Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Теоретические обоснования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10
1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………17
1.3. Социально-психологическая адаптация и пути преодоления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании…………………………….………………………………………22
Глава 2. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………27
2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам 43
Заключение………………………………………………………………….........51
Список литературы…………….………………………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Саранчина.docx

— 130.43 Кб (Скачать файл)

При  инклюзивном образовании  дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть объектом внимания не только педагогов и медицинских работников, но и психологов, социологов, физиологов, реабилитологов, дефектологов. Поэтому необходимо создание комплексной системы психофизиологического, медицинского и социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия создает условия для обеспечения потребностей, для оказания поддержки, необходимой как ученикам, так и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе, а у здоровых детей воспитывает отзывчивость и понимание. Ребенка-инвалида поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества, удовлетворяя при этом его специальные образовательные потребности.

Сущность  инклюзивного образования  состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся с инвалидностью  должна соответствовать совокупность сервисов, в том числе такая  образовательная среда, которая  является наименее ограничивающей и  наиболее включающей. Принципами инклюзивного образования являются:

- включение в образовательную  и социальную жизнь школы всех  детей по месту жительства;

- включение в образовательную  среду детей-инвалидов с начального  этапа образования; 

- создание системы обучения, удовлетворяющей  потребности каждого обучающегося;

- обеспечение успешности, безопасности  и значимости всех учащихся.

Инклюзивные школы нацелены на принципиально иные образовательные  достижения, чем те, что чаще всего  признаются традиционным образованием. Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной  социальной жизни, наиболее активного  участия в коллективной деятельности, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге.

Инклюзивные школы характеризуются  дружелюбной, терпимой обстановкой. Опыт показывает, что здоровые дети приобретают  полезный опыт помощи ребенку, у которого не все получается.

Процесс интеграции людей  с ограниченными возможностями  в общество займет долгие годы. И  лучшее средство для принятия этих людей - непосредственное и достаточно длительное общение с ребенком, страдающим каким-либо нарушением.

В образовательной инклюзии как аспекте социальной адаптации  наблюдается тенденция рассматривать  помощь детям-инвалидам проблемой  не только их родителей, но и всего  общества в целом.

Следует также учитывать, что  дети-инвалиды отличаются от здоровых сверстников своими адаптационными возможностями. Это проявляется, прежде всего, в особенностях адаптации таких детей к обучению, которое осуществляется в коллективе сверстников.

Известно, что  в целом  процесс адаптации детей к  обучению является  весьма сложным. Это объясняется тем, что детский возраст характеризуется:

- очень высоким темпом  развития, в том числе, социального,  совершенствованием всех систем  организма; 

- неразрывной связью между  физическим, нервно-психическим и  социальным развитием ребенка  при опережающем развитии первого;

- ведущей ролью взрослого  как важного  фактора оптимизации  адаптивного процесса.  

Адаптивные возможности ребенка-инвалида ослабляются следующими обстоятельствами:

  1. Характером инвалидности  (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного  аппарата, психические, и общие заболевания).
  2. Психофизиологическими особенностями  (тип ВНД, темперамент, биоритмологические свойства, характер памяти  и др.).
  3. Недостатком физического здоровья. Дети, имеющие инвалидность, страдают заболеваниями, не связанными напрямую с их инвалидностью, чаще условно здоровых детей и чаще, чем дети, страдающие хроническими заболеваниями. Для них характерна соматическая ослабленность.
  4. Недостатком психологических возможностей для общения (условия воспитания в закрытом учреждении или в замкнутом мире семьи, обучение на дому, настороженное отношение сверстников, неумение педагога найти подход к ученику, непонимание его проблем, незнание его возможностей, гиперопека со стороны взрослых формируют личность, психологически и социально инфантильную, коммуникативно беспомощную).
  5. Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических потребностей детей-инвалидов (средства передвижения слуховые аппараты, специальные приспособления и т.д.), а также наличием архитектурных и психологических барьеров общества, которые в значительной мере ограничивают возможности ребенка-инвалида к социальному приспособлению.
  6. Ограниченностью возможностей детей-инвалидов участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), которая лишает ребенка базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности ребенка.
  7. Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами, ограничением мобильности и независимости, нарушением способности заниматься обычной для своего возраста деятельностью, непосредственно затрудняющими социальную адаптацию детей-инвалидов и интеграцию их в общество.
  8. Нахождением ребенка-инвалида  в незнакомой среде, которая угнетает обычную активность детей, что связано с недостаточной информированностью о новой среде.

Факторы, затрудняющие адаптацию детей-инвалидов  и детей с ограниченными возможностями  здоровья, приводят к развитию у  них социальной недостаточности. Понятие  социальной недостаточности включает в себя: ограничение способности  к самообслуживанию; ограничение  физической независимости; ограничение  мобильности; ограничение способности  адекватно вести себя в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью,   соответствующей  возрасту; ограничение экономической  самостоятельности; ограничение способности  к профессиональной деятельности; ограничение  способности к интеграции в общество.

Составляя особую социальную группу, лица с ОВЗ могут испытывать значительные трудности в организации  своей учебной, коммуникативной  деятельности, поведения в силу имеющихся  особенностей интеллектуального, сенсорного, и/или двигательного развития, а  также соматических заболеваний. Исследователи  подчеркивают, что особенности социализации проявляются у лиц с ОВЗ  на разных уровнях. При этом нарушение  на исходном – физиологическом -  уровне является первичным, а нарушения на последующих уровнях (психологическом, социально-психологическом, социальном) имеют вторичный характер и при определенных условиях являются обратимыми. Образовательная среда, имеющая определенное социальное наполнение, может обеспечить включение молодежи с ОВЗ в доступные виды деятельности и социальные отношения, тем самым способствуя их успешной социализации

Трудности социального свойства  могут быть минимизированы при создании  комплексного  подхода к разработке  медицинского, психофизиологического,  педагогического и социального  сопровождения детей-инвалидов.

Особые образовательные  потребности различаются у детей  разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят  свое отражение в структуре и  содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру  потребности, свойственные всем детям  с ОВЗ:

начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления  первичного нарушения развития;

ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования  нормально развивающихся сверстников;

использовать специальные  методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;

индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется  для нормально развивающегося ребенка;

обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной  среды;

максимально раздвинуть образовательное  пространство за пределы образовательного учреждения. 

 

Общие принципы и правила  коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход  к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления  утомления, используя для этого  разнообразные средства (чередование  умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими  дозами, использование интересного  и красочного дидактического  материала и средств наглядности).

3. Использование методов,  активизирующих познавательную  деятельность учащихся, развивающих  их устную и письменную речь  и формирующих необходимые учебные  навыки.

4. Проявление педагогического  такта. Постоянное поощрение за  малейшие успехи, своевременная  и тактическая помощь каждому  ребёнку, развитие в нём веры  в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и  познавательную сферу детей с  отклонениями в развитии являются:

игровые ситуации;

дидактические игры, которые  связаны с поиском видовых  и родовых признаков предметов;

игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Основные этапы практического  индивидуального  психолого-медико-педагогического сопровождения интегрируемого ребенка в общеобразовательном учреждении:

 

1. Выявление и анализ  проблем и причин отклонений  у ребенка (на уровне школьного  психолого-педагогического консилиума).

2. Определение возможности  интеграции конкретного ребенка,  условий и форм интеграции.

3. Составление плана интегрированного  обучения, включая:

определение вида и объема необходимой коррекционной помощи (образовательной, медицинской и  др.); частоты, времени и места оказания специальной коррекционной помощи специалистов; оказание дополнительной специальной помощи.

4. Проведение предварительной коррекционной работы, направленной на подготовку к интегрированному обучению (в условиях общеобразовательной школы (ПМПк):

  с ребенком и его  родителями;  с родителями, обучающимися  и педагогами массовой школы.

5. Разработка индивидуальных  коррекционных программ в зависимости  от уровня знаний, возможностей  и способностей ребенка (ПМПк общеобразовательной школы).

6. Организация и реализация  образовательного процесса интегрированного  обучения (в условиях общеобразовательной  школы).

7. Систематическое сопровождение  образовательного процесса в  условиях интеграции.

8. Оценка результатов  обучения (совместно специалистами  ОПМПК и образовательного учреждения).

9. Анализ выполненных  рекомендаций всеми участниками  процесса интеграции.

10. Анализ перспективы  дальнейшего развития интегрируемого  ребенка.

 

Определение сроков начала интегрированного обучения решается индивидуально  по отношению к каждому ребенку  и по желанию его родителей (законных представителей). Это зависит от выраженности отклонений в развитии.

Необходимым условием организации  успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями  здоровья в образовательных учреждениях  общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную  интеграцию и личностную самореализацию. В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические  условия, обеспечивающие возможность  для беспрепятственного доступа  детей с недостатками физического  и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения

Эффективное интегрированное  обучение возможно лишь при условии  специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных  учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ  основными методами воспитания и обучения детей с физическими  и умственными недостатками. Учителя-дефектологи  должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.

Необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными  возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения. Это  сопровождение включает не только специальную  коррекционно-развивающую работу с  детьми в индивидуальной и групповой  форме, но  обязательно и работу с администрацией образовательного учреждения, педагогическим и детским коллективом, родителями. С этой целью целесообразно вводить в штатное расписание образовательных учреждений общего типа дополнительные ставки педагогических работников (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи).

Информация о работе Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе