Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Теоретические обоснования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. ……………………………………..10
1.1. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья…..........10
1.2.Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. …………………17
1.3. Социально-психологическая адаптация и пути преодоления нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании…………………………….………………………………………22
Глава 2. Организация исследования интегрированного обучения и процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………27
2.1. Анализ работы школы по реализации интегрированного обучения и изучению адаптации детей с ОВЗ. Методы исследования ……………………………27
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам 43
Заключение………………………………………………………………….........51
Список литературы…………….………………………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Саранчина.docx

— 130.43 Кб (Скачать файл)

Все это уменьшает трудности, которые испытывают дети с ОВЗ  в овладении и навыками чтения и письма, в усвоении грамматических правил, способов решения математических задач, приёмов вычисления и т.д.

Выявление детей с ОВЗ  на ранних этапах развития даст возможность  её преодоления у большой части  детей. Так как дошкольном возрасте способности ребёнка к компенсации нарушенных и недоразвитых функций значительно выше, чем в школьном возрасте, то коррекционную работу целесообразнее начинать в дошкольных учреждениях. Это позволит снять проблему школьной дезадаптации.

Хотя, по нашему мнению, часть детей с наиболее ярко выраженной патологией вынуждена будет заниматься в отдельных коррекционных группах.

На примере МОУ Огнёвская СОШ мы выяснили, что интегрированное обучение детей с ОВЗ при соблюдении необходимых условий позитивно влияет на развитие всей психики ребенка, включая познавательный, эмоциональный и социальный ее компоненты.

Подтвердилась гипотеза о  том, что интегрированное обучение детей с ОВЗ способствует их более успешному развитию и более полной адаптации в коллективе детей без нарушений в развитии, и в целом успешной социализации таких детей при соблюдении  необходимых условий образовательной среды и полном изучении психологических особенности детей с ОВЗ.

Проведенные мероприятия  привели к тому, что дети:

  • стали проявлять более высокий уровень самосознания, 2 ребенка из трех стали называть виды деятельности и любимые игры;
  • стали чётче фиксировать свои действия в сознании, описать свои действия смогли 2 детей (в констатирующем этапе только 1), никто не испытывает серьезных затруднений в ответах на вопросы;
  • существенно выросли нравственно – все  правильно называют и оценивают нравственную норму поведения (раньше это мог лишь сделать один ребёнок);
  • повысили уровень речевого развития, два ребенка теперь имеют средний уровень речевого развития и один – ниже среднего (против одного - ниже среднего и двух – низкий);
  • существенно изменились виды игровых действий – появились сюжетные ролевые игры, эмоциональный фон игры стал гораздо насыщенней, игры детей начали сопровождаться речью, значительно увеличилось число контактов детей со взрослыми и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1.  Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -352 с.
  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
  3. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т.Т.5. Основы дефектологии / Под. ред. Т. А. Власовой.- М.,1983.
  4. Малофеев Н. Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции // Интегративные тенденции современного специального образования. Сборник тезисов международной научно – практической конференции.- Минск,2003.
  5. Малофеев Н. Н.Современные этапы в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология.1997.№4.
  6. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом.- М.,ИКП РАО,1996.
  7. Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье.- М.,1967.
  8. Шипицина Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе.- СПб.: Дидактика плюс, 2002.
  9. Шипицина Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.- СПб.,2004.
  10. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст]. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.
  11. Мастюкова, Е. М. Воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. - М. : ВЛАДОС, 2004. – 408 с.

 

  1.  Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) [Текст]: / Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М. : ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
  2. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учебное пособие / А.Р Малер, Г.В.Цикото. – М. : ACADEMIA, 2003. – 202 с.
  3. Сумарокова, И. Г. Психолого-педагогическая работа с семьей, воспитывающей незрячего ребенка раннего и дошкольного возраста [Текст] // Дефектология. – 2008. - №4. - С. 33 - 44.
  4. Ткачева, В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями [Текст] // Дефектология. – 2005. - №1. - С. 25 - 34.
  5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994.
  6.   Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Педагогика, 1996. – 236 с.
  7. Волкова, Л. С. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе / Л. С. Волкова, Н. Е. Граш, А. М. Волков //Дефектология. – 2002. – № 3. – С. 3-8.
  8. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71-78.
  9. Малофеев, Н. Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 86-93.
  10. Никулина В. Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка ./ В.Д.Никулина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2002. - № 4. - С. 40-47.
  11. Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-пед. работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) / Г. А. Мишина // Дефектология. - 2001. - № 1. - С. 60-64.
  12. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонением в развитии./ Т.А. Власова, М.С. Певзнер//2-е издание, исправленное и дополненное.-
  13. М.:Просвещение, 1973.
  14. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении), /Г.Е. Сухарева// т. 3. М., 1965
  15. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2002 год / Министерство труда и социального развития РФ/ Москва, 2002.
  16. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Семейное право: Учебное пособие. - Авторский коллектив allpravo.ru. - 2003. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc100p0/instrum102/
  17. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/#info
  18. Семейный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2008). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76582
  19. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. N 124 ФЗ (ред. от 17.12.2009). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=95046
  20. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base

 

 

 

 


Информация о работе Интегрированное образование детей с ОВЗ в массовой школе