Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: – изучить теоретические аспекты индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада.
Объект исследования – процесс воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада.
Предмет исследования – индивидуальный подход к воспитанию и обучению в условиях детского сада.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические аспекты осуществления индивидуального подхода в условиях детского сада……………………………………………6
Понятие индивидуального подхода и его роль в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада…………………………………………………………………………….6
Психофизиологические аспекты индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания…………………………………………………......12
Осуществление индивидуального подхода при организации НОД…….16
Глава 2. Методические аспекты организации индивидуального подхода………………………………………………………………………20
2.1 Диагностический материал для выявления уровня инициативы, самостоятельности детей, любознательности……………………………20
2.2 Рекомендации родителям………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВО!!!.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

Индивидуальный подход также необходим к легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям можно им предлагать повторить указания воспитателя, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Маша, Саша, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и эффективный прием, так как способствует сосредоточенности внимания на указаниях педагога, способствует их к запоминанию, предупреждает непродуманный ответ.

Если ребенок пассивный его полезно чаще вызывать на занятиях. Про этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять. Постоянное, доброжелательное отношение и поощрение за малейший успех, подбадривание - таким должен быть индивидуальный подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые дети смущаются.

Индивидуальный подход на занятиях необходим и активным детям, нужно поддерживать и развивать их способности, инициативу и интерес к занятиям. Учитывая уровень их умственного развития, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять ошибки товарищей.

Общие методические установки в осуществлении индивидуального подхода на занятиях остаются неизменными и для занятий продуктивного вида (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).

Благодаря специфической форме их организации и методике проведения, возможности осуществления индивидуального подхода значительно расширяются: воспитатель в процессе занятия может подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.

Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического, психического развития и поведения. Если у ребенка понижен слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь нужно руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Имеет значение и правильная расстановка столов, воспитатель должен держать всех детей в поле зрения, можно расставить их в форме буквы «П», в шахматном порядке и. т. д.

Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств то, что наиболее действенно в данной ситуации, исходя из учета индивидуальных особенностей, проявлений поведения ребенка.

Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от воспитателя и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.

Глава 2. Методические аспекты организации индивидуального подхода.

2.1 Диагностический материал  для выявления уровня инициативы, самостоятельности детей, любознательности.

Конспект занятия по ознакомлению со свойствами воздуха «Поиграем в прятки»

Показать, что воздух есть вокруг нас, способы его обнаружения в разных предметах, выявить свойства воздуха.

Цель: показать, что воздух есть вокруг нас, способы его обнаружения в разных предметах, выявить свойства воздуха.

Задачи:

Область «Познание»

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе поисковой деятельности, интереса к исследовательской деятельности, приобретение знаний самостоятельно и под тактичным руководством взрослого

Область «Коммуникация»

Формирование связной речи, умение грамотно, точно и последовательно выражать свои мысли, правильно строить предложения, делать умозаключения.

Область «Социализация»

Воспитание настойчивости в достижении цели, развитие инициативы.

Область «Здоровье»

Совершенствование знаний о здоровом образе жизни, развитие правильного выполнения дыхательных упражнений, поддержание бодрого настроения.

Чтение художественной литературы:

Развитие у ребят памяти, интереса к рифмам.

Демонстрационный материал:

• аквариум с водой,

• салфетка, 2картинки с изображением города и леса,

• схемы, отображающие свойства воздуха.

Раздаточный материал:

• по 2 баночки с водой, одна покрыта салфеткой,

• трубочка,

• кусочек губки,

• осколок кирпича,

• веер,

• цветочек, привязанный на ниточке,

• целлофановый мешочек,

• кубики,

• резиновая игрушка.

Формы организации нод

• Сюрпризный момент

• Рассматривание картины и объектов

• Опыты, исследовательская деятельность

• Обсуждение

• Физминутка

Воспитатель: Ребята, сегодня я встретила своего друга- художника. Он подарил мне две картины, где отразил свои впечатления после летнего отдыха. Как вы, думаете, где отдыхал художник?

Дети: Он гулял по городу и был в лесу.

Воспитатель: Где художнику было лучше отдыхать? Почему? (ответы детей)

Где был чистый воздух?

Дети: В лесу.

Почему?

Дети: В лесу много растений, они выделяют кислород, которым мы дышим. Чем больше растений, тем чище воздух.

Воспитатель: Чем загрязнен воздух в городе? (ответы детей)

Ребята, подумайте и скажите, что мы можем сделать, чтобы помочь городу очистить воздух? (ответы детей)

Что же мы можем посоветовать моему другу- художнику, где чаще гулять летом? (ответы детей)

А почему нужно чаще гулять на свежем воздухе? (ответы детей)

Правильно, дети, молодцы! Мы много говорили про воздух, а где он?

ГОЛОС: А я здесь, рядом с вами. Хотите со мной поиграть? Давайте играть в прятки, я, чур, прячусь, а вы меня ищите.

Воспитатель: Ребята, вы согласны его поискать?

Дети: Да.

Воспитатель: С чего же начнем? Хотите посмотреть, нет ли воздуха в полиэтиленовых мешочках?

Тогда садитесь на подушечки. Заполните мешочки кубиками одного любого цвета. Каким стал мешочек и почему? (Ответы детей)

Значит, мешочек становится выпуклым, когда в нем чего-нибудь есть. Добавьте еще кубиков другого цвета. Что стало с мешочком?

Дети: Он стал еще более выпуклым.

Воспитатель: Ребята, что же мы можем сказать? Отчего зависит размер мешочка?

Дети: Чем больше предметов, тем больше мешочек.

Воспитатель: А теперь освободите мешочки от кубиков, рассмотрите их и ответьте, есть ли что-либо в них?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я вам сейчас предлагаю скрутить мешочек со стороны отверстия. Что делается с мешочком?

Дети: Он вздувается.

Воспитатель: А почему? Мы же говорили, что он вздувается только тогда, когда в нем что-то есть.

Дети: Там воздух.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы нашли воздух в мешочках, а вы его видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Теперь давайте выпустим его из мешочков. Ему, наверное, там тесно.

ГОЛОС: Убежал! Убежал! Догоняйте! Вот какой я быстрый!

(Стоя у аквариума)

Воспитатель: А хотите, ребята, проверить есть ли воздух в стакане?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот стакан. В нем есть что-нибудь?

Дети: Нет.

Воспитатель: А сейчас? (на дно прикрепляется салфетка). Теперь посмотрите, что я сделаю (опускается перевернутый стакан с салфеткой внутри в аквариум с водой). Вода вошла в стакан?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите, салфетка не намокла. Почему?

Дети: Вошло мало воды.

Воспитатель: А ведь вода могла подняться выше, что ей помешало?

Дети: Воздух, который там был.

Воспитатель: А вы его видели?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему же мы его не видим?

Дети: Он невидимый (выставляется схема с изображением глаза) .

Воспитатель: Дети, хотите почувствовать прикосновение воздуха к каждому из вас?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Возьмите веера, помашите ими перед лицом. Чувствуете, как воздух прикоснулся к вашим носикам и щечкам. Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни?

Дети: Вентилятором, кондиционером.

А теперь подуйте на ручку вот так (показывается 2 раза). Какой воздух?

Дети: Холодный и теплый.

Воспитатель: Значит, ребята, что мы можем сказать о воздухе.

Дети: Он невидимый, но мы его чувствуем и можем ощущать (выставляется схема с изображением руки)

Воспитатель: Я вам сейчас, ребятки, открою секрет. Воздух имеет разные голоса. Возьмите по одной резиновой игрушке и поиграйте с ними. Кто это у вас сейчас пищал? (ответы детей) .

Итак, мы воздух можем слышать (выставляется схема с изображением уха)

Воспитатель: В какой хорошо знакомой игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Дети: Мяч, в котором много воздуха, лучше прыгает.

Ребята, а вам воздух ничего не сказал?

ГОЛОС: Куда же еще спрятаться. Вот сюда сейчас заберусь.

Воспитатель: Интересно, куда же он решил забраться. А посмотрите, сколько разных предметов на столах. Давайте в них поищем воздух.

(садятся за столы)

Рассмотрите губку. Какая она, потрогайте.

Дети: Мягкая.

Воспитатель: В губке, ребята, есть отверстия. Как вы думаете, что в этих отверстиях?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Проверим. Опускаем губку в воду. Есть воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Пузырьки выходят.

Воспитатель: Значит, в мягких предметах есть воздух. А в твердых? Найдите у себя на столе твердый предмет.

Дети: Кирпич.

Воспитатель: Проверьте, есть ли в кирпиче воздух (бросают кирпич в баночку с водой и опять появляются пузырьки в воде)

И в кирпиче есть воздух.

(Обратить внимание детей  на пузырьки на стенках баночки) Это о чем говорит?

Дети: Воздух есть в воде.

Воспитатель: Ну что же, ребята, скажем воздуху, где мы его нашли, где он прячется.

(Дети перечисляют)

Воспитатель: Воздух всюду вокруг нас. А только ли вокруг нас, а в нас самих нет?

Дети: Есть.

Воспитатель: А зачем он живет в нас?

Дети: Мы им дышим, вдыхаем и выдыхаем.

ФИЗМИНУТКА.

Разучивание стихотворения.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

Дыхательное упражнение «Трубочка»

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, трубочки, один конец опустите в воду, а другой возьмите в рот и тихонько подуйте в нее. Что опять в воде?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Значит, действительно в нас есть воздух. Что-то воздух притих. Продолжим его поиски. Возьмите в руки цветочки, подвешенные на ниточках, подуйте на них. Что происходит с цветочками?

Дети: Они отклоняются.

Воспитатель: Почему? На что похож сейчас воздух?

Дети: На ветер.

Воспитатель: Когда воздух перемещается, мы говорим - дует ветер. Когда дует ветер, что происходит в природе?

Дети: Все двигается, качаются деревья.

Воспитатель: Значит, ребята, мы узнали еще одно свойство воздуха – он движется (выставляется схема с изображением дерева)

Ребята, я думаю, хватит его искать, пора ему и показаться. Давайте попросим его выйти.

ГОЛОС: Рад бы, да я не могу.

Ребята, почему?

(Ответы детей по выставленным  схемам, они перечисляют свойства  воздуха)

Дети: Воздух невидимый, его можно слышать, чувствовать и он может двигаться.

Информация о работе Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада