Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:14, курсовая работа
Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании.
Задачи:
1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.
2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.
Введение
Глава 1. ДОУ как открытая развивающаяся система
1.1 ДОУ как система
1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
1.3 ДОУ в режиме развития
1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования
Глава 2. Инновационная деятельность в дошкольном образовании
2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности
2.2 Основные понятия инноватики
2.3 Источники инноваций в ДОУ
2.4 Закономерности протекания инновационных процессов
Глава 3. Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОУ на примере МДОУ Детский сад №2 п. В-Дарасунский
Заключение
Список литературы
Заниматься подгруппами казалось нереальным. Что будет делать вторая подгруппа, когда первая занимается? Помощник воспитателя не может ежедневно уделять три часа своего внимания исключительно детям. К тому же, если разбивать детей на подгруппы, учебное время у педагога увеличится в два раза, сократится время игр и прогулок, неизбежно наступит переутомление детей и выгорание педагогов. Детский сад небольшой, ставок отдельных специалистов нет, кроме музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. То есть возможность использовать образовавшиеся «окна» в качестве дополнительного образования отсутствует. Но, безвыходных ситуаций не бывает. На подготовительной группе всегда работает два педагога. Первый с 7.00. до 14.00, второй с 12.00. до 19.00. Начало рабочего времени воспитателя можно изменить, оставив при этом неизменным количество рабочих часов. Теперь первый педагог работает с 7.00 до 13.00., второй приходит в 9.00. и уходит в 17.00. Детский сад работает до 17.30., оставшихся детей забирает воспитатель старшей группы. Таким образом, оба воспитателя могут одновременно заниматься с детьми без ущерба для режима дня. Группу разделили на две подгруппы (при этом не учитывались ни способности, ни развитие детей), оборудовали еще одно помещение для занятий.
В дополнение была введена
недельная специализация
Таблица 3.1.
Сетка занятий подготовительной группы
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница | |
Первая подгруппа |
1.Познавательное развитие 2.Рисование 3.Музыкальное |
1.Математика 2.Конструирование 3.Физкультурное |
1.Развитие речи 2.Лепка/ Аппликация 3.Музыкальное |
1.Математика 2.Художеств. литература 3.Физкультурное |
1.Экология 2.Рисование 3. Разговор о правильном питании |
Вторая подгруппа |
1.Математика 1. 2.Конструирование 2. 3.Музыкальное |
1. Познавательное развитие 2. Физкультурное 3. Рисование |
1. Математика 2. Художеств. литература 3. Музыкальное |
1.Развитие речи 2.Физкультурное 3.Лепка/ Аппликация |
В результате был решено несколько проблем:
1. рационализировалось рабочее время педагогов;
2. обеспечен высокий уровень усвоения программ через введение специализации педагогов и возможность индивидуальной работы с каждым ребенком.
Новая система оказалась проста и потребовала минимум затрат.
В конце учебного года в районе было проведено тестирование детей подготовительных групп. В ДОУ не оказалось ни одного ребенка с низким уровнем, детей со средним и высоким уровнем оказалось поровну. Среди детских садов по району ДОУ заняло первое место.
Дополнительное образование.
Одним из запросов родителей
являлось введение дополнительного
образования. Однако, как его обеспечить
при отсутствии ставок? В ДОУ было
всего два кружка, руководителями
которых являлись педагоги дополнительного
образования (рукоделие и оригами).
Однако их качество и содержание не
могло устроить ни родителей, ни воспитателей,
ни руководство детского сада. Оставался
один выход – привлечь собственные
педагогические ресурсы. Воспитатели
– люди творческие, к тому же, кто,
как не они знают способности
и склонности своих детей. Но дополнительная
работа требовала дополнительной подготовки,
и соответственно, оплаты. Проводить
занятия с небольшой группой
детей в рабочее время
Каждый педагог выбрал направление в зависимости от личных способностей и потребностей детей. Таким образом, в ДОУ появилась своя сеть дополнительного образования.
Дополнительное образование МДОУ Детский сад №2
· Театр маленьких актеров. Драматизация, подготовительная группа, Музыкальный руководитель С.М.Линник
· Лакомка. Разговор о правильном питании, подготовительная группа, воспитатели В.М.Минина и Л.А.Кузнецова.
· Волшебное тесто. Лепка из теста, подготовительная группа, воспитатель О.Я.Цепляева.
· В гостях у сказки. Театральная деятельность, старшая группа, воспитатель Т.И.Писаренко.
· Космическое путешествие. Знакомство с космосом детей дошкольного возраста, воспитатель Н.С.Шеломенцева
· Вырезай-ка. Аппликация, старшая группа, воспитатель Н.С.Андреева.
· Непоседы. Ритмическая гимнастика, вторая младшая группа, воспитатель Е.И.Костюченко.
· Радуга. Рисование, старшая группа, воспитатель Т.И.Писаренко
Все направления деятельности
оформлены как проектные
Таким образом, 2007-2008 учебный год стал отправной точкой в повышении качества управления образованием. Стратегия развития ДОУ определилась как деятельность, направленная на повышение престижа, имиджа детского сада.
Заключение
Происходящие трансформации
в системе дошкольного
Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.
Сегодня в сфере образования внедряются инновации различного характера, направленности и значимости. Выделяется три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ:
1. управление учреждением;
2. структура воспитательно-образовательного и процесса;
3. содержание воспитательно-образовательного процесса.
Инновационные процессы в
сфере образования определяют сущность
формирования образовательного учреждения:
положительно влияют на качество обучения
и воспитания в образовательных
учреждениях, повышают профессиональный
уровень педагогов, создают лучшие
условия для духовного развития
детей, позволяют осуществить
Список литературы
1. Гмурман В.Е. Введение достижений педагогики в практикум школы. М., 1981.
2. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.
3. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
4. Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследования //Советская педагогика. 1988. №11.
5. Поташник М.М..Управление развитием образовательного учреждения// Педагогика. 1995. №2.
6. Поташник М.М., Хомерики О.Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении// Магистр. 1994. №5.
7. Сластенин В.А. Психолого-педагогический практикум. М., 2000.
8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
9. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003.
10. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.
Информация о работе Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании