Управленческая
структура предполагает взаимодействие
четырёх видов управленческих действий:
планирование - организация - руководство
- контроль. Как правило, инновационный
процесс в современных профессионально-технических
учебных заведениях планируется в виде
концепции нового учебного звена или -
наиболее полно - в виде программы развития,
затем организуются деятельность коллектива
в профессионально-технических учебных
заведениях по реализации этой программы
и контроль над её результатами. Особое
внимание следует обратить на то, что инновационный
процесс в какой-то момент может быть стихийным
(неуправляемым) и существовать за счёт
внутренней саморегуляции (то есть всех
элементов приведённой структуры как
бы нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование,
самоконтроль). Однако отсутствие управления
такой сложной системой, как инновационный
процесс в школе, быстро приведёт к его
затуханию. Поэтому наличие управленческой
структуры является стабилизирующим и
поддерживающим этот процесс фактором,
что, разумеется, не исключает элементов
самоуправления, саморегуляции в нём.
Каждый
компонент этой структуры имеет
своё строение. Так, планирование (сводящееся
фактически к подготовке программы
развития школы) включает проблемно
ориентировочный анализ деятельности
учебного заведения, формирование концепции
нового современного профессионально-технического
учебного заведения и стратегии её реализации,
целеполагание и разработку операционного
плана действий.
Влияние
инновационных изменений на здоровье
учащихся должно прослеживаться руководителями
профессионально-технических учебных
заведений особенно тщательно.
Учебная
нагрузка, режим занятий определяются
Уставом на основе согласований с
органами здравоохранения. Расписание
занятий должно включать достаточно
продолжительный перерыв, необходимый
для питания. Выбирая и самостоятельно
разрабатывая варианты нового содержания
и технологий образования, коллектив
и руководитель профессионально-технических
учебных заведений обязаны учитывать
недельную загруженность учащихся.
Нововведения
профессионально-технических учебных
заведений всегда затрагивают интересы
населения, условия труда и занятости
педагогов. Некоторые учебные заведения
отходят от традиционного построения
учебного года: меняют сроки изучения
учебных курсов, экзаменов, выделяют дни
и даже недели для самостоятельных занятий,
переносят, иногда удлиняют время каникул.
Такого
же согласования требуют и другие
новшества: введение новых профильных
курсов; сокращение времени на изучение
отдельных предметов и их интеграция;
дифференциация образования; изменения
в условиях набора учащихся; создание
элитарных учебных заведений
и других новых типов и видов
профессионально-технических учебных
заведений.
Выводы: Нововведения, или инновации
характерны для любой профессиональной
деятельности человека и поэтому, естественно,
становятся предметом изучения, анализа
и внедрения. Инновации сами по себе не
возникают, они являются результатом научных
поисков, передового педагогического
опыта отдельных учителей и целых коллективов.
Этот процесс не может быть стихийным,
он нуждается в управлении.
Применительно к педагогическому
процессу инновация означает введение
нового в цели, содержание, методы и
формы обучения и воспитания, организацию
совместной деятельности учителя и
учащегося.
Педагогическая
инновация – нововведение в педагогическую
деятельность, изменения в содержании
и технологии обучения и воспитания,
имеющие целью повышение их эффективности.
Таким образом, инновационный процесс
заключается в формировании и
развитии содержания и организации
нового. В целом под инновационным
процессом понимается комплексная
деятельность по созданию (рождению, разработке),
освоению, использованию и распространению
новшеств.
Деятельность,
обеспечивающая превращение идей в
нововведение и формирующая систему
управления этим процессом, является инновационной
деятельностью.
Инновации
разрабатываются и проводятся не
органами государственной власти, а
работниками и организациями
системы образования и науки.
Существуют
различные виды инноваций, в зависимости
от признака, по которому их разделяют.
Основная
закономерность проектирования инноваций:
чем выше ранг инноваций, тем больше
требования к научно-обоснованному
управлению инновационным процессом.
Развитие
профессионально-технических учебных
заведений не может быть осуществлено
иначе, чем через освоение нововведений,
через инновационный процесс. Дабы эффективно
управлять этим процессом, его необходимо
понять, а потому - познать.
- Инновационные подходы
к реализации образовательных ценностей
в условиях современных профессионально-технических
учебных заведений
После того,
как всесторонне проанализирована
ситуация в учебных заведениях, определены,
какие результаты работы необходимо улучшить,
естественно, возникает потребность в
обоснованном выборе идей, с помощью которых
это можно было бы сделать наилучшим образом.
Выбор идей неизбежен потому, что для достижения
одних и тех же целей, тех или иных результатов
могут быть отобраны разные нововведения,
каждое из которых имеет свои сильные
и слабые стороны. Казалось бы, такая логика
размышлений очевидна, однако в реальной
практике она часто не выдерживается.
Вместо обоснованного подхода к выбору
идей мы видим:
стремление почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так «бешено» развиваются, что не успевают нормально функционировать);
стремление перепробовать, освоить новое подряд, дабы таким образом найти оптимальную для своего учебного заведения идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно - многочисленные ошибки);
стремление осваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных учебных заведений для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;
отчётливо прослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационной профессионально-технического учебного заведения и непременно с вычурным, сложным названием;
готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи.
Нетрудно
понять, что все эти подходы
к нововведениям в профессионально-технических
учебных заведениях чреваты серьёзными
издержками, такими, как колоссальные
перегрузки учащихся и педагогов, снижение
успеваемости по тем предметам, которые
не охвачены «экспериментальной» работой,
поскольку освоение неактуальной, неоптимальной
чужой идеи, да ещё освоение неграмотное
отнимает у преподавателей, охваченных
этой деятельностью, все силы и время,
что неизбежно приводит к дестабилизации
педагогического процесса. Выбор идей
реализуется путём их обсуждения, продумывания
группой компетентных лиц – экспертов
(это наиболее зрелые и прогрессивные
работники школы, приглашённые специалисты).
Он включает сравнительную оценку идей
по ряду параметров и является творческим
актом. Оценка идей может осуществляться
как с помощью мысленного экспериментирования,
так и на основе разработки проектов деятельности
предполагаемых участников преобразования.
Необходимо продумывать весь организационный
механизм выбора идей, включающий сбор
предложений педагогов, детей и родителей
с помощью собеседования и анкетирования,
выявление предпочтений всех групп людей,
участвующих в инновационном процессе,
обсуждение отобранных инноваций на заседаниях
методобъединений, творческих микрогрупп,
кафедр, а в случае необходимости – на
заседании педсовета. Идти в достижении
цели руководитель должен не только и
не столько от себя, сколько от других
- исполнителей, реализаторов будущих
нововведений. Очень важно, чтобы именно
они сами участвовали в поиске, оценивали
и выбирали новые идеи для освоения. Иначе
их работа не будет иметь нужной мотивировки
и не будет никакого обновления в способах
управления инновациями в профессионально-технических
учебных заведениях.
Анализ
специальной литературы и опыта
деятельности многих учебных заведений
свидетельствует о недостаточной интенсивности
применения педагогических новшеств в
практике их работы. Можно выделить как
минимум две причины нереализованности
педагогических инноваций. Первая причина
состоит в том, что инновация, как правило,
не проходит необходимой профессиональной
экспертизы и апробации. Второй причиной
является то, что внедрение педагогических
нововведений предварительно не подготовлено
ни в организационном, ни в техническом,
ни, самое главное, в личностном, психологическом
отношении.
Чёткое
представление о содержании и
параметрах педагогических инноваций,
владение методикой их применения позволяют
как отдельным учителям, так и руководителям
учебных заведений объективно оценивать
и прогнозировать их внедрение. Торопливость
во внедрении инноваций не раз приводила
профессионально-технические учебные
заведения к тому, что рекомендованное,
чаще сверху, нововведение по прошествии
некоторого (непродолжительного) времени
забывалось или отменялось приказом или
распоряжением.
Одной из
основных причин подобной ситуации является
отсутствие в учебных заведениях инновационной
среды – определённой морально-психологической
обстановки, подкреплённой комплексом
мер организационного, методического,
психологического характера, обеспечивающих
введение инноваций в образовательный
процесс.
Отсутствие
такой инновационной среды проявляется
в методической неподготовленности
педагогов, в их слабой информированности
по существу педагогических нововведений.
Наличие благоприятной инновационной
среды в педагогическом коллективе снижает
коэффициент «сопротивления» педагогов
нововведениям, помогает преодолеть стереотипы
профессиональной деятельности. Инновационная
среда находит реальное отражение в отношении
преподавателей к педагогике.
Выводы: Анализ
специальной литературы и опыта деятельности
профессионально-технических учебных
заведениий свидетельствует о недостаточной
интенсивности применения педагогических
новшеств в практике работы учебных заведений.
Можно выделить как минимум две причины
нереализованности педагогических инноваций.
Первая причина состоит в том, что инновация,
как правило, не проходит необходимой
профессиональной экспертизы и апробации.
Второй причиной является то, что внедрение
педагогических нововведений предварительно
не подготовлено ни в организационном,
ни в техническом, ни, самое главное, в
личностном, психологическом отношении.
Чёткое
представление о содержании и
параметрах педагогических инноваций,
владение методикой их применения позволяют
как отдельным педагогам, так и руководителям
учебных заведений объективно оценивать
и прогнозировать их внедрение. Торопливость
во внедрении инноваций не раз приводила
профессионально-технические учебные
заведениях к тому, что рекомендованное,
чаще сверху, нововведение по прошествии
некоторого (непродолжительного) времени
забывалось или отменялось приказом или
распоряжением.
Одной из
основных причин подобной ситуации является
отсутствие в профессионально-технических
учебных заведениях инновационной среды
– определённой морально-психологической
обстановки, подкреплённой комплексом
мер организационного, методического,
психологического характера, обеспечивающих
введение инноваций в образовательный
процесс. Отсутствие такой инновационной
среды проявляется в методической неподготовленности
педагогов, в их слабой информированности
по существу педагогических нововведений.
Наличие благоприятной инновационной
среды в педагогическом коллективе снижает
коэффициент «сопротивления» педагогов
нововведениям, помогает преодолеть стереотипы
профессиональной деятельности. Инновационная
среда находит реальное отражение в отношении
педагогов к педагогике.
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО
ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ обучения В профессионально-технических
учебных заведениях
2.1. Инновационное обеспечение усвоения
знаний, умений и навыков учащимися
Инновации в сфере образования
направлены на формирование личности,
ее способности к научно-технической
и инновационной деятельности, на
обновление содержания образовательного
процесса.
Схема №1.
Каждая педагогическая эпоха
породила свое поколение технологий.
Первое поколение образовательных
технологий представляло собой традиционные
методики; технологиями второго и
третьего поколений были модульно-блочные
и цельно-блочные системы обучения;
к четвертому поколению образовательных
технологий относится интегральная
технология.
Внедрение нетрадиционных педагогических
технологий существенно изменило образовательно-развивающий
процесс, что позволяет решать многие
проблемы развивающего, личностно-ориентированного
обучения, дифференциации, гуманизации,
формирования индивидуальной образовательной
перспективы учащихся.
Для всех технологий характерны
определенные общие признаки: осознанность
деятельности педагогов и преподавателей,
эффективность, мобильность, валеологичность,
целостность, открытость, проектируемость;
самостоятельная деятельность учащихся
в учебном процессе составляет 60–90% учебного
времени; индивидуализация.