Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:20, курсовая работа
Актуальность выбранной нами темы «Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника» обусловлена тем, что в разрабатываемой ныне гуманистической концепции образования и воспитания, отраженной в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», в документах Госсовета при Президенте РФ (2001 г.) делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.
В. В. Сериков отмечает, личностное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций образовательного процесса. ...Личностные функции — это в данном случае не характерологические качества ее (последние, кроме некоторых, так называемых общечеловеческих, у людей могут и должны быть разными), а те проявления человека, которые, собственно, и реализуют социальный заказ "быть личностью".[19,38]
Индивидуально-личностное взаимодействия учителя и ученика обеспечивать развитие и саморазвитие личности школьника, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентиры и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении; помогает ученику мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме; образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что выступает основной целью современного образования. При данном типе взаимодействия педагога и учащегося значимыми в обучении становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения; обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем – предметником, воспитателем с учетом цели развития каждого ребенка, его педагогической поддержки в познавательном процессе.
Реализация индивидуально-личностного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе обучения требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.
Обучение не столько
задает вектор развития, сколько
создает для этого все
По мнению Г.К. Селевко, индивидуально- личностное взаимодействие педагога с воспитанниками в форме совместной партнерской деятельности представляет собой состояние, процесс, характерными особенностями которого являются: [17,22]
- создание единой эмоционально-
- постоянное “обращение
к воспитаннику” в виде его
“аффективного (эмоционального, с
чувствами и мыслями)
- изменение воспитателем (педагогом) своего поведения в соответствии с реакциями детей;
- обмен действиями между
субъектами педагогического
- проявление мотивационно-
- обеспечение ведущей
роли педагога, который одновременно
организует совместную
Функции индивидуально- личностного педагогического взаимодействия:
- Познавательно-воспитательная – освоение обучающими воспитателями знаний, умений и навыков, формирования свойств и качеств личности.
- Прогностическо-организационная – выявление индивидуальных особенностей воспитанников и педагогов, выявление специфики ситуации, проектирование и практическая организация взаимодействия на основе выявленных способностей.
- Экспрессивно-рефлексивная – понимание себя и других (целей, мотивов, переживаний), осмысление педагогом того, как воспитанник понимает его, через развитие социальной перцепции, эмпатии, рефлексии.
- Фасилитативная – обеспечение педагогической поддержки, стимулирование личностного роста, создание оптимальных условий самосовершенствования педагога и воспитанника.
- Толерантно-адаптивная
– развитие у педагога и
воспитанников принимать
1.3 Особенности организации обучения при индивидуально-личностном взаимодействии в учебно-воспитательном процессе
Индивидуально-личностное взаимодействие педагога и учащегося в процессе обучения — это взаимодействие, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования [6,19]. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а “встреча” задаваемого и субъектного опыта, своеобразное “окультуривание” последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет “вектор” индивидуального развития.
И.С. Якиманская подчеркивает, что ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта. В обучении же происходит "встреча" заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, "окультуривание" последнего, а вовсе не его порождение. Иными словами, исследователь считает, что субъектный опыт - это такой опыт, который приобретается ребенком вне учебного процесса, самостоятельно. Роль же обучения состоит в том, чтобы, выявив особенности субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей. [23,40]
"Учение не есть
Содержание этого опыта
должно быть раскрыто, максимально
использовано, обогащено научным
содержанием и при
Поскольку главное назначение обучения состоит в том, чтобы преобразовывать, шлифовать, обогащать субъективный опыт, то в ее концепции основное внимание уделяется технологии личностно ориентированного обучения, основной целью которого автор считает развитие индивидуальности ученика.
Поэтому основанием индивидуально-личностного взаимодействия в процессе обучения обучения является принцип субъективности образования, который реализуется в следующих дидактических требованиях к содержанию личностно ориентированного образовательного процесса: [23,80]
- учебный материал (характер
его предъявления) должен обеспечивать
выявление содержания
- изложение знаний в
учебнике (учителем) должно быть
направлено не только на
- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование
ученика к самоценной
- учебный материал должен
быть организован таким
- необходимо стимулировать
учащихся к самостоятельному
выбору и использованию
- при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
- необходимо обеспечивать
контроль и оценку не только
результата, но главным образом
процесса учения, то есть тех
трансформаций, которые
- образовательный процесс
должен обеспечивать
Автор доказывает, что "единицами
учения" в образовательном процессе
следует считать личностно
Для раскрытия, развития и самореализации личности нужна разнообразная по содержанию образовательная среда, доступная каждому ребенку.
Наблюдая за учеником в образовательной среде, учитель составляет его "познавательный портрет" (характеристику его личностного развития) и выявляет его "познавательный профиль" (тип мышления), что позволяет проектировать дальнейшее личностное развитие ученика.
По мнению Л.М. Митиной, основной формой обучения выступает урок, но не традиционный, а личностно ориентированный, концентрирующий все вышеизложенные положения организации личностно значимого учения:
- использование разнообразных
форм и методов организации
учебной деятельности, позволяющих
раскрывать субъектный опыт
- создание атмосферы
- стимулирование учащихся
к высказываниям,
- использование в ходе
урока дидактического
- оценка деятельности
ученика не только по
- поощрение стремления
ученика находить свой способ
работы (решения задачи); анализировать
способы работы других
- создание педагогических
ситуаций общения на уроке,
позволяющих каждому ученику
проявлять инициативу, самостоятельность,
избирательность в способах
Направленность образования на индивидуально-личностное развитие учащихся должна найти отражение в учебных программах, которые должны инициировать субъективный опыт учащихся, ориентировать на использование разных способов учебной работы, изменять вектор движения: не от педагогических воздействий к ученику, а от ученика - к условиям его обучения.
Выделим важнейшие из них:
- разработка предметного
содержания, технологии его использования
в учебном процессе. Для этого
в рамках программы (
- анализ использования
учеником разнообразных
- направленность учителя
на учебные возможности
- построение урока,
Выводы по главе:
Таким образом, мы выяснили,
что педагогическое взаимодействие
- это особая форма связи между
участниками образовательно-
Сегодня актуальным является
личностно-ориентированное