Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:06, реферат
Одним из важных и до сих пор недостаточно исследованных аспектов этой проблемы является профессиональный имидж учителя и его формирование в условиях школьного учебного процесса.
В настоящее время специалистами различных направлений активно разрабатывается проблемы имиджа образовательных учреждений как элемента их конкурентоспособности и продвижения на рынке: имидж вуза, продвижения образовательных услуг, имидж образовательного учреждения, конкурентоспособность среднего общеобразовательного учреждения.
Имидж педагогов также привлекает внимание исследователей в виду очевидной значимости темы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИМИДЖ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК 4
2. ВОСПРИЯТИЕ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ УЧАЩИМИСЯ И ПРОБЛЕМА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ 5
3. ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА 6
3.1. Имидж дошкольного педагога 7
3.2. Имидж современного учителя в школе 10
3.3. Представления студентов об имидже преподавателя вуза 14
ВЫВОДЫ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Таким образом, имидж в педагогической деятельности дошкольного воспитателя, несомненно, является профессионально важным качеством. Проведённое исследование выявило дальнейшую востребованность педагогической имиджелогии в практике дошкольных учреждений.
В 60-е годы «идеальный» учитель описывался как уравновешенный, гармоничный, авторитетный, знающий предмет, с сильной волей и приятной наружностью, храбрый и остроумный, понимающий своих учеников, логично и выразительно говорящий, требовательный, самостоятельный, любящий педагогическую работу (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина и др.).
В 70-е годы «хорощий» учитель понимался детьми как справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хорощий организатор, приветливый, любящий детей и свой предмет (Ж. Лендел).
В 1986 году ученикам импонировали такие учительские качества, как сочетание строгости с дущевностью, добротой и уважением к ученикам, справедливость, эрудиция, взаимопонимание, аккуратность. Плохому же учителю приписывали невнимание, нечестность, равнодушие к учащимся, склонность к нравоучениям, несправедливость, грубость, отсутствие индивидуального подхода, несдержанность (Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков).
Психосемантический анализ представлений, проведенный в конце 90-х годов в московских школах, показал, что пятиклассники характеризовали «хорошего» учителя как миролюбивого, веселого, серьезного, тактичного, откровенного, спокойного, активного, щедрого, уверенного, практичного, прощающего, осторожного, смелого, сотрудничающего, организованного, трудолюбивого, умного, приятного. Девочки дополнительно указывали на такие его качества: приспособленный, избирательный, а мальчики отмечали гибкость, независимость, раскрепощенность. Учитель с репутацией «плохого» характеризовался как агрессивный, угрюмый, легкомысленный, лицемерный, возбужденный, бестактный, инертный, непрактичный, бесшабащный, робкий, заторможенный, импульсивный, скупой, неуверенный, несотрудничающий, ленивый, глупый и неприятный. Для девочек оказались значимыми неразборчивость и жесткость, для мальчиков - легковерие, негибкость, претенциозность, придирчивость, зависимость.
Для учащихся средних классов, например, «хороший» учитель - это миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, практичный, сотрудничающий, трудолюбивый, умный, приятный человек. Для девочек этого возраста значимыми оказались следующие характеристики: гибкий, спокойный, самоуверенный, раскрепощенный, смелый, импульсивный. Для мальчиков - серьезный и скромный.[9]
Образ «среднего» учителя у учащихся этого возраста не выражен.
«Плохой учитель» для этой возрастной группы описывается как недоверчивый, агрессивный, угрюмый, бестактный, лицемерный, негибкий, возбужденный, скупой, непрактичный, придирчивый, жесткий, несотрудничающий, озабоченный, ленивый, глупый и неприятный.
Дополнительно для девочек значимыми являются пассивный робкий, инертный, легкомысленный, переменчивый, претенциозный, принципиальный, бесщабащный, твердый. Для мальчиков - критичный, зависимый, несобранный, заторможенный.
В старшей группе учащихся представление о «хорошем» учителе включает следующие качества: критичный, миролюбивый, боевитый, веселый, серьезный, тактичный, откровенный, гибкий, спокойный, упорный, активный, щедрый, уверенный, практичный, прощающий, избирательный, осторожный, смелый, твердый, сотрудничающий, независимый, раскрепощенный, организованный, восторженный, трудолюбивый, умный, приятный. Только для девущек оказалась важна характеристика: доверчивый; только для юнощей - самоуверенный, приспособленный, мягкий.
«Средний» учитель не получил ни одной значимой характеристики у юнощей и лищь одну значимую характеристику - «серьезный» - у девущек.
«Плохой» учитель описан как недоверчивый, агрессивный, угрюмый, легкомысленный, бестактный, лицемерный, негибкий, переменчивый, инертный, скупой, неуверенный, непрактичный, робкий, бесшабащный, придирчивый, жесткий, несотрудничающий, зависимый, заторможенный, импульсивный, озабоченный, ленивый, глупый и неприятный Только девущки считают, что он пассивный, претенциозный, принципиальный, мягкотелый, только юнощи - возбужденный и неразборчивый.
Для родителей учащихся «хороший учитель» - это критичный, боевитый, веселый, серьезный, тактичный, откровенный, гибкий, спокойный, упорный, активный, щедрый, уверенный, самоуверенный, практичный, осторожный, смелый, твердый, сотрудничающий, независимый, раскрепощенный, организованный, восторженный, трудолюбивый, умный, приятный. Для женщин дополнительно важно, чтобы учитель был доверчивым и миролюбивым. Мужчины выделяют такие качества, как прощающий, избирательный.
Средний учитель в представлении родителей - критичный, осторожный, организованный, трудолюбивый, умный, приятный. Дополнительно по мнению женщин: веселый, серьезный, тактичный, активный, уверенный, самоуверенный, смелый, твердый, сотрудничающий. Для мужчин важно, чтобы он был откровенный, спокойный, практичный, раскрепощенный, организованный, трудолюбивый, умный, приятный.
Плохой учитель в представлении взрослых - агрессивный, угрюмый, пассивный, легкомысленный, бестактный, лицемерный, негибкий, возбужденный, инертный, скупой, застенчивый, неуверенный, непрактичный, робкий, бесшабашный, придирчивый, мягкотелый, несотрудничающий, зависимый, заторможенный, неорганизованный, ленивый, глупый, неприятный. Дополнительно для женщин он легковерный, неразборчивый, для мужчин - недоверчивый, переменчивый, претенциозный, неразборчивый.
По мнению некоторых авторов,[10] об имидже хорошего учителя разные группы испытуемых имеют согласованное мнение: хороший учитель - это миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, трудолюбивый, умный, приятный, щедрый, уверенный, организованный, сотрудничающий.
Эти качества можно рассматривать в качестве системы требований, предъявляемые учениками к имиджу учителя в современных условиях.
Е.А. Петровой предложены конкретные рекомендации по социальному оформлению внешности учителя. Так, на основе анализа и обобщения эмпирических данных описан самый удачный костюм для формирования оптимального учительского имиджа - это деловой костюм классического стиля или стиля Шанель. Предпочитаемая цветовая гамма - синяя неярких тонов, ахроматическая (черный, серый, белый цвета), а также голубая или фиолетовая гамма с преобладанием спокойных ненасыщенных тонов.
«Наиболее высокий рейтинг деловитости, - отмечает Е.А.Петрова, - имеет прямоугольная геометрическая форма с плечевыми накладками, подчеркивающими форму костюма». Сформулированы также довольно подробные требования к аксессуарам.[11]
А.А. Калюжный определяет имидж учителя как субъекта символического образа, создаваемого в процессе межличностного взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса. Им также предложена модель формирования имиджа учителя, «отражающая разнообразные требования к ряду необходимых операций»:[12]
1. Определение требований аудитории. Каждая задача требует опоры на тот или иной сегмент аудитории, каждый из которых обладает своими представлениями обо всем происходящем. Именно этот момент является начальным пунктом отсчета;
2. Определение сильных и слабых сторон объекта. При этом объектом может быть любой участник педагогического процесса. Следует представить не только его позитивный имидж, не менее важны представления и о негативе.
3. Конструирование образа и подведение характеристик объекта в соответствии с требованиями аудитории. Это важный срез процесса, поэтому следует работать не столько над слабыми сторонами с тем, чтобы их прикрыть, сколько усилить положительные стороны. Именно такая стратегия признана наиболее эффективной.
4. Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы. Поскольку визуальные и событийные сообщения оцениваются аудиторией как более достоверные, отдельный и весьма важный блок любой программы связан с переводом характеристик в вещественную форму выражения.
В диссертации И.П. Чертыковой[13] исследован вопрос имиджа современного педагога высшей школы. Ею указывается, что дифференцированные представления о преподавателях вуза с разной оценкой имеют место на визуальном уровне и на уровне психологических характеристик.
Представления о внешней и внутренней составляющей имиджа преподавателя универсальны и сходны в студенческих аудиториях различных возрастов, пола, разных специальностей, этнических и региональных особенностей (на материале московского и хакасского регионов, русской и хакасской культур).
Внешний облик является совокупностью знаков, влияющей на оценивание преподавателей и приписывание им строго определенных психологических характеристик. Так, представление о внешнем облике высо-кооцениваемого преподавателя включает открытую кинесику, стандартные данные габитуса и деловую стилистику оформления. Внешний облик плохого преподавателя-мужчины в представлении студентов связан с негативной кинесикой, астеническим телосложением и длинными распущенными волосами. Представление о внешнем облике плохого преподавателя-женщины имеет следующие универсальные признаки: полное телосложение, одежда романтического или спортивного стиля.
Устойчивыми, конституирующими имидж визуальными знаками являются кинесические знаки.
«Хороший» преподаватель характеризуется как доброжелательный, общительный, дружный, целеустремленный, энтузиаст, нескованный, ненаивный, несложный, непретенциозный, незрелый, непринципиальный. приятный, организованный, сотрудничающий, уверенный, веселый, критичный, откровенный, практичный, умный, гибкий, самоуверенный, избирательный, осторожный, серьезный, активный, независимый, раскрепощенный, трудолюбивый.
Плохой преподаватель имеет противоположные характеристики: неприятный, ленивый, глупый, заторможенный, зависимый, мягкотелый, робкий, неразборчивый, прощающий, непрактичный, неуверенный, бестактный, агрессивный, легкомысленный, неостроумный, неинтересный, зрелый, нерациональный, неспортивный, несчастливый, умный, неноватор, необаятельный, неоригинальный, скованный, моральный. «Средний» преподаватель имеет средние характеристики, либо такие же как «хороший», но менее выраженные.
Психологические характеристики, определяющие оценку преподавателя студентами, обеспечивают комфортное общение и отражают проявление общей энергичности, активности и силы.
Непосредственными предшественниками категории «имидж» являются теория социальных представлений (С. Московичи), психология социального познания (Г.А.Андреева), работы А.А.Бодалева в рамках социально-перцептивного метода психологии общения. Ракрытие психологических закономерностей восприятия и понимания человека человеком, специфики формирования первого впечатления, психологических механизмов межличностного и межгруппового восприятия, изучение содержания социальных представлений и стереотипов, процессов массовой коммуникации и т.д. подготовили базу для обращения психологов к проблематике имиджа как психосоциального феномена.
Имидж - категория универсальная, она применима к любому объекту социального познания: человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии, образованию, торговой марке, предметам или их отдельным качествам. Теоретической и одновременно методологической основой исследования имиджа стали положения визуальной психосемиотики общения, основанные на ключевой роли знаков и семиотических систем в коммуникации, а также в формировании и функционировании имиджа.
При этом знаки рассматриваются как инструменты развития и управления имиджем в органичном единстве их выражения и субъективного восприятия в процессе коммуникации, как средство экспрессивно-импрессивного проявления имиджа, его информационной объективации и интерпретации.
В настоящее время в нашей стране, как и за рубежом, наблюдается усиление интереса к проблеме формирования имиджа. Исследователи, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномен имиджа, определяют и субординируют закономерности, которые им управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют.
По данным исследований, часто современный «хороший» учитель имеет имидж миролюбивого, веселого, тактичного, откровенного, активного, щедрого, уверенного, практичного, сотрудничающего, трудолюбивого, умного, приятного человека. Но имидж современного педагога, как показывают современные исследования, различается у учащихся разного возраста и пола.[14]
1. Апраксина М.В. Имидж воспитателя дошкольного учреждения как педагогическая проблема: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Москва, 2000. - 134 c.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. – 479 с.
3. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. - М., 1965.
4. Деркач А.А. Акмеология: пути достижения профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. – М.: РАГС, 1993. – 23 с.
5. Калюжный А.А. Педагогическая имиджелогия: вчера, сегодня, завтра.// Имеджелогия-2005: Материалы Третьего международного симпозиума. - М., 2005.
Информация о работе Имидж современного педагога и пути его формирования