Инновационный урок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении веков педагогика накопила достаточно большой опыт обучения. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся .

Содержание

Введение
Теоретические основы использования инновационных уроков
1.1 Инновационный урок – как современная форма организации урока
1.2 Понятие и виды инновационных уроков
1.3 Характеристика основных инновационных уроков
1.4 План урока
2.1.Костюм 1830 – 1860 годов. Резкое изменение моды
2.2.Костюм 1870-1890 годов
2.3. Романтический стиль в современной моде
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

урок.docx

— 28.86 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 Введение

  1. Теоретические основы использования инновационных уроков

1.1 Инновационный урок  – как современная форма организации  урока

1.2 Понятие и виды инновационных  уроков

1.3 Характеристика основных  инновационных уроков

1.4 План урока

2.1.Костюм 1830 – 1860 годов. Резкое изменение моды

2.2.Костюм 1870-1890 годов

2.3. Романтический стиль  в современной моде

 Заключение

 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

  На протяжении веков педагогика накопила достаточно большой опыт обучения. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся .

 

  Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современном мире. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в инновационной они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели. Обьектом исследования в работе является изучение инновационных процессов обучения, а предметом – организации инновационного урока в рамках профессионального обучения.

 

 Целью курсовой работы  является теоретическая разработка  инновационного урока в условиях профессионального.

задачи данной работы :

- Необходимо изучить основы планирования и проведения урока профессионального обучения;

- Разработать план проведения урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические основы использования инновационных уроков

Инновационный урок – как  современная форма организации  урока. В педагогике классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

 В педагогической литературе  преобладает точка зрения, согласно  которой урок — это вариативная  форма организации целенаправленного  взаимодействия (деятельности и  общения) определенного состава  педагогов и учащихся, систематически  применяемая (в определенные отрезки  времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. Сущность и назначение урока как целостной динамической системы сводится, таким образом, к взаимодействию педагога и учащихся, целью которого является усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, опыта деятельности и общения.

 Эффективность и результативность  урока во многом определяются  его структурой, под которой понимается  дидактически обусловленная внутренняя  взаимосвязь основных компонентов  урока, их целенаправленная упорядоченность  и взаимодействие. Структура традиционного  урока включает четыре основных  элемента: опрос, объяснение, закрепление  и домашнее задание. Такой урок  формирует знания, но не обусловливает  общее развитие учащихся, поскольку  элементы традиционной структуры не отражают процесса их самостоятельной учебной деятельности.

С другой стороны, такой урок отражает лишь внешние признаки учебного процесса (организовать, спросить, объяснить, закрепить и т.д.) и не отражает внутреннюю его сторону (закономерности учебного познания, структуру учебной деятельности и др.). Поэтому традиционный урок не может служить для педагога руководством к действию.

 Большее внимание сегодня  уделяется человеку как личности  – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой оканчивали бы учебные заведения образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. Поэтому должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу преподавателей необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

 Пути и способы реализации  этих принципов должны быть  в значимой степени творческими,  нетрадиционными и в то же  время эффективными.

 Инновационные уроки,  реализуются, как правило, после  изучения какой-либо темы или  нескольких тем, выполняя функции  обучающего контроля и оценки  знаний учащихся. Такие уроки  проходят в необычной, нетрадиционной  обстановке. Подобная смена привычной  обстановки целесообразна, поскольку  она создает атмосферу праздника  при подведении итогов проделанной  работы, снимает психологический  барьер, возникающий в традиционных  условиях из-за боязни совершить  ошибку. Такие уроки осуществляются  при обязательном участии всех  учащихся, а также реализуются  с непременным использованием  средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

- осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;

- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

- предусматривается минимальное участие на уроке учителя

Естественно, что инновационные  уроки больше нравятся учащимся в  силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий  для самореализации и т.д. Поэтому  такие уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя. Вместе с  тем следует учитывать, что на подобных уроках, как правило, отсутствует  серьезный познавательный труд учащихся, невысока их результативность. В силу этого они не должны преобладать  в общей структуре обучения, преподавателю  необходимо определить место нетрадиционных уроков в своей работе .

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды инновационных  уроков.

В. А. Сластёнин пишет «понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося». Характерной особенностью развития урока в конце 80-х — начале 90-х годов являлось то, что в практике общеобразовательной и профессиональной школы имел место активный процесс возникновения нестандартных форм проведения урока. Нестандартный, или инновационный, урок — это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности .

 В современной педагогике  существует большое количество  различных инновационных уроков. Можно выделить следующие группы  таких уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на  нетрадиционной организации учебного  материала: урок мудрости, откровения, урок — “дублер начинает действовать”.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.

5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок 21 века, урок подарок  от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет [1].

 

 Таким образом, можно  сказать, что инновационный урок  предполагает введение каких  либо новых элементов не использовавшихся  ранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика основных инновационных уроков

 Для более полного  понимания, что из себя представляет  инновационный урок рассмотрим  некоторые из выше представленных.

  1. Деловая игра

Деловая игра— средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения.

 Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение.

Цель:

-активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении данной темы;

- анализ, синтез, интерпретация материала в ходе данного урока;

-практическое применение полученных знаний, планирование хода действий.

 Основная задача:

- выработка навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности» предприятия .

2.Урок – КВН.

 Основными целями и  задачами такого урока является:

-обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме - явлениях, процессах и закономерностях;

-развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал;

-объяснение закономерностей и процессов;

-установление причинно-следственных связей;

- развитие мышления учащихся и их творческих способностей;

- формирование грамотной устной речи;

- воспитывать в учащихся чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности;

- развивать познавательный интерес к предмету.

 Урок заключается в  том, что группу учащихся необходимо  разделить на команды, в каждой  из которой выбирается капитан.  Победителем будет считаться  тот, у кого будет больше  правильных ответов на предложенные  задания. Правильность и полноту  ответов определяет специальная  счетная комиссия, состоящая из  преподавателей, родителей учащихся  или старших товарищей.

 Задания для такого  урока могут быть различными. Это может быть решение задач;  фронтальный опрос членов команд  по очереди; отгадывание ребусов,  кроссвордов; выявление закономерностей;  поиск лишних слов и их исправление;  демонстрация домашнего задания,  предварительно данного преподавателем  по выбранной теме; разыгрывание сценок .

3.Урок – конкурс.

Проведение такого урока  позволяет:

-проверить прочность усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения;

-систематизировать знания учащихся;

- формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий;

- воспитывать волю к победе;

- прививает учащимся интерес к выбранной профессии;

- развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу и активность.

 Задания для такого  урока могут быть примерно  такими же, как и для урока – КВНа .

4.Урок – конференция.

 Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством  освоения изучаемого материала  является способность учащихся  вести беседу по конкретной  теме. В данном случае целесообразно  проводить урок-конференцию. Урок-конференция  – это своеобразный диалог  по обмену информацией. На таком  уроке, как правило, учащиеся  овладевают определенным количеством  частотных клише и пользуются  ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной  повторяемости обеспечивает прочность  и осмысленность усвоения.

Информация о работе Инновационный урок