Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:50, реферат
Термин «интеграция» относится к числу общенаучных понятий. Активное использование этого термина в отечественной науке отмечается с 80-х годов ХХ века. Философия, а следом и педагогика постепенно продвигались к характеристике таких явлений как: слияние, связь, взаимосвязь и т.п. Осмысление понятия «интеграция» шло от постижения категорий «связь», «отношения», «комплексный подход», «система», «целостность». И лишь в 80-е годы пришли к термину «интеграция».
Понятие об интеграции
Виды интеграции
Педагогическая интеграция
Интегративный характер игр
Место и роль игровых технологий в образовательном процессе
Следует отметить, что
современные компьютерные игры, разрабатываемые
психологами и педагогами, свободны
от названных недостатков. О достоинствах
их применения в образовательном
процессе ДОУ свидетельствуют проводимые
исследования и наличие психолого-педагогической
экспертизы. Современные разработчики
игровых компьютерных программ учитывают
возрастные особенности детей, потребности
образовательного процесса и существующие
возможности компьютера. Сертифицированные
компьютерные игры, используемые в соответствии
с существующими требованиями и рекомендациями,
открывают идеальные возможности для
развития методов и организационных форм
обучения и воспитания детей, обогащения
детской деятельности и самого педагогического
процесса.
Опыт первых исследований
показал, что важнейшая задача – не замена
компьютерными играми традиционных средств
дидактики игры, а включение их в общую
систему на основе идеи взаимного обогащения.
Работа над совершенствованием всех составляющих
этого сложного процесса продолжается.
В отечественной
дошкольной педагогике в результате
комплексного исследования разработана
особая, не имеющая аналогов в мировой
практике, система использования
компьютерных игр для развития, воспитания
и обучения дошкольников (С.Л. Новоселова,
Е.В. Зворыгина, Л.В. Чайнова и др.). В ее
основе лежит метод эффективной организации
среды и педагогического процесса на базе
НИТ – компьютерно-игровой комплекс [Ю.М.
Горвиц, с. 21]. Его оборудование соответствует
санитарно-гигиеническим, эргономическим
и психолого-педагогическим требованиям.
Разработаны сертификационные требования
к организации предметной среды компьютерного
зала и компьютерно-игрового комплекса
в целом. Авторы данной системы выдвигают
следующие положения, характеризующие
КИК:
– компьютерные игры
– средство воспитания, обучения, психического
развития детей;
– компьютерные игры
наряду с традиционными играми и
занятиями органически
– в компьютерных
играх предлагаются те элементы знаний,
которые в обычных условиях затруднительно
или невозможно усвоить;
– компьютерные игры
в детском саду сочетаются с самостоятельными
творческими играми детей.
В рамках данного
подхода проведен ряд исследований,
в которых подчеркивается, что компьютерные
игры не заменяют обычные игры, а дополняют
их, входят в их структуру, обогащая педагогический
процесс новыми возможностями. Авторы
компьютерно-игрового комплекса, давая
ему научное обоснование, подчеркивают,
что для полноценного использования компьютера
как средства игровой деятельности от
ребенка требуется умение оперировать
символами (знаками), обобщенными образами.
Иначе говоря, ему необходимо достаточно
развитое мышление, творческое воображение,
определенный уровень произвольности
действий. Все это формируется в многообразной
предметно-практической и игровой деятельности.
При этом особое значение для формирования
потребности целенаправленного управления
компьютером, развития компьютерных игр
принадлежит ведущей деятельности ребенка-дошкольника
– игре.
Игра – одна из
форм практического мышления. В игре
ребенок оперирует своими знаниями,
опытом, впечатлениями, отображенными
в общественной форме игровых
способов действия, игровых знаков,
приобретающих значение в смысловом
поле игры. Игра, имея черты познавательной
по своему мотиву деятельности и представляя
собой своеобразную практическую форму
размышлений ребенка об окружающей его
природной и социальной действительности,
позволяет ему, образно говоря, «расправить
крылья своих способностей». В игровом
процессе своего размышления о мире ребенок
пользуется знаковой (символической) системой
отображения реальности в игре. Знаковые
средства отображения действительности
ребенком в игре имеют иерархическую структуру,
которая венчается представлением образа
действительности во внешнем знаке –
предмете, изображении, символе, в том
числе и слове.
Исследования показали,
что ребенок обнаруживает способность
наделять нейтральный (до поры) объект
игровым значением в смысловом
поле игры. Именно эта способность является
главнейшей психологической базой для
введения в игру дошкольника компьютера
как игрового средства. Изображение, возникающее
на дисплее, может быть наделено ребенком
игровым значением в ситуации, когда он
сам строит сюжет игры, оперируя образными
и функциональными возможностями компьютерной
программы.
Способность детей
замещать в игре реальный предмет
игровым с переносом на него реального
значения, реальное действие – игровым,
замещающим его действием, лежит
в основе способности осмысленно
оперировать символами на экране компьютера.
Именно поэтому компьютерные игры должны
быть неразрывно связаны с обычными играми.
Если в обычной
игре ребенок отображает действительность
с помощью «обозначающих», но вполне
реальных предметов, то при игре с помощью
компьютера он может, пользуясь специальной
развивающей игровой программой, создавать
функциональный «видеоряд», опираясь
на образ своего воображения.
Экспериментальное
подтверждение целесообразности означенного
подхода получено в ходе использования
в работе со старшими дошкольниками (5-7
лет) компьютерно-игровых программ, строение
которых соотносимо с интеллектуальной
структурой игровой деятельности ребенка.
Данные программы отличаются принципиальной
новизной по сравнению с общеизвестными,
основанными на принципе лабиринта, выборе
направления и вопросно-ответной форме.
Такие программы можно использовать в
качестве содержательного материала для
развертывания режиссерских игр и «встраивания»
их в сюжетно-ролевые и сюжетно-дидактические
игры предметного плана.
По мнению исследователей,
рождается новый вид игры –
творческая компьютерная игра или творческая
игра, в структуру которой органично
входят компоненты игры с использованием
компьютерной игровой программы. Только
в этом случае использование компьютерных
игр и игрушек становится неотъемлемым
звеном дидактической системы детского
сада. Компьютерные игры не заменяют обычные
игры, а дополняют их, обогащая педагогический
процесс новыми возможностями.
Среди наиболее актуальных
вопросов применения компьютерных игр
можно отметить вопросы, связанные с их
классификационной характеристикой. Характеризуя
положительны и отрицательные последствия
применения компьютерных игр на Западе,
Г.Б. Кочетков выделяет 3 типа игр: игры
типа «Убей их всех», приключенческие
и стратегические. В классификации компьютерных
игр А.Г. Шмелева выделено 5 видов игр согласно
их функциям: логические, позиционные,
динамические, вероятностно-стратегические,
экономические. В пособии, раскрывающем
основные понятия и термины, связанные
с информатикой, компьютерные игры делятся
в зависимости от цели их применения, выделяются
логические, развивающие, тренировочные
и обучающие игры.
В исследовании И.О.-Э.
Ивакиной компьютерные игры классифицируются
с точки зрения их направленности
на развитие творческой активности дошкольников.
- репродуктивные, в
которых четко очерчены
- пошаговые, где существует
возможность выбора игровой и дидактической
задач, их решение осуществляется путем
экспериментирования, наряду с конкретными
средствами используются обобщенные,
осуществляется внешний конечный контроль;
- творческие, в которых
инициатива в постановке игровой и дидактической
задач полностью принадлежит игрокам,
есть возможность оригинального, нестандартного
их решения, используются обобщенные средства
достижения цели игры, осуществляется
самоконтроль.
Наиболее распространенной
педагогической классификацией в руководствах
по использованию компьютерных игр в дошкольном
образовании является классификация Ю.М.
Горвица. В ней игровые программы структурируются
согласно «древу целей» и объединяются
в три группы.
1. Программы обучающего
характера (конвергентные, закрытого типа)
направлены на обучение и закрепление
в игровой занимательной форме знаний
по математике, родному языку, дают начальные
представления о природных и социальных
явлениях и т.д.
2. Программы развивающего
характера – стимулирующие творческие
способности детей, умение самостоятельно
ставить игровые задачи, находить средства
и способы их реализации (дивергентные,
открытого типа). Эти программы развивают
фантазию, мышление, память, дают возможность
познавательного экспериментирования,
свободного творчества, способствуют
развитию самостоятельной и осознанной
творческой деятельности. К ним относятся:
- серия сюжетно-режиссерских
игр (С.Л. Новоселова, Т.Г. Осипова,
Г.П. Петку) – направлены на
развитие воображения,
- серия программ
«Комбинаторика» (Н.Н.
- серия программ
«Конструирование»,
- серия программ «Классификаторы», которая способствует развитию у детей принципов сериации, ассоциации, классификации и систематизации объектов по одному и нескольким признакам.
3. Программы диагностического характера, они:
- обеспечивают возможность
оперативной диагностики и
- позволяют выполнить
качественный анализ
- дают возможность оценить готовность детей к поступлению в детский сад, к обучению в школе.
Все компьютерные игры для дошкольников (обучающие, развивающие, диагностические) могут обновить характер дидактических, сюжетно-дидактических, режиссерских, театрализованных, игр-забав, игр-экспериментирований.
Важным является также вопрос о возможности использования компьютерных игр как средства развития речи дошкольников. Влияние компьютерных технологий на речевое развитие специального изучения не получило, хотя многие авторы отмечают стимулирующее влияние компьютерных игр на речевое (диалогическое) общение дошкольников. О перспективности использования компьютерных игр в развитии речи детей говорят наблюдения исследователей и обобщение опыта их применения.
Анализируя опыт применения компьютерных игр, Г.П. Петку делает вывод, что компьютерные игры ускоряют умственное развитие, открывают идеальные возможности для развития наглядно-образного мышления, развивают речь и создают возможности для социально значимых взаимодействий между парами [с. 53]. Компьютерные игры, помогая детям опираться на зрительный план, одновременно способствуют активному включению речи. Подчеркивается, что это особенно важно при обучении детей с задержкой речевого развития, а также глухих, аутичных и некоторых умственно отсталых детей.
В детском саду, где установлены компьютеры, у детей появляется новое направление общения: они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Как считает Ю.М. Горвиц, компьютерные игры положительно влияют на обогащение содержания общения детей друг с другом и педагогами. При этом значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Это способствует развитию речи детей. Наблюдения одного из авторитетных специалистов в области дошкольной компьютеризации, Ю.М. Горвица, позволяют судить о перспективности использования компьютера для развития речи детей. Он отмечал, что компьютер, благодаря способности быстро и точно реагировать на действия ребенка, является для него «неким антропоморфным существом, вызывающим аффект, которому ребенок задает вопросы, недоумевает, сердится, восхищается…» [с. 13].
Исследователи указывают,
что компьютерные игры способствуют
развитию общения и сотрудничества
между детьми, открывают идеальные
возможности для социально
Информация о работе Интеграция традиционных и компьютерных игр в дошкольном образовании