Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, курсовая работа
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс
Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Теоретические обоснования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10
1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………17
1.3. Социально-психологическая адаптация и пути преодоления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании…………………………….………………………………………22
Глава 2. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………27
2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам 43
Заключение………………………………………………………………….........51
Список литературы…………….………………………………………………..53
При инклюзивном образовании дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть объектом внимания не только педагогов и медицинских работников, но и психологов, социологов, физиологов, реабилитологов, дефектологов. Поэтому необходимо создание комплексной системы психофизиологического, медицинского и социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия создает условия для обеспечения потребностей, для оказания поддержки, необходимой как ученикам, так и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе, а у здоровых детей воспитывает отзывчивость и понимание. Ребенка-инвалида поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества, удовлетворяя при этом его специальные образовательные потребности.
Сущность инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся с инвалидностью должна соответствовать совокупность сервисов, в том числе такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей. Принципами инклюзивного образования являются:
- включение в образовательную и социальную жизнь школы всех детей по месту жительства;
- включение в образовательную
среду детей-инвалидов с
- создание системы обучения, удовлетворяющей
потребности каждого
- обеспечение успешности, безопасности и значимости всех учащихся.
Инклюзивные школы нацелены на принципиально иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются традиционным образованием. Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективной деятельности, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге.
Инклюзивные школы характеризуются дружелюбной, терпимой обстановкой. Опыт показывает, что здоровые дети приобретают полезный опыт помощи ребенку, у которого не все получается.
Процесс интеграции людей с ограниченными возможностями в общество займет долгие годы. И лучшее средство для принятия этих людей - непосредственное и достаточно длительное общение с ребенком, страдающим каким-либо нарушением.
В образовательной инклюзии
как аспекте социальной адаптации
наблюдается тенденция
Следует также учитывать, что дети-инвалиды отличаются от здоровых сверстников своими адаптационными возможностями. Это проявляется, прежде всего, в особенностях адаптации таких детей к обучению, которое осуществляется в коллективе сверстников.
Известно, что в целом процесс адаптации детей к обучению является весьма сложным. Это объясняется тем, что детский возраст характеризуется:
- очень высоким темпом
развития, в том числе, социального,
совершенствованием всех
- неразрывной связью между
физическим, нервно-психическим и
социальным развитием ребенка
при опережающем развитии
- ведущей ролью взрослого
как важного фактора
Адаптивные возможности
Факторы, затрудняющие адаптацию детей-инвалидов
и детей с ограниченными
Составляя особую социальную группу, лица с ОВЗ могут испытывать значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей интеллектуального, сенсорного, и/или двигательного развития, а также соматических заболеваний. Исследователи подчеркивают, что особенности социализации проявляются у лиц с ОВЗ на разных уровнях. При этом нарушение на исходном – физиологическом - уровне является первичным, а нарушения на последующих уровнях (психологическом, социально-психологическом, социальном) имеют вторичный характер и при определенных условиях являются обратимыми. Образовательная среда, имеющая определенное социальное наполнение, может обеспечить включение молодежи с ОВЗ в доступные виды деятельности и социальные отношения, тем самым способствуя их успешной социализации
Трудности социального свойства могут быть минимизированы при создании комплексного подхода к разработке медицинского, психофизиологического, педагогического и социального сопровождения детей-инвалидов.
Особые образовательные
потребности различаются у
начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
ввести в содержание обучения
ребенка специальные разделы, не
присутствующие в программах образования
нормально развивающихся
использовать специальные
методы, приемы и средства обучения
(в том числе
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
обеспечить особую пространственную
и временную организацию
максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления
утомления, используя для
3. Использование методов,
активизирующих познавательную
деятельность учащихся, развивающих
их устную и письменную речь
и формирующих необходимые
4. Проявление педагогического
такта. Постоянное поощрение
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Основные этапы практического
индивидуального психолого-медико-
1. Выявление и анализ
проблем и причин отклонений
у ребенка (на уровне
2. Определение возможности
интеграции конкретного
3. Составление плана
определение вида и объема
необходимой коррекционной
4. Проведение предварительной коррекционной работы, направленной на подготовку к интегрированному обучению (в условиях общеобразовательной школы (ПМПк):
с ребенком и его родителями; с родителями, обучающимися и педагогами массовой школы.
5. Разработка индивидуальных
коррекционных программ в
6. Организация и реализация
образовательного процесса
7. Систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции.
8. Оценка результатов
обучения (совместно специалистами
ОПМПК и образовательного
9. Анализ выполненных
рекомендаций всеми
10. Анализ перспективы
дальнейшего развития
Определение сроков начала интегрированного обучения решается индивидуально по отношению к каждому ребенку и по желанию его родителей (законных представителей). Это зависит от выраженности отклонений в развитии.
Необходимым условием организации
успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными
Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.
Необходимо обеспечить психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с
Информация о работе Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе