Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Теоретические обоснования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10
1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………17
1.3. Социально-психологическая адаптация и пути преодоления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании…………………………….………………………………………22
Глава 2. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………27
2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам 43
Заключение………………………………………………………………….........51
Список литературы…………….………………………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Саранчина.docx

— 130.43 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ИШИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П.П. ЕРШОВА»

Педагогический  факультет

Кафедра педагогики и психологии детства

 

 

 

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МАССОВОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

Выпускная квалификационная работа по дисциплине «Педагогика»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 4 курса  гр.381

______А.В. Саранчина

Проверил:

к.п.н., доцент

______________________

 О.А Поворознюк

 

Ишим

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..2

Глава 1. Теоретические обоснования  интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10 1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10

1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………………………………………………………………17

1.3. Социально-психологическая адаптация и пути преодоления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья  при инклюзивном образовании…………………………….………………………………………22

Глава 2. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………27

2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27

2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам   43

Заключение………………………………………………………………….........51

Список литературы…………….………………………………………………..53

 Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы специального образования  сегодня являются одними из самых  актуальных в работе всех подразделений  Министерства образования и науки  РФ, а также системы специальных  коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что  число детей с ограниченными  возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее  время в России насчитывается  более 2 млн. детей с ограниченными  возможностями (8% всех детей), из них  около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными  возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения  структуры дефекта, комплексного характера  нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с  ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает  создание для них специальной  коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с  обычными детьми возможности для  получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений  развития, социальную адаптацию.

«Получение детьми с ограниченными  возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными  возможностями здоровья) образования  является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия  в жизни общества, эффективной  самореализации в различных видах  профессиональной и социальной деятельности.

     Законодательство    Российской   Федерации   в   соответствии   с

основополагающими  международными  документами  в  области образования предусматривает   принцип   равных  прав  на  образование  для  лиц  с ограниченными  возможностями  здоровья  -  как  взрослых, так и детей. Гарантии   права  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  на получение  образования  закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе  Российской  Федерации "Об образовании", Федеральных законах от 22   августа   1996   г.   N   125-ФЗ   "О   высшем  и послевузовском профессиональном  образовании",  от  24  ноября  1995  г.  N 181-ФЗ "О социальной  защите  инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г.   N  120-ФЗ  "Об  основах  системы  профилактики  безнадзорности  и правонарушений  несовершеннолетних",  от  24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных  гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999  г.  N  184-ФЗ. 

В связи с этим обеспечение  реализации права детей с ограниченными  возможностями здоровья на образование  рассматривается как одна из важнейших  задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации»[30].

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют  равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности  качественного образования, его  индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для  достижения нового современного качества общего образования.

Идеей специальной педагогики уже давно интересовались многие видные педагоги и психоневрологи.

Всеволод Петрович Кащенко (1870-1943) - известный педагог, талантливый  организатор научных исследований в области дефектологии и дефектологического образования. Им была создана школа-санаторий  для дефективных детей, которая  переросла в Научно-исследовательский  институт дефектологии Академии педагогических наук (1943), а затем в Институт коррекционной  педагогики РАО. Его книга "Педагогическая коррекция", изданная в 20-е годы, является и в настоящее время практическим руководством в коррекционной педагогике.

         Л.С. Выготским были разработаны и научно обоснованы основы социальной реабилитации аномального ребенка. В противовес лечебной педагогике, которая тогда опиралась на "психологическую ортопедию" и "сенсорное воспитание", он разработал социальную педагогику, снимающую отрицательные социальные наслоения в процессе формирования личности ребенка в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности.

Им был предложен динамический подход к дефекту. Он считал, что  симптом не признак, не первопричина аномального развития ребенка, а  результат, следствие своеобразия  его развития, за ним скрываются, как правило, сложные патологические процессы этиологического и анатомо-клинического характера.

Выготский разработал учение о первичности и вторичности дефекта, о социальной природе вторичного дефекта, обосновал идею единства интеллекта и аффекта; мышление, так же как и действие, имеет мотивационную основу и в абстрактных условиях развиваться не может. Он сформулировал понятие "зона ближайшего и актуального развития ребенка", выявив взаимосвязь психического развития и обучения, где обучение служит движущей силой развития.

Психоневрологи Г.Е.Сухарева и М.С.Певзнер провели глубокое клиническое исследование умственно  отсталых детей. Г.Е.Сухарева (1892-1981) разработала  систематику олигофрении, которая  учитывала время и причины  повреждения нервной системы.

М.С.Певзнер (1901-1991) разработала  классификацию олигофрении по показателям  недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения.

Отечественные специалисты  в области тифлопедагогики (А.М.Витковская, В.З. Денискина, Г.В.Никулина) в своих работах подчеркивают важность раннего начала коррекции, обеспечивающего успешность социализации, этой категории людей [21].

В настоящее время известны серьезные работы Е.М. Мастюковой, А.Р. Маллер, В.В. Ткачевой, освещающие проблемы детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, инвалидностью, вследствие детского церебрального паралича и их родителей. В научной литературе широко представлена работа с родителями, воспитывающими «проблемных» детей раннего и дошкольного возраста (Г.А. Мишина, Е.И. Т.Н. Волковская), уделяется внимание семьям, имеющим аутичных детей (Е.Р. Баенская, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина). Е.А. Екжанова, Е.Р. Смирнова освещают особенности развития детей с задержкой психического развития.

В настоящее время  функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".

Право ребенка с ограниченными  возможностями здоровья на получение  образования по месту жительства может быть реализовано путем  организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Об интегрированном подходе  в специальном образовании говорил ещё Л.С. Выготский.

Он  сумел определить ведущие  тенденции в предупреждении и  преодолении аномального детства, выявить, систематизировать и увязать  их с общими закономерностями развития личности и общества. Им были сформулированы новые задачи специальной педагогики и специальной школы, основные теоретические  предпосылки для перестройки  работы в области аномального  детства. Суть их сводилась к тому, чтобы "связать педагогику дефективного детства с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства".

Идея интеграции, взаимосвязи  общих и специальных психолого-педагогических вопросов проходит через все творчество ученого. Им были выявлены и сформулированы основные законы психического развития ребенка: закон развития высших психических  функций, закон неравномерности  детского развития, закон метаморфозы  в детском развитии и др. Он выдвинул идею своеобразия развития личности аномального ребенка, которая формируется, как и у обычного ребенка, в  процессе взаимодействия биологического, социального и педагогического  факторов.

Интегрированный подход в  обучении на современном этапе развития школьного образования имеет  принципиально важное значение для построения всего учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, он отражает реально существующие в теории и практике коррекционного обучения тенденции.

Интеграция в  общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

«Образование – право  каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании  строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет  ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» [31].

Однако, в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:

наличие стереотипов и  предрассудков в школьной среде  по отношению к инвалидности;

недостаток информации у  школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;

отсутствие доступной  среды и технических средств  реабилитации, облегчающих образовательный  процесс для школьников с особыми  образовательными потребностями;

отсутствие знаний, соответствующей  подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные  потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства;

неготовность широкой  общественности признавать право ребенка  с особыми образовательными потребностями  на получение образования его  в среде своих сверстников  без инвалидности;

полное отсутствие или  формальный характер индивидуальной программы  реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.

В современной социально-экономической  ситуации вопросы социальной адаптации  детей с нарушениями в развитии (соответственно, с особыми образовательными потребностями) приобретают особую актуальность. Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества остаётся практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с детьми с ОВЗ.

Формирование социальной адаптации таких детей должно начинаться еще с дошкольного  возраста.

Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной  формой обучения детей-инвалидов.

Актуальность темы предполагает изучение проблем интеграции и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель нашей работы: теоретически обосновать и экспериментально  проверить эффективность интегрированного обучения и исследовать процесс адаптации детей с ОВЗ.

Объект исследования –  процесс интегрированного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной  школе.

Предмет исследования –  интегрированное обучение и процесс адаптации детей с ОВЗ.

Гипотеза.

Мы предположили, что интегрированное  обучение и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья будет успешными, если

Информация о работе Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе