Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Теоретические обоснования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10
1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………17
1.3. Социально-психологическая адаптация и пути преодоления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании…………………………….………………………………………22
Глава 2. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………27
2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам 43
Заключение………………………………………………………………….........51
Список литературы…………….………………………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Саранчина.docx

— 130.43 Кб (Скачать файл)

а) будут созданы необходимые  условия образовательной среды;

б) будут изучены психологические  особенности детей с ОВЗ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной проблеме.
  2. Изучить особенности детей с ОВЗ и раскрыть сущность интегрированного обучения детей с ОВЗ.
  3. Рассмотреть условия интегрированного обучения и социальной адаптации на примере конкретной школы.
  4. Исследовать психологические особенности младших школьников с ОВЗ и процесс их адаптации.

         При выполнении работы нами  были использованы следующие  методы:

         - теоретический анализ литературы  по проблеме;

         - наблюдение за деятельностью  учащихся;

         - проведение бесед с педагогами, родителями, учащимися;

         - изучение школьной документации;

         - проведение  исследований.

        База проведения исследования – МОУ Огнёвская СОШ Казанского района.

        Практическая  значимость работы.

Применяемые методики и полученные результаты исследования могут быть применены в работе образовательных  учреждений для успешной реализации интегрированного обучения детей с  ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические обоснования  интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями.

 

    1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Дети с ограниченными  возможностями - это дети, имеющие  различные отклонения психического или физического плана, которые  обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести  полноценную жизнь. Синонимами данного  понятия могут выступать следующие  определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми  нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного  дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо  или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями  здоровья можно считать детей  с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся :

1. Дети с нарушением  слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением  зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением  речи (логопаты);

4. Дети с нарушением  опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной  отсталостью;

6. Дети с задержкой  психического развития;

7. Дети с нарушением  поведения и общения;

8. Дети с комплексными  нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными  дефектами (слепоглухонемые, глухие  или слепые дети с умственной  отсталостью).

В зависимости от характера  нарушения одни дефекты могут  полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (например, у детей третьей и  шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения  нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными  общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен  в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий).

ДЕТИ С НАРУШЕНИМ СЛУХА

Психологически  глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников с нормальным слухом, они более замкнуты и обидчивы. У детей с нарушениями слуха происходит нарушение познавательных функций, т.е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Страдают ориентация в пространстве, координация движений (в связи с тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппарата).

Устная и письменная речь детей с отклонениями слуха страдает пропусками букв и слов, их заменой  не по смыслу, а по внешнему сходству. Нужно разбирать с ними значение каждого слова. Такие дети запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден.

Дети, имеющие нарушение  слуха, хорошо воспринимают устную речь зрительно (чтение с губ).

Ученик, имеющий нарушение  слуха, обязательно должен быть слухопротезирован, т.е. иметь индивидуальные слуховые аппараты.

Учитель, обучающий ребёнка  с нарушением слуха в общеобразовательном  классе, должен:

посадить ребенка за первую парту;

не поворачиваться спиной к обучающемуся;

чётко задавать вопросы, обращаясь  к ребёнку;

проверять рабочее состояние  слуховых аппаратов;

разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;

широко применять наглядность  в целях более полного и  глубокого осмысления учебного материала.

Во второй половине дня  сурдопедагог должен проводить    индивидуальные и групповые занятия по коррекции произношения, развитию слухового восприятия, общему развитию речи. В развивающих занятиях сурдопедагог также может использовать специальные компьютерные программы «Мир за твоим окном», «В городском дворе», «Лента времени».

В адаптации в социуме  незаменимую помощь оказывает педагог-психолог и социальный педагог. Работа психолога  должна быть направлена на развитие коммуникативной компетентности, повышение уровня доброжелательности, снижение конфликтности, сплочение коллектива. Большое внимание психолог должен обращать  на формирование межличностных отношений между интегрированными ребятами и их сверстниками, что помогает решать этические и правовые проблемы.

Для слабослышащих детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют  возрастной норме и  психологически подготовлены   к совместному со слышащими сверстниками обучению, может быть эффективно интегрированное обучение.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

К слепым относятся дети  с полным отсутствием зрения (от светоощущения  до 0,04 включительно с коррекцией на лучшем глазу).

Слабовидящими называют детей, у которых острота зрения лучшего  глаза с обычной оптической коррекцией составляет 0,05 – 0,4.

Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей  проявляется в следующем: дозирование учебных нагрузок, применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности детей, специальное оформление учебных кабинетов, организация  лечебно-восстановительной работы; усиление работы по социально-трудовой адаптации.

Обучение слабовидящих ведется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специальными преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия.

Во время проведения уроков следует чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность  непрерывной зрительной нагрузки для  слабовидящих школьников. Так, непрерывная зрительная нагрузка (например, чтение) в первых классах не должна превышать 7-10 минут). Однако для некоторых слабовидящих, например, с атрофией зрительных нервов, центральной атрофией сетчатки, может быть утомительна и такая нагрузка. Поэтому к дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально, неуклонно следуя рекомендациям офтальмолога.

Положительное влияние на поддержание работоспособности  учащихся и предупреждение зрительного  переутомления оказывает проведение физкультурных пауз. Во время физ.паузы выполняют дыхательные упражнения, хватательные, сгибательные и разгибательные упражнения для кистей рук. Слабовидящие не должны выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела, т.к. эти упражнения им противопоказаны.

Слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному  источнику света. При некоторых  формах нарушения зрения (катаракта, помутнение роговицы) у детей наблюдается  светобоязнь. Таких детей надо размещать  дальше от источника света.

Искусственная освещенность помещений, в которых занимаются учащиеся  с пониженным зрением, должна составлять от 500 до 1000 лк.   Поэтому рекомендуется использовать крепящиеся на столе лампы. Свет должен падать с левой стороны или прямо.

Гимнастика до занятий, физ.минутки на уроках и лечебная физкультура (ЛФК) на коррекционных занятиях являются обязательными и проводятся по специальным программам.

Для детей с нарушением зрения предусмотрены следующие  программы коррекционных занятий: мимика и пантомимика; ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка (СБО), развитие зрительного восприятия, осязания и мелкая моторика рук, логопедические занятия.

ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ  ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Дети с ЗПР – это  преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует  мотивация к учебе, либо имеется  отставание в овладении школьными  навыками (чтения, письма, счета).

Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или  невозможно функционировать в большой  группе и самостоятельно выполнять  задания.

Кроме того, излишняя подвижность  и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают  в школе желаемых результатов.

При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

Необходимо тщательно  отбирать и  комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).

Для детей с ЗПР важно  обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии  изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Учителю необходимо:

следить за успеваемостью  обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;

посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает  внимание;

поддерживать детей, развивать  в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;

разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;

требовать структурирования действий при делении и умножении  чисел. Повторение таблицы умножения  остается хорошим упражнением для  слабых в счете обучающихся.

 

    1. .Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями:

посредством открытия специального класса для данной категории детей  в общеобразовательном учреждении;

Информация о работе Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе