Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Теоретические обоснования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10
1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………17
1.3. Социально-психологическая адаптация и пути преодоления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании…………………………….………………………………………22
Глава 2. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………27
2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам 43
Заключение………………………………………………………………….........51
Список литературы…………….………………………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Саранчина.docx

— 130.43 Кб (Скачать файл)

Процедура исследования состоит  из трех заданий по раскрашиванию  и занимает около 20 минут.

 

Инструкция: сегодня мы будем  заниматься раскрашиванием. Найдите  в своем листочке задание №1. Это  дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам  приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так  далее.

Найдите задание №2. Перед  вами домики, их целая улица. В них  живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним  подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши  откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который, по-вашему, подходит. Домиков много, их хозяева могут  отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его  объяснить, используя глагольные предикаты  и наречия.

Найдите задание №3. В  этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда  ты идешь в школу,

№3 – твое настроение на уроке чтения,

№4 – твое настроение на уроке письма,

№5 – твое настроение на уроке математики

№6 – твое настроение, когда  ты разговариваешь с учителем,

№7 – твое настроение, когда  ты общаешься со своими одноклассниками,

№8 – твое настроение, когда  ты находишься дома,

№9 – твое настроение, когда  ты делаешь уроки,

№10 – придумайте сами, кто  живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто  там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая  пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим  использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

 

Интерпретация результатов 

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место  зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент  характеризует энергетический баланс организма: его способность к  энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

• 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

• 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

• 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

• Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Таблица 2.9

Определение эмоционального состояния ребенка в школе

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Фиолетовый

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

3

8

2

1

5

7

4

6

Разность

2

6

1

3

0

1

3

2


ЭС = 2 + 6 + 1 + 3 + 0 + 1 + 3 + 2 = 18

20 < ЭС < 32 — преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.

10 < ЭС < 18 — эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

0 < ЭС < 8 — преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.

При выборе ребенком коричневого, серого цветов во всех семи случаях  и фиолетового цвета в ситуациях  «самочувствие дома, общая установка  по отношению к школе, взаимоотношение  с классным руководителем» — ставится 0 баллов.

При выборе черного цвета  — 1 балл.

При выборе синего, зеленого, красного, желтого — 1 балл.

Если ответы ребенка оцениваются  в 6–7 баллов — общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное.

Если ответы оцениваются  в 4–5 баллов — возможно проявление негативного отношения как в  целом к школе, так и к отдельным  сторонам учебного процесса.

Если ответы оцениваются  в 0–3 балла — у ребенка преобладает  негативное отношение к школе.

Эмоциональное состояние  ребенка в школе анализируется отдельно.

Социометрия.

Цель: выявление межличностных  отношений в классе.

Ход выполнения. Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов – 3, при этом соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). Вопрос: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой

Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица (приложение 8), куда записывается список класса, а в верхнюю строку — номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1,2 или 3).

Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек  — кружочками. Затем на отдельном  листе вычерчивается социограмма.

Социограмма (приложение 9) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. В социограмме номера учащихся с ОВЗ выделены красным цветом.

 

2.2 Результаты исследования и анализ  полученных данных по методикам

Констатирующий  эксперимент

Экспериментальная работа проводилась  на базе МОУ Огнёвская СОШ.

В эксперименте было задействовано  3 ребёнка с ОВЗ, учащиеся 1 и 2 классов. Ученик 1 класса Бармин Илья имеет дефект речи, учащиеся 2 класса – Бархатов Витя и Полякова Таня – задержку  в психическом развитии.

Экспериментальная работа осуществлялась с целью выяснения эффективности проведения коррекционных мероприятий с детьми, имеющими ОВЗ в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе.

В школе ведётся определённая работа в этом направлении. Имеются приложения к учебному плану школы, реализующей специальное (коррекционное) образование (VIII вид и Vвид) в условиях общеобразовательных классов.(приложение 1,2) Коррекционное обучение ведётся согласно учебному плану.

Для детей с ЗПР проводятся дополнительные занятия по предметам, занятия с психологом, дополнительные часы по физической культуре.  Для  учащегося с дефектом речи – коррекционный  курс «логоритмика» и индивидуальные логопедические занятия.

В школе имеется социальный педагог, психолог. При поступлении  детей в школу проводятся диагностика  развития детей. Социальным педагогом  ведется определенная работа с родителями детей с ОВЗ. Имеется карта  социального сопровождения семьи (приложение 3), матрица не благополучие семьи ( приложение 4 ), карта личности школьника ( приложение 5 ), карта прогнозирования  ученика. (приложение 6) Составлены акты обследования жилищных условий семей, имеющих детей с ОВЗ, постоянно ведётся патронаж.

Но наряду с этим коррекционные  мероприятия с детьми с ОВЗ  проводятся не систематически, нет программы развития на каждого ученика, не ведётся отслеживание результатов коррекционного обучения детей с ОВЗ. Отсутствует программа повышения компетентности родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ. Дети испытывают дискомфорт в классном коллективе. Мало внимания уделяется изучению социальной адаптации детей .

Поэтому упор был сделан на проведение эксперимента, по результатам  которого были сформулированы предложения  для улучшения эффективности  интегрированного обучения детей с  ОВЗ.

Были использованы следующие  методы:

наблюдение (за игрой детей  с ЗПР, из включенности во взаимодействие с другими детьми, выполнение правил игры, творческий аспект игры, степень  развития сюжетно-ролевой игры);

исследование особенностей личности ребёнка методом беседы, с целью выяснить преобладания определенного типа ответов, чтобы сделать выводы о том, как дети выделяют и фиксируют свои действия в сознании;

          изучение осознания детьми нравственных норм, что позволит определить, насколько школьники осознают нормы морали, что является важным признаком успешной адаптации и социализации в обществе;

   изучение уровня речевого развития даёт возможность оценить уровень речевой готовности к обучению в общеобразовательной школе;

  исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка;

 социометрия даёт возможность  выявить межличностные отношения  в классе.

 

Как мы видим из таблицы 2.9, дети с ЗПР плохо строят беседу, что явно негативно отражается на их коммуникативной деятельности. Они испытывают серьезные затруднения в общении и ответы на вопросы, способны дать только ситуативные ответы. К общению и совместной деятельности дошкольники с ЗПР совершенно не готовы.

Ребёнок с дефектом речи проявляет больший интерес к  общению, хотя так же не готов к  совместной деятельности.

 

 

Таблица 2.9 Осознание желаний и предпочтений детьми с ОВЗ

Типы ответов

Фамилия, имя ребёнка

Возраст

1. Отсутствие ответа (молчание или  ответ «не знаю», «ничего»)

2. Ситуативный ответ (ребенок  называет вещи, находящиеся в  зрительном поле)

3. Предметы (отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные)

4. Виды деятельности или любимые  игры

5. Общение и совместная деятельность (дети называют, что они хотели  бы делать с близкими людьми  вместе)

 

 

Полякова  Таня

Бархатов  Витя

Бармин Илья

 

 

8

9

7


 

 Как мы видим из таблицы 2.10, дети слабо выделяют и фиксируют свои действия в сознании, испытывают серьезные затруднения в общении и ответы на вопросы. Только 10% детей в экспериментальной группе и 20% в контрольной в качестве ответа приводят свои действия.

 

 

 

Таблица 2.10 Осознание прошлых и будущих действий.

Информация о работе Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе