Инновационные педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление особенностей инновационных технологий образования.
Задачи курсовой работы:
- определение особенностей инновационных технологий обучения на основе теоретического анализа философской и психолого-педагогичекой литературы;
- выявление главных причины использования инновационных технологий;
- определение особенностей личностно-ориентированной технологии обучения;

Вложенные файлы: 1 файл

1-2 глава.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Парную работу можно использовать в трех видах:

  • статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
  • динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
  • вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.[12]

Еще Я.А. Каменский в «Великой дидактике» оценивал «обращенную мысль» как катализатор мышления. Он писал: «Если нужно — откажи себе в чем-нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать»; «многое спрашивать, усваивать, учить других — тайны великой учености».[12; c.77]

Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями:

10% — читает глазами, 26% - слышит, 30% — видит, 50% - видит и слышит, 70% — обсуждает, 80% -опирается на опыт, 90% — говорит и делает совместно, 95% — обучает других.

 

2.4.4 Технология модульного обучения

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены в монографии П.Ю. Цявичене.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения.

Структура учебного курса определяется в результате следующих действий:

  1. разделение предметного содержания курса на модули (это — модули теоретического содержания учебного материала);
  2. выделение модулей в дополнение к вышеназванным (это — модули дополнительного порядка).

1. Разделение  курса на модули теоретического содержания производится с учетом комплексной цели изучения курса и анализа предметных знаний, проведенного выше (то есть в соответствии с тем, какое место занимает каждый из выделяемых модулей в рамках целого курса — в решении основной проблемы и раскрытии его ведущей идеи). При этом возможны варианты состава модулей и их наименований.

Так, для выделения модулей и их наименования в качестве варианта можно использовать группировку единиц содержания в концептуальные блоки, как это дано в Образовательном стандарте высшего образования по циклу социально-гуманитарных дисциплин. Например, учебный курс "Педагогика" можно разделить на 5 таких блоков-модулей, вместо 18-19 тем в условиях традиционной организации обучения. Это будут модули теоретического содержания учебного материала. Они идут под номерами: М-1, М-2, М-3 и т.д.

2. Вышеописанные  модули содержания курса дополняются  следующими тремя модулями — модули дополнительного порядка (так они именуются в литературе).

  • Модуль нулевой (М-0) служит введением в изучение курса (обозначает комплексную цель курса, основную проблему, ведущую идею и представляет структуру курса. Назначение данного модуля — дать ориентировку в курсе, предварить его изучение).
  • Модуль-резюме (М-Р?) дает обобщение курса.
  • Модуль контроль (М-К) обеспечивает итоговый, выходной контроль по курсу.

Модули так называемого дополнительного порядка являются обязательными. Благодаря им учебный курс получает завершенный вид.

Таким образом, структуру учебного курса составляют: модули теоретического содержания + три упомянутых модуля (М-0, М-К, М-К).[4]

Примером является схема курса "Педагогика":

 

 

М-0   Введение в курс

М-1   Основы общей педагогики

М-2   Теоретические основы обучения

М-3   Теоретические основы воспитания

М-4   Актуальные проблемы профессионального образования

М-5   Управление профессиональным образованием в условиях его

           развития

М-R   Резюме (обобщение)

М-К   Выходной, итоговый контроль

Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.

 

 

2.5 Критерии эффективности  урока в системе личностно-ориентированного  обучения

 

Критериями эффективности урока в системе ЛОО являются:

  1. использование проблемных заданий;
  2. применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
  3. создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  4. обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали (овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  5. стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  6. оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, какова динамика его продвижения в освоении ЗУНов;
  7. отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность.
  8. При задании на дом называются не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.[12]

Учитывая все выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

  1. При планировании урока необходимо учитывать:

- индивидуальные особенности  проработки материала учащимися (одному легче воспринимать на  слух, другому зрительно, третьему нужно обязательно включить моторику);

- индивидуальный подход  к выполнению задания (одни быстро  и легко схватывают и удерживают  все признаки заданного материала, другие склонны вычленить только  главную мысль);

- индивидуальные предпочтения в выборе типа задания (одни выдвигают идеи, другие эти идеи обосновывают, третьи реализуют практически, т. е. выполняют необходимые расчеты и т. п.).

2. Необходимо  выявлять  индивидуальность каждого ученика (независимо от его успеваемости) по следующим параметрам:

- выявление содержания  его субъектного опыта, включенного  в образовательный процесс;

- предоставление ученику  возможности выбора (самостоятельно, по собственной инициативе) способов  учебной работы с программным  материалом, подлежащим усвоению, а также выбора формы работы на уроке (индивидуальной, групповой), типа ответа (у доски, с места), характера ответа (письменно, устно, развернутый рассказ, анализ ответа товарища и т. п.);

 

2.6 Выводы

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных  особенностей приобретает    новую    направленность.    Диагностируются     потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Как известно, максимально  благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств -  в  младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие,  тем больше ребенок верит  своему  воспитателю,  безоговорочнее  подчиняется  его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте  легче воспитывать  положительные  привычки,  приучать   воспитанников   к   труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие  подростки  понимают  уже  прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности,  активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности  должны быть хорошо организованы педагогом. Старших  школьников  отличает  возросшее стремление  к  самостоятельности.  Опираясь  на  эту  особенность,   у   них развивают высокие нравственные идеалы, чувство  ответственности.  Проектируя будущие  результаты  воспитания,  надо  помнить   о   постепенном   снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке  ряда  качеств  из-за уменьшения   с   возрастом   пластичности   нервной   системы,    нарастания психологической  сопротивляемости  внешнему  воздействию   и   необратимости сенситивных периодов.

В  числе  индивидуальных  особенностей,  на  которые  надо  опираться воспитателю,  чаще  других  выделяются  особенности  восприятия,   мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя  при  массовом  воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно,  воспитатель, если он желает добиться успеха,  вынужден  идти  на  дополнительные  затраты времени, энергии, средств,  собирая  важные  сведения,  без  которых  знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Учитывая  возросший  уровень  знаний  современных   школьников,   их разнообразные интересы, воспитатель и сам  должен  всесторонне  развиваться: не  только  в  области  своей  специальности,  но  и  в  области   политики, искусства, общей культуры,  должен  быть  для  своих  воспитанников  высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые  темпы  формирования  личностных   качеств   в   детском   и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь,  пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в  противоречие  с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели  укорениться в их душе. Непосильные требования могут подорвать  веру  в  свои  силы, привести к разочарованиям или, что намного  хуже,  к  недостаточно  полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях  вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.

Особенно  внимательно  воспитатели  должны  следить  за   изменением главных  личностных  качеств   -   направленности   ценностных   ориентаций, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно  корректируют  процесс воспитания,  направляя  его  на  удовлетворение  личностных  и  общественных потребностей.

Понять глубинные характеристики личности по внешним  актам  поведения очень сложно и не всегда  удается.  Нужно,  чтобы  сам  воспитанник  помогал воспитателю. Нужно сделать его своим  другом,  союзником,  сотрудником.  Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

Индивидуализация в последнее время становится  все  более  популярной из-за стремления современного молодого поколения получать  качественно  иной образовательный материал. Тесное взаимодействие  преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень  знания  последнего,  а  со стороны учителя  поднять   свой  квалификационный  уровень,  непосредственно изучая индивидуальные и  психологические   особенности  своего  подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и  соответствующим  образом выбирать  методы, приемы  и  средства  педагогического  воздействия. 

Таким  образом,  процесс «очеловечивания» образования основан на усилении тех положений, ставящих  во главу  угла  уважение  к  личности   воспитанника,   формирование   у   него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между  ним и  воспитателем.  Усвоение  социального  опыта  в  его  цельности   позволит школьнику  не  только  успешно  функционировать  в  обществе,  быть, но и действовать самостоятельно,  не  просто  «вписываться»  в социальную систему, а изменять ее.

 

Заключение

Педагогическая  инновационная технология  представляет  собой  целостность научно  обоснованного  и  рационально  отобранного  содержания  и организационных  форм,  которые  создают  условия  для  мотивации, стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Применение инновационных технологий при формировании понятий у студентов позволяет учитывать не только особенности материала, но и индивидуальные особенности студентов. Понятие проходит путь от восприятия предметов к представлению о них, и затем уже к их сложному обозначению в понятиях.

Одной из наиболее сложных задач решаемых инновационными технологиями является формирование у студентов системы саморегуляции, необходимой для выполнения учебной деятельности. Ее значимость состоит в том, чтобы привести в соответствие возможности студента с требованиями учебной деятельности, то есть студент должен осознавать свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности. Она состоит из таких компонентов, как осознанние цели деятельности, модели значимых условий, программы действий, оценка результатов и коррекция. Студент, прежде всего, должен осознать и принять цель учебной деятельности, то есть понять, что от него требует преподаватель. Далее в соответствии с понятой целью, студент продумывает последовательность действий и оценивает условия достижения этой цели. Результатом этих действий является субъективная модель на основе, которой студент составляет программу действий, средств и способов ее осуществления. Для оценки результатов своей деятельности студенты должны располагать данными о том, на сколько она признается успешной.

Информация о работе Инновационные педагогические технологии