения.

1 этап. Знакомство с достопримечательностями города Нижневартовска, их название и история.

2 этап. Рассказ учителя о истории зарождения города Нижневартовска.

3 этап. Ученикам предлагалось написать сочинение на тему « Мой любимый Нижневартовск». В нем дети описывают, что им больше нравится в городе, учитывая все знания которые они получили за урок.

Таким образом, работа, организованная на первом этапе  технологии, способствует знакомству с достопримечательностями города, его истории, воспитывает у детей чувство гордости о своем Родном крае.

Расширьте первый этап одного рассказа мало. Как вы предполагаете знакомить с достопримечательностями города, связанными с его историей и историей России. 

На  втором  этапе   дети  готовы  воспринимать  более  сложный  материал.  Был разработан  цикл классных часов о родной стране: «С чего начинается  Родина»,  «Символика Российского государства»,  «Я  гражданин  России», (Приложение 2).

Задание 1. Ранжирование понятий (выбирают самые значимые для себя).

 Основные  понятия:  безразличие,  бескорыстие,    взаимопонимание,  высокомерие,    долг,   доброта,      дружба,      достоинство,      гуманность,   искренность,  любовь,  миролюбие, милосердие,  невыдержанность,    недоверие,   ненависть,   пренебрежение,   сочувствие,   сопереживание,      содействие,   совесть,   справедливость,   помощь,   теплота,    терпимость, толерантность,  холодность,  уступчивость,  человечность,  честь.

Задание 2.   Тест «Ты гражданином быть обязан»

Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его  гражданскую сферу.

Ход  эксперимента:  воспитанникам  предлагается  список  слов:  патриотизм,  трудолюбие,  требовательность,   выдержка,   творческое   отношение   к   труду, справедливость,  настойчивость,  долг, совесть,  честь,  мужество,   жизнерадостность,  искренность,  гражданственность,  решительность,  отзывчивость,   ответственность,    радушие,  сдержанность,  сострадание,  терпеливость,  упорство,  уверенность,  энтузиазм.  Необходимо  записать слова в три колонки:  

- самые значимые для тебя слова, характеризующие его  гражданскую направленность;  

- слова, которые присущи тебе;  

-слова, не значимые для тебя.

Анализ  полученных   данных позволит установить  и  проанализировать  причины  расположения  качеств  данным  воспитанником  и классом  в  целом,  определить  различия  в  этом  плане,  сопоставить  оценку  качеств,  характерные  и  нехарактерные  для  гражданской  зрелости.

Таким образом, обращение к  символам государства способствует  воспитанию у школьников  уважительного отношения  к своей Родине, гордости за  нее, сопричастности к  ее истории.

Работа в  рамках данного опыта позволяет  сделать определенные выводы: применение  элементов  опыта  возможно  в  любой  школе  и  требует  лишь  желания  и  умения классного руководителя; опыт не является трудоемким.

Опыт обеспечивает: рост успешности младших школьников; нравственное и физическое взросление; расширение знаний о , малой родине, России; воспитание целостной личности.

Результативность   данного  педагогического  опыта  определяется  по  следующим  критериям:  

1. Уровень сформированности  гражданского и патриотического  сознания личности.  

2.  Выявление  представления    воспитанников  о  качествах  человека,  характеризующих  его  гражданскую позицию;  

3. Определение  характера отношения школьника  к Отечеству. 

Вывод по второй главе

 

В данной главе мы определили уровни развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса. Затем нами был подобран ряд диагностик соответствующий данной теме и проведен с учащимися 2 класса.

Анализируя полученные результаты, мы выявили преобладающий низкий  уровень развития познавательного интереса учащихся второго класса к истории России.

Причинной этого явилось то, что педагоги и родители данного класса не уделяют должного внимания работе по развитию интереса к истории России.

Мы предполагаем, что данная педагогическая технология поможет повысить уровень познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Суть познавательного  интереса состоит в том, что объектом его является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений (а не просто быть потребителем информации о них), познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.

Интерес к истории  России - образование развивающее, формирующее по нескольким направлениям: повышается его устойчивость, изменяется его глубина, расширяется его содержание, усиливается его действительность. Поэтому критериями для оценки интереса к истории России у учащихся второго класса является его осознанность, устойчивость и активность.

Развивать интерес  у младших школьников к истории  России необходимо на диагностической  основе. Методика диагностического исследования включала группу методов: диагностическое задание, беседа и наблюдение за деятельностью учащихся.

Анализ эксперимента показал низкий и средний уровень развития познавательного интереса у учащихся второго класса, а значит его нужно развивать. Для этого нами был разработан проект педагогической технологи по развитию познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса. Он включает в себя 2 этапа:

I  этап. Изучение истории  своего  края, его  настоящего  и будущего,  культуры, быта, традиций, развитие у детей устойчивости интереса к истории страны. 

II этап.  Изучение  истории,  культуры, быта, символики государства, развитие у детей осознанности и активности интереса к истории России. 

Данная технология направлена на: воспитание патриотических чувств у учащихся второго класса; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России.

Оформить по правилам, см. источники с 20 по 24 (оформлены правильно). Я вам их выделила.

Список литературы

  1. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения С.П.Баранов. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
  2. Борзова, Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе [ Л.П. Борзова. - М.: Владос пресс, 2004.- 220с.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: 1968.- 249с.
  4. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова.- М.: Просвещение, 1983. – 96с.
  5. Мещерякова, З.П., Зинченко, В.П. Современный психологический словарь / З.П.Мещерякова, В.П.Зинченко. - С.Пб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 634 с.
  6. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / А.Н. Джуринский, Э.К. Никитина – М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.- 400с.
  7. Савин, Н.В. Педагогика. Учебное пособие для педагогических училищ, издание 2-е, дополненное / Н.В. Савин - М.: Просвещение, 1978 . – 351с.
  8. Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы // Учеб. пособие к спецкурсу / Ф.К. Савина. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1988. - 61c
  9. Сластёнин, В.А., Каширин, В.П., Психология и педагогика / В.А. Сластёнин, В.П.Каширин. - М.: Академия, 2001. – 480с.
  10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
  11. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  12. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
  13. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.
  14. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. – М.: Терра, 2001.
  15. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2-е, переб. И доп. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006. – С. 352.
  16. Мальгин А. С., Мальгин М. А. Ратная слава Отечества. – М.: Экзамен, 2006.
  17. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 52.
  18. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе Н.Г. Морозова // Психология и педагогика, 1979.- №2.- С. 5.
  19. Рубинштейн, С.Л. Общая психология [Текст] / C.JI. Рубинштейн. — М.: Владос, 2008. - 453 с.
  20. Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В.Петровский.

М.: Академия, 2005. - 496 с.

  1. Шорохова, О.А. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников [Текст] / О.А. Шорохова. - М.: ТЦ «Сфера», 2007. - 208 с.
  2. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов. - М.: Академия, 2005. - 453 с.
  3. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития [Текст] / Д.Б.Эдьконин. - М.: Владос, 2009. - 484 с.
  4. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов у детей [Текст] / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. - 1973. - №11. - С.26- 29.
  5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г. К. Селевко. – Народное образование, 1998.

25. http://festival.1september.ru/authors/105-001-280/

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1

Итоговые показатели развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса.

Имя учащегося

Устойчивость

Осознаность

Активность

1Алина К.

Средний

Высокий

Средний

2 Алина Б.

Низкий

Средний

Низкий

3 Артем Г.

Низкий

Низкий

Средний

4 Самир А.

Низкий

Низкий

Низкий

5 Радмир Ш.

Низкий

Средний

Низкий

6 Саша П.

Низкий

Низкий

Низкий

7 Даша П.

Низкий

Низкий

Низкий


 

8 Лена М.

Средний

Высокий

Средний

9 Руслан Р.

Средний

Высокий

Низкий

10 Никита Л.

Низкий

Средний

Низкий

11Никита В.

Низкий

Средний

Низкий

12 Рузана Г.

Низкий

Низкий

Низкий

13Оля Ф.

Низкий

Низкий

Низкий

14 Миша Ж.

Низкий

Средний

Низкий

15 Карина Г.

Низкий

Низкий

Низкий

Информация о работе Изучение интереса младших школьников к истории России