Индивидуальный дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка при выработке орфографической грамотности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Под орфограммой понимается то или иное написание слов, которое может быть изображено разными графическими средствами, но для которого существует один правильный вариант (остальные являются ошибочными). Выбор правильного написания (т.е. орфограммы) определяется орфографическим правилом или традицией письма, В соответствии с этим пониманием орфограммы в учебниках разработана методика объяснения сущности изучаемых орфограмм и правил, а также система упражнений, направленных на формирование орфографических умений и навыков.

Вложенные файлы: 1 файл

И Н Д И В И Д У А Л Ь Н Ы Й.doc

— 651.00 Кб (Скачать файл)

     Основной целью обучения орфографии в школе является «вооружение учащихся навыками орфографически правильного письма, основывающимися на сознательном усвоении и применении на практике системы орфографических правил и на систематически проводимых разнообразных тренировочных упражнениях, имеющих целью автоматизацию навыков орфографически грамотного письма». Однако не следует забывать, что в современном русском языке существует несколько тысяч слов, написание которых не подчиняется ни одному из правил, изучаемых в школьном курсе русского языка, и каждое из них может рассматриваться в качестве особого правила. Такие написания в основном усваиваются механически, путём зрительного запоминания и многократного повторения написаний. Иногда учителя используют принцип связи занятий по орфографии со словарной работой, но это осуществляется крайне редко в связи с тем, что преподаватели жалеют отведённое для курса время на эту кропотливую работу.

     

& 3 Некоторые советы  по представлению  слов традиционного  написания в учебниках.

          В связи с изучением слов традиционного написания при составлении школьных учебников необходимы, на мой взгляд, некоторые коррективы. Во – первых, следовало бы разграничить иноязычную и исконно-русскую лексику для того, чтобы учащиеся при изучении словарных слов могли легче ориентироваться в выборе буквы для обозначения проверяемого звука.

     Во-вторых, представляется важным  внесение историко – этимологических  справок для слов с целью  расширения знаний учащихся и  облегчения запоминания  орфографии. Обучение правописанию слов, называемых словарными, производится в школе, как правило, на интуитивной основе. Но процесс обучения станет намного эффективным, если подключить слуховую, зрительую и речедвигательную память учащихся, включение и использование которой происходило бы при рассмотрении историко–этимологических справок.

      В – третьих, материал по  словарным словам следовало бы  подавать в познавательно-игровой  форме, как, например, представлено  изучение грамматики в книге  «Весёлая грамматика». Оформление  сведений по истории и этимологии рассматриваемых слов в стихотворные, ребусные, шарадовые миниатюры способствовало бы расширению ассоциативного поля учащихся и облегчало бы запоминание этих слов.

     В – четвёртых, следовало бы  располагать словарные слова,  обозначая их либо другим цветом, либо другим шрифтом. Особое оформление слов

поможет учащимся запомнить их написание и, зрительно  выделяясь среди прочего материала, не оставит слова традиционного  написания незамеченными. 

     К сожалению, часто обучение  словарным словам ограничивается только указанием учителя на то, что их необходимо запомнить, а в случае затруднений – обратиться к словарю. В результате зазубренные слова усваиваются учащимися не только друг от друга изолированными, но и от практики письма. Необходимо преобразование мозаичных сведений в систему.

Процесс обучения орфографии

          Процесс обучения орфографии  строится с учётом высших теоретических  положений методики. Организация  обучения  должна обеспечить непрерывность  учебного процесса. Следует учитывать не только преемственность между этапами обучения: начальным (1 – 4 классы), основным (5 – 7 классы) и обобщающее – повторительным (8 – 9 классы), но и целенаправленную по развитию  навыков работу внутри каждого этапа. Учитывая характер действующих в школе программ и учебников, изучение орфографии в 5-м классе строится следующим образом: 1) в период повторения за начальные классы, 2) при изучении фонетики, словообразования, частей речи 3) в период изучения «неорфографических тем » («Лексика», «Синтаксис», «Развтие речи и т.д.»), когда программа не предусматривает изучение каких-либо конкретных написаний или орфографических правил.      

С И С Т Е М  А   У П Р  А Ж Н Е Н  И Й

     Знания, навыки грамотного письма  осваиваются через упражнения. Именно  они составляют главное содержание учебной деятельности школьников.

     Упражнения рассматривались в  методике с разных точек зрения. Прежде всего виды упражнений  противопоставлялись преимущественной активности слуха или зрения при обучении: разные виды

диктанта (опора на слуховые образы) и разные виды списывания (опора на зрительные образы). При усиленном применении преимущественно диктантов речь идёт о диктовке как методе обучения; если же для обучения типичны упражнения на списывание, то говорят о списывании как о главном методе обучения. Таким образом, разные виды диктовок и списывания – это основные две группы упражнений при обучении правописанию. Они противопоставляются по способу восприятия текста, подлежащего записи, - текст воспроизводится или со слуха, или на основе зрительного восприятия.

     Но текст может создаваться  и самим пишущим. Такую запись  текста принято называть творческой  работой (творческими упражнениями), противопоставляя  разные виды  творческих работ диктантам и  списыванию. Данная классификация отражает уже способ получения текста – чужой текст используется для записи или он создаётся самим пишущим.

    Если текст записывается без  всяких изменений, то ученик  имеет дело или со слуховым  диктантом, или с обычным списыванием.  Запись чужого текста без изменений может сопровождаться его последующим анализом в определенном направлении : требуется объяснить какие-либо орфографические явления («Обозначьте корни с орфограммами», «Подчеркните слова с удвоенными согласными», «Объясните с помощью условной записи употребление разделительных знаков»). Такие упражнения называют диктантами или списыванием с орфографическим заданием.

     Реже в практике преподавания  применяются диктанты с записью  неполного или изменённого текста: выборочный диктант, свободный и творческий.

     Если учащиеся понимают, с какой  целью ими выполняется то или  иное упражнение и какой результат  в ходе упражнений должен быть  достигнут, то эффективности обучения  заметно возрастает.

     Если обобщить сказанное, то  основные виды орфографических упражнений можно представить следующим образом: 

Способ  восприятия

текста

На  слух Зрительно Самовыражение
Тип

упражнений

Диктант Списывание Творческое  письмо
 
Виды  упражнений

с записью исходного

текста 
 
 
 
 
 
 

- предупредительный

         диктант

- объяснительный

         диктант

- «Проверяю себя»

- комментирование

- самодиктант 

- с графическими  выделениями определённых орфографических  явлений

- с условными пояснениями

- подбор примеров  сочинения по опорным словам, с заданными орфограммами или словоформами, по рисункам или картине с орфографически целенаправленным заданием
Виды  упражнений с записью  изменённого текста 
 
 
- выборочный

- свободный

- творческий

- выборочное

- дополняющее

- творческое

- изложения,

близкие к тексту, выборочные  и сжатые с орфографической направленность.


 
Комбинированные

упражнения 

зрительный диктант Списывание с

 элементами

сочинения


 

     Предполагается, что упражнения  должны формировать определенные  языковые умения, воспитывать орфографическую  зоркость, навыки сравнения и оценки фактов языка, навыки самоконтроля, развивать чувство языка, способствовать общему развитию учащихся.

     Рассмотрим  виды орфографических  упражнений на конкретных примерах.  
 
 
 
 

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ

Д И К Т А Н  Т

КОЗОЧКИНА ВЕРНОСТЬ

  Жили две козочки Чернушка и Белочка. Они были очень дружные, везде бегали рядом, на цыпочках пробирались по полям и лугам, встречались вместе на лужайке.     Однажды Чернушка невзлюбила Белочку, выгнала её из игры и сказала:

«Уходи, с тобой очень  скучно!» Белочка удивилась, увидев свою подружку такой, она не могла предположить, что это может случиться. Чернушка очень много делала плохого своей подружке, но Белочка не мстила. Она просила Бога, чтобы он исправил её. Перед очередным злодеянием Чернушка пошла в лес для раздумий и не заметила, как провалилась в яму. Она пыталась зацепиться за сучья и траву, звала на помощь, пыталась вскарабкаться и вспомнила всех, кроме Белочки.

     Долго сидела Чернушка  в яме, а потом,  цепляясь копытцами  за маленькие росточки, закричала : «Белочка, помоги, я исправлюсь! » Верная подружка помогла Чернушке выбраться из ямы и тихонько ушла. Но Чернушка догнала её и стала плакать: «Милая, дорогая, любимая моя Белочка, прости, прости меня!»

     А Белочка запрыгала  так высоко и  радостно, что без слов можно было понять, что она прощена. 

Орфограммы, проверяемые в  диктанте: 

             1. Безударные гласные в корне,  проверяемые ударением

                 (провалилась, зацепиться, траву, сказала).

         2. Безударные гласные и согласные в коне, непроверяемые

                (везде, очередным, вскарабкалась).

    3. Проверяемые  согласные в корне

                 (подружке)

  1. Непроизносимые согласные в корне

                  (радостно).

  1. Правописание приставок, в т.ч. оканчивающихся на З и С

                 (предположить, вскарабкалась, пробирались). 

  1. Правописание  гласных в корнях с чередованием

                 (росточки, пробирались, предположить).

  1. Правописание Ы и И после Ц

               (на цыпочках).

  1. Правописание окончаний существительных

                (на лужайке, подружке).

  1. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

              ( вскарабкаться,  зацепиться, выбраться,  случится). 

     После проверки диктанта учитель  отмечает  в сводной ведомости  (ведомость прилагается) орфограммы, с которыми не справились учащиеся и  перед контрольным диктантом отрабатывает навык грамотного письма слов именно с этими орфограммами.

     Кроме сводной ведомости по  классу составляется индивидуальная  карта ошибок ученика, которая  позволяет организовать корректирующую  и самостоятельную работу конкретного ученика. Карта составляется на основе контрольных и проверочных работ.

     Эту форму можно использовать  при анализе контрольных работ  конкретного класса и на её  основе проводить работу над  ошибками и работу по орфографии  вообще. Только если карта составляется как индивидуальная, в графы ставятся крестики или другие условные значки, обозначающие наличие ошибки в слове с определённой орфограммой, а если карта составляется на класс, то в графы вносятся цифры, определяющие, сколько учеников допустили эту ошибку. 

 
 
 
Ф.И. учащегося 
 
Наименование  орфограмм
Безударные  гласные в корне, проверяемые ударением. Непроизносимые  согласные в корне Правописание  приставок, в т.ч. на – з,- с. Правописание  Ы, И после 

Ц.

Чередующиеся  гласные

  в корне

Разделительный  Ь, Ь в сущее.

3 склонения.

Правописание  окончаний существительных. - Тся и -  Ться  в глаголах Не  с глаголами. Правописание  имён собственных. Прямая  речь Предлоги  со словами.
1. Бирюкова А. -     -           - -  
2.Гурова М. - -       -   -        
3. Какунько В. -             -   - -  
4. Какунько  И. -   -                  
5. Зимина  А.                        
6. Лысенко  А.                     - -
7. Мазеин М.                        
                         
8. Пугач  А.                        
9. Саргсян А. -       -     -     - -
10. Сиволобова -                   -  
11. Сушкова -                 - -  
12. Чепелева         -   - -   - -  
13. Чирикова   -                    
14. Шадринцев   -     -              
 
Слова с ошибками
Провалилась     Радостно, по-

дружке

Предполо-жить, цыпочках сучья Чернушке   взобраться   Белочка   Без слов

Информация о работе Индивидуальный дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка при выработке орфографической грамотности