В начальных классах применяются
следующие виды пересказа:
- подробный, близкий к тексту;
- краткий, или сжатый;
- выборочный или частичный;
- творческий.
Подробный пересказ
ставит задачей передать содержание образца,
сохраняя при этом композицию, логику
текста, лексику, синтаксис. Такие пересказы
служат средством обогащения языка школьников,
воспитания у них чувства языка, а также
средством закрепления в детской памяти
содержания прочитанного во всех его деталях.
Краткий (сжатый)
пересказ – предполагает передачу
лишь основного содержания текста, лишенного
деталей, подробностей. Сжатие формирует
у детей умения вычленять главное; сокращать
текст, сохраняя смысл; отбирать лишь существенное;
создавать собственный, сжатый текст.
Ступени сжатия текста могут быть изображены
такой схемой:
Подробный_______Краткий_______План______Главная
мысль всего
пересказ
пересказ
текста в одной фразе
Выборочный пересказ
предполагает передачу какой-то одной
из частных тем (микротемы) излагаемого
текста. Выборка может производиться из
разных частей текста, например, предлагается
пересказать то, что относится к характеристике
определенного героя или же то, что характеризует
картины природы. Творческий пересказ
характеризуется изменениями и дополнениями
в тексте с целью его переосмысления:
- добавить, что могло предшествовать той
ситуации, которая изображена в произведении,
т.е. придумать начало;
- придумать, как могли разворачиваться
события дальше, т. е. продолжить сюжет;
- изменить рассказчика (повествование
ведется от 3 лица – пересказ строится
от 1 лица, повествование ведется с точки
зрения рассказчика – пересказ с точки
зрения другого персонажа.
Такие упражнения
тренируют гибкость читательского
взгляда, приучают видеть позиции
разных героев, сопереживать им. Инсценирование
и все ее формы: чтение по ролям, пантомима,
постановка живых картин
– является cамым трудным
и самым интересным приемом организации
творческой деятельности учащихся
по следам прочитанного. Инсценировать
рекомендуется тексты, в которых много
диалогов и сравнительно простая обстановка.
Переходом от обычного чтения к инсценированию
служит чаще всего чтение по ролям Читая
в лицах, дети отрабатывают выразительность,
лучше выделяют слова, принадлежащие героям.
Все названные приемы помогают глубже
проникнуть в произведение, вызывает сочувствие
героям, становятся средством выражения
собственного отношения прочитанному,
развивает речь учащихся. (18)
Анализ произведения.
Анализ художественного произведения
ведется по логически законченным частям.
Части эти определяет учитель, исходя
из содержания и структуры произведения.
Каждая часть читается вслух вызванным
учеником, другие следят за чтением по
книге. После чтения осуществляется обучение
«думаю во время чтения», т.е. производится
анализ прочитанной части. Самый распространенный
прием анализа – беседа, т.е. постановка
вопросов к прочитанной части. Вопросы
беседы должны быть целенаправленны,
должны ставиться в определенной системе.
Вопросы помогают детям уяснить факты
произведения, осмыслить их с точки зрения
идейной направленности, т.е. понять причинно-следственные
связи, осознать позицию автора, а также
выработать собственное отношение к читаемому.
Кроме постановки вопросов, в ходе анализа
могут быть использованы и другие приемы,
такие, как выборочное чтение, иллюстрирование
или же
составление плана произведения, в некоторых
случаях чтение по ролям, а в старших классах
начальной школы – постановка вопросов
к тексту самими учащимися. Последний
прием может стать для учителя показателем
глубины прочтения текста детьми. Так как
мы рассматриваем младший школьный возраст,
особое внимание хотелось бы уделить работе
с таким жанром как сказка. Сказка – специфический
жанр, любая сказка – это "особый замкнутый
мир, в котором действуют законы, непримиримые
в реальном мире". Законы "сказочного
мира" аналогичны с точки зрения здравого
смысла, но совершенно естественны внутри
сказки. В свое время их сформулировал
Д.Д. Нагишин, дав тем самым любому , кто
хочет вчитаться, вслушаться в сказку,
понять ее, почувствовать ее особый аромат,
ключ к тайнам. Сказки сохраняют свою национальную
индивидуальность, а каждая народная сказка
своеобычно и по-своему неповторима. Работая
со сказкой (чтение детей, чтение вслух
взрослыми, различные формы пересказа
и переложение сказок на другие виды) необходимо
указывать на ее особенности, вместе с
детьми добираться до ее смысла, широко
использовать сказку, как источник эстетического
воспитания детей и их наслаждения искусством.Прием
устного (словесного) рисования поможет
ребятам подметить характерную деталь,
схватить главную мысль. Выразительное
чтение, чтение по ролям всегда доставляет
ребятам удовольствие, облегчает усвоение
типичных особенностей сказки: разговорный
язык, повторы, особая ритмика. Благодарнейшим
способом изучения сказки является ее
инсценирование. Этому способствует насыщенность
сказки диалогами. Под руководством
взрослым составление детьми киносценариев
по сюжету сказки. Данная работа – надежный
путь к осмыслению сказки. Большое значение
при чтении сказок имеет интонация. Неверная
интонация "разрушает иллюзию сказочного
мира". Сказка становится тусклой, неинтересной,
бесцветной, а ее темперамент, отражение
в ней личности, неповторимые оттенки
смысла исчезают. Чтение сказки – не воспроизведение
неких событий, но творчество в нем, и задумчивость,
и акцент, и смысловое ударение говорит
слушателям не меньше самого текста. Формы
работы со сказкой могут быть самыми разнообразными.
Укажем еще на некоторые смысловые акценты,
которые представляются значимыми и с
подачи родителей, воспитателя или учителя
будут способствовать благотворному влиянию
на формирование личности ребенка. Они
могут реализовываться в ходе беседы о
сказке, в виде вопросов, обращенных к
детям, в качестве заданий, предлагаемых
ребенку после знакомства со сказкой.
Основываясь на литературоведческих закономерностях
построения художественного произведения,
на психологии восприятия художественного
произведения младшими школьниками, а
так же на собственно методических положениях
о чтении художественного произведения
в начальных классах, современная методика
чтения выделяет три этапа работы над
художественным текстом: первичный синтез,
анализ, вторичный синтез. При этом
ведущей деятельностью у учеников под
руководством учителя является анализ
произведения. Он должен стать центральным
звеном урока классного чтения. Ему предшествует
первичный синтез произведения, который
складывается из подготовительной работы,
первичного восприятия текста и проверки
первичного восприятия (или первичного
анализа). Организацию работы по осмыслению
литературного произведения М.С. Васильева,
М.И Оморокова, Н.Н. Светловская представили
в схеме, в основу которой положены законы
восприятия произведения, психологические
особенности его понимания детьми с учетом
целей и средств обучения.
Заключение
В данной курсовой работе мы
на основе анализа специальной литературы
по данной теме, выполнили все поставленные
нами задечи. А именно:
- В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
- Чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.
- Произведения А.С. Пушкина привлекают внимание детей динамичным сюжетом, необычными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то они легко воспринимаются, и в то же время вызывают удивление, воспитывают благородные чувства. Произведения А.С. Пушкина сопровождают своего читателя
и дальше: взрослея, он знакомится с пушкинской
прозой и драматургией, романом в стихах
«Евгений Онегин» и поэмами. Так, не будучи
детским поэтом, А.С. Пушкин создал целостный
мир, без которого уже нельзя представить
себе отечественную детскую литературу.
- Основываясь на литературоведческих
закономерностях построения художественного
произведения, на психологии восприятия
художественного произведения младшими
школьниками, а так же на собственно методических
положениях о чтении художественного
произведения в начальных классах, современная
методика чтения выделяет три этапа работы
над художественным текстом: первичный
синтез, анализ, вторичный синтез. При
этом ведущей деятельностью у учеников
под руководством учителя является анализ
произведения. Он должен стать центральным
звеном урока классного чтения. Ему предшествует
первичный синтез произведения, который
складывается из подготовительной работы,
первичного восприятия текста и проверки
первичного восприятия (или первичного
анализа). Организацию работы по осмыслению
литературного произведения М.С. Васильева,
М.И Оморокова, Н.Н. Светловская представили
в схеме, в основу которой положены законы
восприятия произведения, психологические
особенности его понимания детьми с учетом
целей и средств обучения.
Мы доказали что, если методически,
применяя различные приемы и упражнения,
изучать произведения А.С. Пушкина, а непосредственно
Сказки ( учитывая пихолого-педагогические
особенности детей в младшем школьном
возрасте), на уроках чтения в начальных
классах, то восприятие их детьми будет
эффективнее.
Литература
1. Васильева М.С.,
Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные
проблемы обучения чтению в начальных
классах. – М., Педагогика, 1997.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические
произведения. М., 195614. Ушинский К. Д. Сочинения.—М.;
Л., 1948. 3. Выготский Л.С. История
развития высших психических функций
//Собр. соч.: В 6т. – М., 2003.
4.
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман
Г.А. Младший школьник как субъект учебной
деятельности // Вопросы психологии. –
2002.
5. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под
общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН
РСФСР, 2007.
6. Данилов М.А. Умственное воспитание //
Сов. Педагогика. – 2004.
7. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения
младших школьников. Начальная школа.
– 1989. 8. Зайцев В.Н. Резервы обучения
чтению. – М., Просвещение. 1991.
9. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогическая
коррекция младших школьников. Начальная
школа. – 2003.
10. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических
занятий в начальной школе. Начальная
школа. 1997.
11. Кириллова Г.Д. Теория и практика
урока в условиях развивающего обучения.
– М., 2007.
12. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ
над текстом на уроках чтения. Начальная
школа. – 1990.
13. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Книга для
учителя. – М., «Педагогика», 1990.
14. Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным
фольклором при изучении раздела «Устное
народное творчество». Начальная школа
№8 1993.
15. Максимова З.Н. Устное народное творчество
и изобразительное искусство. Начальная
школа №8 1994.
16. Методика
преподавания литературы /Под ред. О.Ю.
Богдановой, В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение,
1995.
17. Нечаева Н.В Организация
литературного творчества. Методические
рекомендации. – М., МП «Начальная школа»,
1992.
18. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: Проблема системного и сравнительного
анализа. – М.: 1976.
19. Никитина Л.В. Повышение эффективности
уроков чтения путем организации групповой
работы. Начальная школа. - 2001.
20. Романовская З.И. Чтение (2класс):
Методические рекомендации. – М., МП «Новая
школа», 1992.
21.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т.5. –
М.: Гардарики, 2000.
22. Храпченко М.Б. Размышления о системном
анализе литературы Вопросы литературы.
– 1975.
Приложение1
Разработка урока
чтения по теме «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке
и рыбке»
Цели:Образовательные: - познакомить с биографией и
сказками А. С. Пушкина,
- формировать умение выразительно читать,
анализировать текст. Развивающие:
развивать умение чувствовать себя и передавать
своё отношение через цвет, эмоции, развивать
память, внимание, артистические способности. Воспитательные:
воспитывать культуру общения, умение
не поддаваться чужому влиянию.
Ход урока
1. Организационный момент. -
Поприветствуем наших гостей.
Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем же наш урок.
Развитие артикуляционного
аппарата. - Вытягиваем губки
за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий
рот), в разные стороны (улыбка).
-произнесите звуки о, и,
оу.
2. Актуализация знаний.
- В конце прошлого урока
мы поставили перед собой цель
нашей последующей работы. Вспомните
её. (продолжить работу по разделу “Авторские
сказки”)
- Какие задачи на сегодняшний
урок? (Работа “в позиции читателя”
над произведением). - Послушайте
стихотворение (чтение стихотворения)
Работа со стихотворением.
Ищи свою дорогу с малых
лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
- Прочитать орфографически.
- Прочитать выразительно.
Какие люди могут
оставить яркий след в истории?
(писатели, поэты, художники, изобретатели)
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передается в поколеньях.
Тот огонь, что он зажег у нас.
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспылает от искры заветной.
Л. Преображенская.
- Сегодня на уроке мы
поговорим об одном из них.
3. Постановка учебной
задачи.
Ребята просматривают
первые кадры из поэмы “Руслан
и Людмила”.
- Ребята, кто автор этого
отрывка? (А.С. Пушкин)
портрет А.С. Пушкина
- Сегодня на уроке мы
познакомимся с произведением
этого автора.
Звучит любая мелодичная
классическая музыка. В это время
ученик в костюме лицеиста рассказывает
биографию А.С. Пушкина.
“Величайший русский поэт
А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в
Москве. Начальное образование, воспитание
получил от гувернантов-французов,
бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая
научила Сашу читать и писать по-русски,
и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей
будущему поэту много замечательных сказок.
Окончил Царскосельский Императорский
лицей и был принят на государственную
службу. Основное время посвящал литературному
творчеству. А.С. Пушкин написал много
сказок, которые до сих пор любят взрослые
и дети”.
- А, вы, знаете сказки
А. С. Пушкина?
- Сейчас мы это узнаем.
Группам раздаются части
фигуры рыбки, на которых написаны отрывки
из сказок А. С. Пушкина.
- Ребята, прочитав, свои отрывки
и, назвав, из каких они сказок,
мы соберем целую фигуру (рыбки),
и узнаем, с какой сказкой познакомимся
на уроке.
Викторина
а)“Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет сам, не зная куда”.
Сказка о попе и о
его работнике Балде.
б)“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила я б пир”.
“Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря”.
Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче
и прекрасной царевне Лебеди.
в)“Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее”.
Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях.
г)“Петушок с высокой
спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется
К той сторонке обернется
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй лежа на боку!”
Сказка о золотом
петушке.
С каждой отгаданной сказкой
ребята на доске собирают фигурку
золотой рыбки.
- С какой же сказкой
мы сегодня познакомимся?
- Итак, тема нашего урока?
- Цель? (вычитывание произведения)
4. Решение учебной задачи.
1 этап работы
над текстом.