Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 16:20, курсовая работа
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы понятия основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая база…………………………….…6
1.1. Сущность и понятие интеграции основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая основа……………....……...…....6
1.2. Функции, принципы и модели дополнительного образования.
Условия интеграции основного и дополнительного образования…12
Глава II. Формирования целостного образовательного пространства
в исследуемом объекте СОШ №10 на основе интеграции
основного и дополнительного образования..…..……………..………17
2.1. Краткая характеристика исследуемого объекта
МБОУ Наримановского района СОШ №10……………..……….….17
2.2. Формирование целостного образовательного пространства
в СОШ №10 Наримановского района на основе интеграции
основного и дополнительного образования ……………..………….20
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников…………………………………………...33
Приложение……………………………………………………………………....35
СОШ №10 Наримановского района престижная и современная, развивающаяся и шагающая в ногу со временем школа, располагает довольно инициативными, творческими педагогическими кадрами. Открыто говорит о достижениях и недочетах, поэтому знает, к чему стремится.
История школы: 1956 год – переезд из барака в новое здание. Новое одноэтажное здание школы стояло значительно выше других построек. Оно было с большими окнами, просторными классами (а в классах было не более 23 человек). И было в школе 4 класса, а значит и 4 учителя. И не менее важное достоинство – огромная пришкольная территория. Первый директором был Солохин Николай Григорьевич.
1957 год – при школе организовывается интернат. Вырос штат, выросла численность учащихся, установилось интернациональное братство. Кого только здесь не было. И казахи, и туркмены, и татары, и калмыки, и немцы, и евреи, и осетины.
1958 год – разбили школьный сад справа от здания школы, а слева – виноградник и кусты сирени. Росли дети, росла школа, стал больше педагогический коллектив. Тогда уже в школе работали кружки: хоровой, вели уроки танца (приглашали из Дворца пионеров и расплачивались сами).
1961 год – школа настолько выросла, что первые старшие ученики стали учиться в 8 классе. В городе была построена школа-интернат №6 Приволжской железной дороги. Школьный интернат был отправлен туда. Начато строительство второго этажа и спортивного зала. Был открыт первый девятый класс. В этом году учителя получили квартиры, а освобожденные помещения переоборудовали в классы. Под классы приспособили второе здание, где размещался интернат. Все годы учителя школы много делают для того, чтобы знания были прочными, глубокими. Учителя в кустовых методических объединениях, куда входили все железнодорожные школы и интернаты разработали единый план, по которому обменивались опытом, посещали уроки своих коллег и внеклассные мероприятия.
1997 год – школа стала называться Муниципальное общеобразовательное учреждение. В школе работают энергичные, творческие учителя. Кроме основного активно внедряется и дополнительное образование. Учащиеся школы составляют дружную ребячью республику «Золотая молодежь», каждый класс которой – городок: «Ровесники», «Веселые путешественники», «Звездный городок» и др. Жизнь в республике интересна и многообразна. Ребята овладевают не только знаниями, но и принимают участие в областных и районных конкурсах, где занимают призовые места. Всегда в пятерке лучших наши ученики на районных олимпиадах по русскому языку, географии. Также появился в школе зал боевой славы, зимний сад, Город мастеров. В музее боевой славы ребята приобщаются к подвигу защитников Родины, в Городе мастеров демонстрируют свое творчество, в зимнем саду приобщаются к прекрасному.
Сегодня в 2013 году в системе
дополнительного образования
Цель школы в 2010-2015 году: Формирование целостного образовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования как путь формирования социально-адаптированной личности. Улучшить качество учебно-воспитательной работы в школьном коллективе путём внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных методик и форм работы педагогов с учащимися в области интеграции основного и дополнительного образования.15
2.2. Формирование целостного образовательного пространства
в СОШ №10 Наримановского района на основе интеграции
основного и дополнительного образования
Основное и дополнительное образование должны быть звеньями одной цепи – к такому выводу коллектив школы №10 Наримановского района пришёл давно. Именно поэтому данная проблема является ключевой в деятельности школы и решается путём интеграции основного и дополнительного образования.
Для достижения положительных результатов недостаточно загрузить учителей и учащихся работой кружков, недостаточно работать по разрозненным планам работы каждого педагога. Необходимо создать систему планомерной работы всех структурных звеньев образовательного учреждения, т.е. проект внедрения процесса интеграции и создания единого целостного образовательного пространства в области основного и дополнительного образования. Многолетняя практика воспитывающей деятельности, апробация нескольких моделей воспитательной системы школы, подвела ее к воспитанию детей на основе общечеловеческих ценностей, актуальных во все времена, ценящихся в обществе как нравственное начало сельского жителя. Интегрирование основного и дополнительного образования определило деятельность школы.
В 2010-2011 учебном году педагогический коллектив школы начал работу над проектом «Формирование целостного образовательного пространства в школе на основе интеграции основного и дополнительного образования». Итогом такой работы стала успешная реализация базовых учебных программ, в результате чего: растет контингент учащихся, повышается качество знаний учащихся, ежегодный выпуск золотых и серебряных медалистов, хорошие результаты ЕГЭ, победы в олимпиадах, победы в городских, всероссийских и международных соревнованиях.
Интеграция дополнительное образование в школе осуществляется по пяти основным направлениям: спортивно-оздоровительный, художественно-эстетического содержания, интеллектуальное, экономическое, трудовое обучение и воспитание (Схема 1. Приложения). При этом школе приходится тесно сотрудничать такими вспомогательными центрами дополнительного образования как: Дом народного творчества, школьные музей и библиотека, модельная библиотека, «Астраханская детская школа искусств», стадион, фельдшерско-акушерским пункт и прочее (Схема 2. Приложения). 16
Учитывая социальные условия детей,
которые учатся в школе, и их семей,
отделение дополнительного
Роль классного руководителя
в проекте: педагогическая помощь и
поддержка ребенка в
Основные этапы реализации Проекта:
Первый этап (2010-2011 гг.) - определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики; подготовка опытно-экспериментальной базы в условиях интеграции основного и дополнительного образования.
Второй этап (2011-2012 гг.) - Создание педагогической модели, способствующей развитию творчества в контексте интеграции основного и дополнительного образования.
Третий этап (2012-2013 гг.) начало
работы над проектом «Формирование
целостного образовательного пространства
в школе на основе интеграции основного
и дополнительного образования»
Четвертый этап (2013-2014 гг.) - Сравнительный анализ уровней творческого развития школьников, создание системы проектно-исследовательской деятельности учащихся. Реализация исследовательского проекта.
Пятый этап (2014-2015 гг.) - Обобщение и оформление результатов работы. Формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.
Сроки реализации проекта. 2010-2015 гг.
Формы работы учащихся.
1. Коллективная и групповая, индивидуальная форма работы.
2. Игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности.
3. Взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового.
4. Занятия кружка «Умелые руки» проводятся по 1 часу в неделю в течение четырех учебных лет. В группе 15 человек, которые разбиваются на звенья (по 3 человека) для проведения самостоятельной работы.17
Реализация проекта. Участие в школьных и районных творческих конкурсах.
Условия реализации Проекта. Для решения поставленных задач используются следующие методы:
Изучение, анализ и учет ценностных
ориентаций школьников, их способностей
позволяет более
Согласно проекту в школе созданы условия, обеспечивающие целостное развитие личности на основе ее самопознания, через: общешкольные коллективные творческие дела; оптимальное сочетание деятельности классных и межвозрастных коллективов, развитие КТД в школе; свободный выбор деятельности с учетом интересов каждого; ученическое самоуправление; работу детских объединений; совместную деятельность школы и родителей.
Цель всей этой совместной
работы – развитие мотивации детей
к познанию и творчеству, содействие
личностному и
Управление данным процессом начали с определения регионального и школьного компонента учебного плана школы. Включили такие предметы как информатика, краеведение, ОБЖ. Предпрофильное обучение апробировали разное: брали предметы школьного курса и их углубленное изучение. Но, т.к. мы всё-таки основная школа, в прошлом году ввели элективный курс «Психология профессионального самоопределения». На основе изучения запросов детей и родителей определились с предпрофильной подготовкой в этом учебном году – историческое краеведение, аграрный курс, дающий основы ведения фермерского хозяйства, что гораздо больше пригодится выпускникам школы, не ориентированным на получение высшего образования. Ведь труженика земли, хозяина усадьбы тоже нужно учить.19
Воспитывающая деятельность в школе осуществляется по следующей структуре:
1. урочная деятельность
– триединая цель урока
2. внеурочная деятельность – индивидуальные занятия с детьми по углубленному изучению предметов, участие в конкурсах, викторинах;
3. работа классных
руководителей в классах-
4. традиционные общешкольные мероприятия;
5. школьные дела
– совместная деятельность с
родителями, жителями посёлка –
операции «Чистый двор», «День
матери», выставки – ярмарки,
встреча по футболу между
6. деятельность
объединений дополнительного
Также управление осуществляется с помощью фиксации задач на новый учебный год, вытекающих из анализа работы. В начале сентября собираются планы учителей, классных руководителей и руководителей кружков. Большую помощь оказывают методические папки учителя-предметника и классного руководителя, по материалу которых можно увидеть систему работы педагога с данным коллективом учащихся и воспитанников.
Каждый классный руководитель ведёт электронный «Дневник классного руководителя», который при заполнении даёт целостную картину об учащемся, его семье и участии в жизни класса и школы и ребёнка и его родителей. Каждый месяц контролируется ведение дневников учащимися как основного документа. Именно через дневник осуществляется связь с родителями по успеваемости ребят. Здесь же мы отмечаем успехи ребёнка, высказываем благодарность родителям за участие в том или ином деле. Контроль классных часов можно осуществить просмотром папки «Наши дела», где собраны все 34 классных часа за год с работами ребят, со сценариями и другим рабочим материалом. Организация классного коллектива проявляется в повседневной деятельности ребят, в участии каждого отдельного ученика и класса в целом в общешкольной жизни. За конкретные дела классные коллективы награждаются грамотами. В конце года подводятся итоги соревнования между классами-отрядами.20
Информация о работе Интеграция основного и дополнительного образования