Интенсификация обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть приёмы работы с элементами интенсивных методов при обучении иностранному языку в средней школе.
Достижение цели работы предполагает решение нескольких задач:
• дать общую характеристику интенсивным методам обучения иностранным языкам;
• описать элементы интенсивных методов, которые возможно применять на уроках английского языка в средней школе;

Вложенные файлы: 1 файл

елене владимировне.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Введение

За последние годы в связи с возросшей потребностью в изучении иностранных языков в  сжатые сроки и часто с узкопрактическими  целями (овладение языком делового общения, разговорной речью и  др.) появились разные направления  обучения языкам, объединяемые общим названием – интенсивное обучение. В связи с этим сформировалось новое направление исследований в лингводидактике – методика интенсивного обучения.

Современный уровень развития общества, объем информации, нуждающейся в обработке и осмыслении, и многие другие факторы требуют максимального использования способностей человека при обучении иностранным языкам. Условия использования иностранного языка в современном мире, когда он является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также чтением и письмом.

Методика интенсивного обучения особенно активно стала  развиваться с середины 60-х гг. 20 века в Болгарии, где в Научно-исследовательском институте суггестологии под руководством профессора Г. Лозанова были разработаны основы суггестопедического метода обучения иностранным языкам, получившего широкое распространение во многих странах мира применительно к преподаванию различных дисциплин, а не только иностранных языков. На основе суггостопедического метода обучения в Советском Союзе были предложены различные его модификации:  эмоционально-смысловой метод (И.Ю. Шехтер), суггестокибернетический интегральный метод (Л.Ш. Гегечкори), метод активизации возможностей личности и коллектива (Г.А. Китайгородская), «экспресс-метод» (Илона Давыдова) и др.

Интенсивные методы обучения призваны не только в кратчайший срок сформировать у обучаемого определенный комплекс умений и навыков, но и помочь обучающемуся преодолеть психологический барьер, неизбежно возникающий при искусственном формировании вторичной языковой компетенции в условиях школы.

На данный момент интенсивная методика преподавания иностранных языков в средней школе применяется довольно редко, хотя она может помочь в освоении большого количества материала в сжатые сроки. Как известно количество учебных часов в школе ограничено, и в эти сроки учащимся необходимо обязательно усвоить минимальный уровень знаний, установленных Государственным стандартом. Этим и обусловленна актуальность нашей темы.

Проблема нашего исследования: как использовать элементы интенсивных методов на уроках английского языка в средней школе.

Объект исследования: процесс использования элементов интенсивной методики на уроках иностранного языка в средней школе.

Предмет исследования: приёмы использования элементов интенсивных методов обучения на уроках иностранного языка в средней школе.

Цель данной работы рассмотреть приёмы работы с элементами интенсивных методов при обучении иностранному языку в средней школе.

Достижение цели работы предполагает решение нескольких задач:

  • дать общую характеристику интенсивным методам обучения иностранным языкам;
  • описать элементы интенсивных методов, которые возможно применять на уроках английского языка в средней школе;
  • рассмотреть приёмы использования данных элементов в средней школе.

В исследовании используются следующие методы: анализ научно-методической литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ традиционных и интенсивных методов обучения иностранным языкам.

Теоретической основой  исследования являются работа Г.А. Китайгородской, которая рассмотрела те элементы интенсивных методов, которые уместно  использовать на уроках английского языка, Г. Лозанов, который является основоположником суггестопедического метода обучения, который является основой интенсивных методов, Л.Г. Денисова, Н.В. Елухина, А.Н. Щукин, которые сравнили существующие интенсивные методы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика интенсивных методов обучения

Условия иноязычного  общения в современном мире, когда  иностранный язык является средством  общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость  владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также чтением и письмом. Появившиеся как социально-обусловленное последствие научно-технического взрыва, новые методы обучения,  естественно,  не  могли  не вобрать и не отобразить в себе современного уровня  знаний нейрофизиологии, психологии, в частности, психологии восприятия, психологии памяти, сознательного и бессознательного,  теории  информации  и  др. Новые методы использовали опыт и знания других пограничных и смежных наук,  в частности языкознания, психолингвистики, психогигиены. Полученные новые знания позволили методистам сформулировать принципиально новую группу методов обучению иностранным языкам, а именно интенсивную[22].

На сегодняшний день в группу интенсивных методов обучения учеными включаются более 10 методов обучения. К их числу относят методы, которые обеспечивают овладение языком в сжатые сроки, ориентированные преимущественно на обучение общению, предполагающие использование психических резервов личности учащегося и различных способов активизации учебной деятельности в процессе занятий [22].

Под интенсивным обучением, согласно определению предложенному Щукиным А. Н. понимается «особым образом организованное обучающее общение, в ходе которого происходит активизация обучающихся как в образовательном (более быстрое и качественное усвоение учебного материала), так и в воспитательном планах» [22, с.10]. Такое понятие интенсивного обучения предполагает значительное увеличение объема вводимого учебного материала и активизацию совместной деятельности преподавателя и учащихся по его усвоению. Это происходит в результате максимальной и постоянной вовлеченности обучаемых в процесс управляемого группового взаимодействия друг с другом и преподавателем. 

Также он отмечает, что интенсивное обучение обычно протекает в сжатые сроки и при большой ежедневной концентрации учебных часов [22, с.10].

Китайгородская Г. А. определяет интенсивный метод как «усиление активности, активизацию деятельности и взаимодействия преподавателя и учащихся между собой в учебном процессе» [23,10].  Согласно методике Г.А. Китайгородской, интенсивность значит напряженность, но не физическую. Напротив, есть контраст между физическим расслаблением, релаксацией, когда снимаются внутренние напряжения и зажимы, и умственной активностью.

В методике интенсивные  методы рассматриваются как специфическая  система обучения, которая по ряду параметров отличается от существующих так называемых традиционных методов.[22,2,3,23,7,8,9,12,13] 

Проанализировав определения данные Щукиным А.Н. и Китайгородской Г.А. мы пришли к выводу, что отличительными особенностями всех интенсивных методов от традиционных школьных методов являются:

а) максимально возможная  активизация учащихся в ходе занятий (с этой целью предлагаются специальные задания в форме этюдов, широко используются ролевые игры, аудиовизуальные средства обучения);

б) мобилизация скрытых  психологических резервов личности учащегося  (это, в частности, способствует значительному увеличению объема усваиваемого материала);

в) глобальное использование  всех средств воздействия на личность учащегося (опора не только на зрительное и слуховое восприятие, что характерно для традиционных методов, но и на подсознательную сфере восприятия) [28, с.11].

Рассмотрим  несколько наиболее часто используемых методов интенсивного обучения таких как суггостопедический метод Г. Лозанова, метод активизации резервных возможностей личности учащихся Г. А. Китайгородской, метод И.Шехтера, "Система-3", Метод "погружения"  и др.

Суггестопедическое направление в педагогике появилось в связи с попыткой болгарского врача психотеапевта Георгия Лозанова использовать суггестию как средство активизации резерных психических возможностей личности в учебном процессе, в частности при обучении иностранным языкам. [16-17].  Суггестия (по Лозанову [16])- это средство, в основном непрямого, коммуникативного воздействия на человека в бодрствующем состоянии, создающее условия для активизации резервных возможностей личности.

В нашей стране последователями Г.Лозанова стали Г.А.Китайгородская, А.А.Леонтьев, Н.В.Смирнова, И.Ю.Шехтер, Л.Ш.Гегечкори, В.В.Петрусинский и другие, а сам метод получил первоначально название “лозановский”, затем “экспресс-метод” и, позже, “интенсивный метод”. Идеи Лозанова были адаптированы и развиты советскими педагогом Китайгородской Г.А. [6-12] и психологом Леонтьевым А.А.[13-15], которые и стали ведущими специалистами по интенсивным методикам обучения иностранным языкам в Советском Союзе и затем в России. Ими был создан проблемный совет по интенсивным методам обучения иностранным языкам, который собрал и обобщил обширные результаты по применению интенсивных методов обучения иностранным и направил работу педагогов страны по освоению и использованию этих методов.

    Основных принципов суггестопедии три:

1) принцип радости  и ненапряженности;

2) принцип единства  “осознаваемое – неосознаваемое”;

3) принцип суггестивной  взаимосвязи “учитель-учащийся”.  

Метод И.Шехтера основан  на эмоционально-смысловом освоении языка. И.Шехтер противник того, чтобы учиться языку путём "конструирования" предложений по образцам, что является одним из элементов грамматико-переводного метода.

Существует ещё "Система-3", созданная на основе метода Шехтера, но несколько модернизированная. В  ней, например, уделяется внимание грамматике.

Метод "погружения" был одно время весьма популярен  в нашей стране. Он предполагает отказ учащегося от общения на родном языке, кроме того, учащийся выбирает себе другое имя, ассоциируя себя с совершенно другим человеком - носителем языка. Считается, что подобный приём особым образом воздействует на человека, раскрепощает его. Впрочем, этот же приём применяется и в системах Китайгородской и Шехтера.

 Методисты отмечают, что изучение иностранного языка  методом "25 кадра" было разработано где-то в недрах спецслужб. Обучающийся просматривает специальные видеофильмы по 15-20 минут, в течение дня он слушает аудиоматериалы в любое удобное время, как бы "между делом". Предполагается, что этот метод позволяет запоминать довольно большое количество лексики за относительно короткий срок. То есть, это скорее не метод изучения языка, а технология запоминания.

Итак, проанализировав  научно-методическую литературу [22], мы смогли выделить следующие особенности, характерные для некоторых интенсивных методов обучения:

  1. 25 кадр;
  2. гипнопедия;
  3. ритмопедия;
  4. релаксопедия;
  5. использование особых речевых сигналов (subliminal message) и др.

          Эти особенности интенсивных  методов невозможно использовать  в школе, именно поэтому в  дальнейшем мы рассмотрим именно те элементы интенсивных методов, которые можно использовать на уроках английского языка в средней школе.

В нашей работе мы считаем  необходимым сравнить традиционные и интенсивные методы обучения, для  выявления характерных особенностей последних, что мы и сделали, а результаты поместили в сравнительную таблицу (см. Прил.1). Для сравнения нами были выделены следующие параметры: цели и этапы обучения, форма работы, тематика, количество учебных часов и вводимого материала, развитие навыков. Согласно проведенному сравнению, мы увидели что цель и обоих методов совподает, но есть и различия и их больше.

В настоящее время учеными-методистами [3,5,10,22] накоплен достаточный экспериментальный и практический материал, свидетельствующий об эффективности интенсивных методов. С их помощью удается за сравнительно короткий отрезок учебного времени сформировать и активизировать навыки и умения практического владения языком в пределах ограниченного набора тем и ситуаций, представляющих повышенный интерес для учащихся. Тем самым максимально учитывается мотивационная сторона обучения.

    Обобщив изученную методическую литературу по данному вопросу [6,7,8,9,23], мы смогли выделить основные  цели  и  задачи  интенсивных  методов  обучения иностранным языкам.

Методисты определяют основной целью интенсивных методов достижение максимального объема усвоения материала в минимальный срок. Содержание обучения включает овладение комплексом знаний, навыков и умений, достаточных для осуществления деятельности в определенной сфере общения.

Информация о работе Интенсификация обучения