Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, курсовая работа
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс
Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Теоретические обоснования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10
1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………17
1.3. Социально-психологическая адаптация и пути преодоления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании…………………………….………………………………………22
Глава 2. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………27
2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам 43
Заключение………………………………………………………………….........51
Список литературы…………….………………………………………………..53
Подсерия 2 – участвуют те же дети. Экспериментатор создает ситуации, в которых дети должны поделиться игрушками. В комнате, где проходит исследование, приглашают сначала одного ребенка, показывают ему новую яркую игрушку и предлагают поиграть ней. В момент, когда ребенок наиболее увлечен игрой, приглашав второго. В протоколе фиксируют поведение, речь и эмоциональные реакции детей.
Обработка данных. Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы и как это зависит от возраста дошкольников. Соответственно распределяют испытуемых по 4 уровням осознания нравственных норм:
1. Ребенок называет нравственную
норму, правильно оценивает
2. Ребенок называет нравственную
норму, правильно оценивает
3. Ребенок оценивает поведение
детей как положительное или
отрицательное (правильно или
неправильно, хорошо или плохо)
не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
4. Ребенок не может оценить поступки детей.
В третьей серии сопоставляют реальное и предполагаемое поведение детей и делают вывод о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста.
В последние годы, с учетом новейших
достижений науки и практики, делаются
попытки построения комплексов диагностических
методик с определенными
Несомненное значение в дефектологии представляет опыт создания диагностических систем для оценки речевого развития у дошкольников.
В соответствии с предъявляемыми требованиями были отобраны, адаптированы и модифицированы методики по диагностике речи.
Методические указания:
Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.
Оценка коммуникативных умений проводится с учетом следующих критериев (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Критерии оценки коммуникативных умений детей
Критерии оценки коммуникативных умений детей |
Оценка в баллах |
Уровень речевой коммуникации |
Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета |
3 |
Высокий |
Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое |
2 |
Средний |
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание |
1 |
Низкий |
Методические указания:
Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку.
Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям (табл. 2.4).
Примечание.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 10 баллов. 2 балла — правильное воспроизведение; 1 балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — низкому уровню.
Таблица 2.4
Показатели |
Критерии показателей |
Баллы |
Понимание |
Правильно ли ребенок формулирует основную мысль |
|
Структурирование текста |
Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста) |
|
Лексика |
Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными |
|
Грамматика |
Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения |
|
Плавность речи |
Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста |
Изучение словарного запаса детей Методические указания: Необходимо выявить Задание № 1. Классификация понятий. Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов. Задание № 2. Подбор антонимов. Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: грустный-веселый, молодой-старый, тонкий-толстый, трусливый-смелый; высоко-низко, далеко-близко; смеяться-плакать, бежать-стоять, разговаривать-молчать). Высшая оценка 10 баллов. 1 балл — если подобранное слово является антонимом заданному, 0 баллов — не соответствует. Задание № 3. Подбор определений. Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, чело век. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла — придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл — менее 3 слов; 0 баллов — ответ не соответствует семантическому полю слова. После выполнения всех 3 заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка — 50 баллов, соответствует высокому уровню; 30—45 баллов — среднему, менее 30 баллов — низкому уровню лексического развития ребенка. Изучение грамматической стороны речиМетодические указания: Необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений. Задание № 1. Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных. Материал: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы — лисята, у лисы много лисят и др.). Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм — 2 балла; 1 балл — незначительное отклонение от нормы; 0 баллов — неверные ответы. Задание № 2. Конструирование предложений. Ребенку предлагают 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы — в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. (Например: дети, гулять, парк; аквариум, рыбка, плавать и др.) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла — предложение сконструировано правильно; 1 балл — есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов — не все слова использованы, есть нарушения правил. Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения двух заданий, направленных на выявление уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка —30 баллов, соответствует высокому уровню; 18—29 баллов — среднему; менее 18 баллов — низкому уровню. Изучение состояния звуковой стороны речиМетодические указания к обследованию речи: Для выявления особенностей звукопроизношения
детей можно использовать широко
известную стандартную Результаты обследовании речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком (-) — пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель (табл. 2.5).
|
||||||||||||||||||||||||
Речь детей оценивается по трехбалльной системе. Ниже приводятся примерные оценки звуковой стороны речи детей. Высший балл — 3, соответствует высокому; 2 — среднему; 1 — низкому уровню развития звуковой стороны речи детей (табл. 2.6):
|
||||||||||||||||||||||||
Задания:
1. Скажи одно слово.
2. а) Произнеси один звук,
б) Сколько звуков в слове «дом»?
в) Назови звуки в этом слове.
3. а) Скажи одно предложение,
б) Сколько слов в предложении «Дети любят играть»?
в) Назови первое слово, второе, третье.
Оценка: высшая общая оценка составляет 7 баллов. Ответы оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов).
Результаты обследования заносятся в табл. 2.7:
Таблица 2.7
Фамилия, имя ребенка |
Количественная оценка в баллах |
Общая оценка | ||
выделение слова |
фонемный анализ |
анализ предложений | ||
Оценка в 7 баллов соответствует высокому, 3—4 балла — среднему и меньше 3 — низкому уровню осознания языковых элементов.
Обработка и интерпретация результатов
Вывод об уровне речевого развития детей, их готовности к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи.
Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний или низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок и вводятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего. Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой будет — уровень выше среднего.
Таким образом, по результатам итоговой оценки ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевого развития, речевой готовности к школе; высокому, выше среднего, среднему, ниже среднего, низкому. Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице (табл. 2.8)
Таблица 2.8
Фамилия, имя ребенка |
Воз раст |
Уровни развития |
Уровень Речевого развития | |||||
Речевая комму никация |
Связ ная речь |
Сло варь |
Грам матика |
Произно шение |
Практич. осознание языка | |||
Исследование адаптации методом Люшера
— определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.
Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям
При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.
При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.
При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.
При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.).
При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка».
Определение эмоциональной самооценки ребенка
Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми.
Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится.
Если общий цветовой выбор начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшему возрасту.
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.
Для проведения методики необходимы следующие материалы:
• Лист ответов (приложение 7)
• Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.
Исследование лучше проводить с группой учащихся, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.
Информация о работе Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе