Все это уменьшает трудности,
которые испытывают дети с ОВЗ
в овладении и навыками чтения
и письма, в усвоении грамматических
правил, способов решения математических
задач, приёмов вычисления и т.д.
Выявление детей с ОВЗ
на ранних этапах развития даст возможность
её преодоления у большой части
детей. Так как дошкольном возрасте
способности ребёнка к компенсации нарушенных
и недоразвитых функций значительно выше,
чем в школьном возрасте, то коррекционную
работу целесообразнее начинать в дошкольных
учреждениях. Это позволит снять проблему
школьной дезадаптации.
Хотя, по нашему мнению, часть
детей с наиболее ярко выраженной патологией
вынуждена будет заниматься в отдельных
коррекционных группах.
На примере МОУ Огнёвская
СОШ мы выяснили, что интегрированное
обучение детей с ОВЗ при соблюдении необходимых
условий позитивно влияет на развитие
всей психики ребенка, включая познавательный,
эмоциональный и социальный ее компоненты.
Подтвердилась гипотеза о
том, что интегрированное обучение
детей с ОВЗ способствует их более успешному
развитию и более полной адаптации в коллективе
детей без нарушений в развитии, и в целом
успешной социализации таких детей при
соблюдении необходимых условий образовательной
среды и полном изучении психологических
особенности детей с ОВЗ.
Проведенные мероприятия
привели к тому, что дети:
- стали проявлять более высокий уровень самосознания, 2 ребенка из трех стали называть виды деятельности и любимые игры;
- стали чётче фиксировать свои действия в сознании, описать свои действия смогли 2 детей (в констатирующем этапе только 1), никто не испытывает серьезных затруднений в ответах на вопросы;
- существенно выросли нравственно – все правильно называют и оценивают нравственную норму поведения (раньше это мог лишь сделать один ребёнок);
- повысили уровень речевого развития, два ребенка теперь имеют средний уровень речевого развития и один – ниже среднего (против одного - ниже среднего и двух – низкий);
- существенно изменились виды игровых действий – появились сюжетные ролевые игры, эмоциональный фон игры стал гораздо насыщенней, игры детей начали сопровождаться речью, значительно увеличилось число контактов детей со взрослыми и сверстниками.
Список литературы
- Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -352 с.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
- Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т.Т.5. Основы дефектологии / Под. ред. Т. А. Власовой.- М.,1983.
- Малофеев Н. Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции // Интегративные тенденции современного специального образования. Сборник тезисов международной научно – практической конференции.- Минск,2003.
- Малофеев Н. Н.Современные этапы в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология.1997.№4.
- Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом.- М.,ИКП РАО,1996.
- Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье.- М.,1967.
- Шипицина Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе.- СПб.: Дидактика плюс, 2002.
- Шипицина Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.- СПб.,2004.
- Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст]. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.
- Мастюкова, Е. М. Воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. - М. : ВЛАДОС, 2004. – 408 с.
- Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) [Текст]: / Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М. : ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
- Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учебное пособие / А.Р Малер, Г.В.Цикото. – М. : ACADEMIA, 2003. – 202 с.
- Сумарокова, И. Г. Психолого-педагогическая работа с семьей, воспитывающей незрячего ребенка раннего и дошкольного возраста [Текст] // Дефектология. – 2008. - №4. - С. 33 - 44.
- Ткачева, В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями [Текст] // Дефектология. – 2005. - №1. - С. 25 - 34.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994.
- Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Педагогика, 1996. – 236 с.
- Волкова, Л. С. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе / Л. С. Волкова, Н. Е. Граш, А. М. Волков //Дефектология. – 2002. – № 3. – С. 3-8.
- Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71-78.
- Малофеев, Н. Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 86-93.
- Никулина В. Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка ./ В.Д.Никулина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2002. - № 4. - С. 40-47.
- Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-пед. работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) / Г. А. Мишина // Дефектология. - 2001. - № 1. - С. 60-64.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонением в развитии./ Т.А. Власова, М.С. Певзнер//2-е издание, исправленное и дополненное.-
- М.:Просвещение, 1973.
- Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении), /Г.Е. Сухарева// т. 3. М., 1965
- О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2002 год / Министерство труда и социального развития РФ/ Москва, 2002.
- Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Семейное право: Учебное пособие. - Авторский коллектив allpravo.ru. - 2003. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc100p0/instrum102/
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/#info
- Семейный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2008). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76582
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. N 124 ФЗ (ред. от 17.12.2009). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=95046
- Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base