Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 08:57, реферат
В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.
Актуальность темы определяется появлением целого комплекса методологических и концептуальных вопросов уже на этапе постановки проблемы. На сегодняшний день представляются наиболее значимыми, но далекими от разрешения проблемы:
Как известно, в
истории отечественной
Актуализация и
развитие дифференциально-
Кроме того, анализ
психолого-педагогической литературы
конца XIX -середины 30-х годов XX века,
научных материалов, описаний результатов
экспериментальной работы, в той
или иной степени касающихся проблемы
индивидуальности, приводит к выводу,
что в конце XIX века интерес к
проблеме индивидуальности только начинал
активизироваться (работы Е. Брикман, И.
Гвоздева, Н.П. Гундобина, К. Ельницкого,
Н.Н. Ланге, Ф.С. Матвеева, Л.Е. Оболенского
и др.). В это время постепенно
расширяются направления
Исторический анализ
вопросов дифференциальной психологии
в рамках отечественной науки
представлен очень
В работах других отечественных психологов дан анализ отдельных частных проблем этой области психологического знания. Так, исторический ракурс в анализе исследований, посвященных психологии характера, темперамента, направленности, воли, способностей и т.д. присутствует в научных трудах Л.Ф. Железняка, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса и других.
Существует круг
историко-психологических
Постановление 1936 г., ликвидировавшее педологию и психотехнику, приостановило, но не ликвидировало, естественно, разрабатывавшихся в них проблем, и через некоторое время они возродились в трудах А.А. Смирнова, Б.М. Теплова и других отечественных психологов. Таким образом, период с конца XIX до середины 30-х годов XX века является цельным временным отрезком, в течение которого оформилась и постановка, и пути исследования проблемы индивидуальности, этот период представляет собой особый интерес для историко-психологического анализа вообще, и проблемы индивидуальности – в частности[13].
Первая и единственная до сих пор работа, направленная на комплексное освещение истории отечественной дифференциальной психологии, принадлежит Ю.Н. Олейнику. Основные задачи этого исследования заключались в изучении предпосылок оформления дифференциальной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки; в раскрытии ее проблематики, создании периодизации отечественной психологии индивидуальных различий; в анализе состояния дифференциальной психологии в России конца XX века, выявлении тенденций и перспектив развития этой научной области.
В своем диссертационном исследовании Ю.Н. Олейник проанализировал становление, формирование и развитие отечественной дифференциальной психологии с XI в. до конца 80-х годов XX века. По его мнению, этот большой временной промежуток включает в себя два самостоятельных периода: с XI в. до конца XIX в, и с начала XX века до 80-х годов этого же века.
Первый - с XI в. до конца
XIX в. - представляет собой время формирования
«донаучного индивидуально-
Дифференциальная
психология становится самостоятельной
областью психологической науки
с начала XX века. С этого времени
до конца 80-х годов (второй период развития
дифференциальной психологии) эта область
научного знания проходит три этапа
своего развития: 1) с начала XX в. до конца
30-х годов происходит разработка
концептуальной основы отечественной
дифференциальной психологии и оформление
проблематики этой науки. До конца 30-х
годов исследователей интересовало,
главным образом, изучение целостной
индивидуальности; 2) с конца 30-х годов
до середины 80-х годов их интерес,
в первую очередь, обращен на проблему
индивидуально-психологических
По мнению Ю.Н. Олейника,
динамика развития отечественной дифференциальной
психологии полностью зависит от
практических запросов общества. Смена
или усиление действия социокультурных
факторов приводят к существенному
изменению проблематики, динамики,
структуры этой области психологического
знания. Им был выявлен ряд научных
традиций в познании индивидуальности
человека, которые прослеживаются на
протяжении всех временных периодов
становления дифференциально-
Первая традиция - это гуманистический подход, сущность которого заключается в понимании и признании ценности всех индивидуально-психологических особенностей, самоценности человека; исследователи, работавшие в этом направлении, ориентировались на поиск путей всестороннего развития личности. Вторая традиция представляет собой естественнонаучный подход к изучению индивидуальности. Она нашла свое воплощение в теориях типологических свойств высшей нервной деятельности как основы индивидуально-психологических различий; для этого подхода свойственно приоритетное применение экспериментальных методов исследования. Изучение индивидуальности как целостного феномена - третий подход, обозначенный Олейником в отечественной дифференциальной психологии. Его сущность проявляется в рассмотрении единства природного и социального в человеке. Эта традиция характеризуется применением совокупности методов и методических приемов для изучения индивидуальности и процессов, оказывающих влияние на ее формирование и развитие. Четвертая тенденция являет собой прикладную ориентированность психологии индивидуальных различий, отразившуюся в понимании ценности знаний об индивидуальности как основы воспитания и обучения, в необходимости оптимизации различных сфер практической деятельности человека в соответствии с его способностями и потребностями.
Тщательное исследование
истории становления и развития
отечественной психологии индивидуальности
позволило Ю.Н. Олейнику сделать
прогноз дальнейшего развития этой
области психологии в России. По
его мнению, общественное состояние
России конца XX века характеризуется
существенным интересом к проблемам
дифференциальной психологии и активной
их разработкой, социальная ситуация в
обществе и в науке характеризуется
необходимостью "... интенсификации
дифференциально-
Ю.Н. Олейником проделана огромная, очень тщательная работа по изучению зарождения, формирования, развития индивидуально-психологического знания в России и изменений, происходящих в этой отрасли психологии. При этом речь идет о дифференциальной психологии как целостной области знаний[13].
Глава 2. Анализ проблемы изучения индивидуальности в психологии
2.1 Понятие индивидуальности в психологии
В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.
Первая традиция
связана с пониманием индивидуальности
как единичности. Индивидуальность
в этом случае понимается как неповторимое
сочетание разных по степени выраженности,
но присущих всем без исключения людям,
то есть общих личностных черт. Однако
очень ярко выраженная черта –
это гипертрофия, приближение к
границе нормы и патологии, в
потенции – патология. С этой точки
зрения, чем ярче выражена индивидуальность,
тем ближе человек к патологии.
Как считают психиатры: нет акцентуации
(выделение одной
Вторая традиция
– понимание индивидуальности как
дополнения общих личностных черт,
характерных для популяции и
выражающих общие тенденции ее развития,
таким, которые обнаруживаются только
у отдельного конкретного человека
и генетически связаны с
Третья традиция
– понимание индивидуальности как
целостности и как
Таким образом, исходным пунктом в рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, то есть человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом.