Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, курсовая работа
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс
Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Теоретические обоснования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10
1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………17
1.3. Социально-психологическая адаптация и пути преодоления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании…………………………….………………………………………22
Глава 2. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………27
2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам 43
Заключение………………………………………………………………….........51
Список литературы…………….………………………………………………..53
Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.
Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.
Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который, по-вашему, подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.
Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.
Обозначения домиков:
№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).
Интерпретация результатов
Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле:
ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:
• 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
• 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
• 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
• Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Таблица 2.9
Определение эмоционального состояния ребенка в школе
Цвет |
Красный |
Желтый |
Зеленый |
Фиолетовый |
Синий |
Коричневый |
Черный |
Серый |
Место цвета в норме |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Место цвета в выборе ребенка |
3 |
8 |
2 |
1 |
5 |
7 |
4 |
6 |
Разность |
2 |
6 |
1 |
3 |
0 |
1 |
3 |
2 |
ЭС = 2 + 6 + 1 + 3 + 0 + 1 + 3 + 2 = 18
20 < ЭС < 32 — преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.
10 < ЭС < 18 — эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.
0 < ЭС < 8 — преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.
При выборе ребенком коричневого,
серого цветов во всех семи случаях
и фиолетового цвета в
При выборе черного цвета — 1 балл.
При выборе синего, зеленого, красного, желтого — 1 балл.
Если ответы ребенка оцениваются в 6–7 баллов — общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное.
Если ответы оцениваются в 4–5 баллов — возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса.
Если ответы оцениваются в 0–3 балла — у ребенка преобладает негативное отношение к школе.
Эмоциональное состояние ребенка в школе анализируется отдельно.
Социометрия.
Цель: выявление межличностных отношений в классе.
Ход выполнения. Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов – 3, при этом соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). Вопрос: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой
Обработка полученных данных.
На основании результатов
Номера мальчиков обычно
обводятся треугольниками, девочек
— кружочками. Затем на отдельном
листе вычерчивается
Социограмма (приложение 9) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. В социограмме номера учащихся с ОВЗ выделены красным цветом.
Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ Огнёвская СОШ.
В эксперименте было задействовано 3 ребёнка с ОВЗ, учащиеся 1 и 2 классов. Ученик 1 класса Бармин Илья имеет дефект речи, учащиеся 2 класса – Бархатов Витя и Полякова Таня – задержку в психическом развитии.
Экспериментальная работа осуществлялась с целью выяснения эффективности проведения коррекционных мероприятий с детьми, имеющими ОВЗ в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе.
В школе ведётся определённая работа в этом направлении. Имеются приложения к учебному плану школы, реализующей специальное (коррекционное) образование (VIII вид и Vвид) в условиях общеобразовательных классов.(приложение 1,2) Коррекционное обучение ведётся согласно учебному плану.
Для детей с ЗПР проводятся дополнительные занятия по предметам, занятия с психологом, дополнительные часы по физической культуре. Для учащегося с дефектом речи – коррекционный курс «логоритмика» и индивидуальные логопедические занятия.
В школе имеется социальный
педагог, психолог. При поступлении
детей в школу проводятся диагностика
развития детей. Социальным педагогом
ведется определенная работа с родителями
детей с ОВЗ. Имеется карта
социального сопровождения
Но наряду с этим коррекционные мероприятия с детьми с ОВЗ проводятся не систематически, нет программы развития на каждого ученика, не ведётся отслеживание результатов коррекционного обучения детей с ОВЗ. Отсутствует программа повышения компетентности родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ. Дети испытывают дискомфорт в классном коллективе. Мало внимания уделяется изучению социальной адаптации детей .
Поэтому упор был сделан на проведение эксперимента, по результатам которого были сформулированы предложения для улучшения эффективности интегрированного обучения детей с ОВЗ.
Были использованы следующие методы:
наблюдение (за игрой детей с ЗПР, из включенности во взаимодействие с другими детьми, выполнение правил игры, творческий аспект игры, степень развития сюжетно-ролевой игры);
исследование особенностей личности ребёнка методом беседы, с целью выяснить преобладания определенного типа ответов, чтобы сделать выводы о том, как дети выделяют и фиксируют свои действия в сознании;
изучение осознания детьми нравственных норм, что позволит определить, насколько школьники осознают нормы морали, что является важным признаком успешной адаптации и социализации в обществе;
изучение уровня речевого развития даёт возможность оценить уровень речевой готовности к обучению в общеобразовательной школе;
исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка;
социометрия даёт возможность
выявить межличностные
Как мы видим из таблицы 2.9, дети с ЗПР плохо строят беседу, что явно негативно отражается на их коммуникативной деятельности. Они испытывают серьезные затруднения в общении и ответы на вопросы, способны дать только ситуативные ответы. К общению и совместной деятельности дошкольники с ЗПР совершенно не готовы.
Ребёнок с дефектом речи проявляет больший интерес к общению, хотя так же не готов к совместной деятельности.
Таблица 2.9 Осознание желаний и предпочтений детьми с ОВЗ
Типы ответов |
Фамилия, имя ребёнка |
Возраст |
1. Отсутствие ответа (молчание или ответ «не знаю», «ничего») 2. Ситуативный ответ (ребенок называет вещи, находящиеся в зрительном поле) 3. Предметы (отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные) 4. Виды деятельности или любимые игры 5. Общение и совместная |
Полякова Таня Бархатов Витя Бармин Илья |
8 9 7 |
Как мы видим из таблицы 2.10, дети слабо выделяют и фиксируют свои действия в сознании, испытывают серьезные затруднения в общении и ответы на вопросы. Только 10% детей в экспериментальной группе и 20% в контрольной в качестве ответа приводят свои действия.
Таблица 2.10 Осознание прошлых и будущих действий.
Информация о работе Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе