Интенсификация обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть приёмы работы с элементами интенсивных методов при обучении иностранному языку в средней школе.
Достижение цели работы предполагает решение нескольких задач:
• дать общую характеристику интенсивным методам обучения иностранным языкам;
• описать элементы интенсивных методов, которые возможно применять на уроках английского языка в средней школе;

Вложенные файлы: 1 файл

елене владимировне.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Применение  различных типов уроков также способствует снятию психологических перегрузок. Типы уроков могут быть описаны в виде метафор, как это сделано в книге Р. П. Мильруда «Методика преподавания иностранного языка».[18] В этом пособии представлены такие типы уроков как:

  1. урок «варьете»- это урок, который приятно смотреть, направленный  на  произведения впечатления на учеников;
  2. урок «покорения вершин» - это соревнование для учеников. Этот урок нуждается в приложении усилий как со стороны учеников, так и со стороны учителя. Наградой будет успешное достижение цели урока;
  3. урок «поглощение» - это существенно рецептивный и обучающий урок, направленный на получение и закрепления нового материала.        

Р. П. Мильруд также приводит классификацию действий внутри урока используя метафоры для их названий[18]:

1)урок «баланс» - это урок, в котором коммуникативные задания находится в строгом равновесии с некоммуникативными, что является необходимым условием для достижении цели урока;

2) урок «коммуникатор» - это урок. В котором должна быть только одна «центральная» идея, которая соединяет все компоненты урока как распеделительный щит;

3)урок «мозаика» - это урок, каждый элемент которого строго сопоставляется с другим как пазлы в мозаике;

4)урок «домино» - это урок, в котором успешность действий зависит от логичности действий учителя и логичному переходу от одной части урока к другой;

5)урок «нить» - это урок, представляющий собой единую нить, цепочку эпизодов, которые проявляются в различные моменты урока и даются в определенное время и на которые уделяется особое внимание.

Таким образом, используя различные типы уроков и последовательность действий, можно уменьшить психологические перегрузки, для того чтобы учащиеся могли свободно выссказываться на уроках английского языка и не испытывать психологический дискомфорт.

На уроках английского  языка на среднем этапе задачу снять психологические перегрузки можно решить с помощью песен  и рифмовок, используемых для проведения физкультминуток. На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка через аутентичные тексты песенок и рифмовок. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Прочному запоминанию также способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия.

Мы рассмотрели аутентичные  песенки и рифмовки и отобрали наиболее подходящие для среднего этапа  обучения, которые помогут снять возникающие на уроках перегрузки (см. Прил.2).

Смена режимов работы также способствует снятию психологических  перегрузок на уроках английского языка. Интенсивные методы обучения предполагают преобладание групповых форм работы над индивидуальными и фронтальными. Внедрение в практическую работу групповых упражнений позволяет добиться:

-преодоление психологического  барьера в процессе изучения  иностранного языка;

-облегчение учебного труда;

-увлечение интереса к предмету;

-быстрого получения положительных результатов при обучении иностранного языка;

-более объективного оценивания знания учащихся.

Также большое влияние  на снятие психологических перегрузок оказывают принципы интеграции и  дифференциации [21], которые осуществляются через применение полифункциональных упражнений. Объяснить суть предполагаемой в данном случаи интеграции можно в одном предложении: какому бы аспекту языка или виду речевой деятельности мы ни обучали, одновременно в большей или меньшей степени мы задействуем и формируем все остальные аспекты и виды речевой деятельности. Суть дифференциации определяется тем, что при формировании каждого вида речевой деятельности и аспекта языка используются особые упражнения и задания, построенные с учётом специфических механизмов, лежащих в основе формирования каждого отдельного языкового и речевого навыка.          Полифункциональные упражнения и групповая работа , которые могут быть реализованы путем использования следующих приемов обучения [4]:

Расширение(Expansion)

Реализуемые аспекты  языка и виды речевой деятельности: грамматика, лексика, фонетика, говорение, письмо.

Упражнение на расширение заданного речевого материала, представленного словосочетанием, частью предложения, высказыванием на уровне предложения, сверхфразового единства или текста. Расширение высказываний может осуществляться за счет детализации, уточнения, включения элементов описания, конкретных примеров, раскрытия причинно-следственных связей и при помощи других риторических приемов, способов логического развития мысли.

Упражнение на расширение способствует развитию как монологической, так и диалогической речи, готовит к участию в учебных дискуссиях, к устным выступлениям перед аудиторией. Это упражнение не менее значимо и для развития экспрессивной письменной речи учащихся.

Мозаика (Jigsaw activities / Information gap activities)

Реализуемые аспекты  языка и виды речевой деятельности: грамматика, лексика, фонетика, говорение, чтение, аудирование.

Упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу «мозаики». В основе упражнений лежит «информационное неравновесие» участнику учебной пары или группы предлагается только часть общего «банка информации» — текста для чтения или прослушивания. После ознакомления со своей порцией информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста. Полученный таким образом полный объем информации может передаваться другой группе учащихся или помогает разрешить поставленную речемыслительную задачу или проблему.

Вариантом упражнений по типу «мозаики» может быть представление учащимся одной и той же информации в разной степени свернутости. Например, одному из учащихся предъявляется вся информация в виде связного текста, а другому (другим) — фрагменты этого текста (списки слов или словосочетаний, набор вопросов, отдельных высказываний). Учащиеся получают задание: опираясь на подсказки — фрагменты текста, запросить недостающую информацию у того, кто обладает ею в полном объеме, и на основе этого воссоздать аналогичный связный текст.

Мозговой штурм (Brainstorming)

Реализуемые аспекты языка и виды речевой деятельности: грамматика, лексика, говорение, чтение, аудирование, письмо.

«Мозговой штурм» или «мозговая атака» — упражнение, в ходе которого учащиеся совместными усилиями или индивидуально разрабатывают семантическое поле какого-либо понятия или определенную тему. В основе этого упражнения лежат приемы семантических ассоциаций. В связи с заданным понятием (темой) учащиеся спонтанно и свободно высказывают идеи, мнения, затрагивают различные аспекты темы и фиксируют их неупорядоченно в виде отдельных слов, словосочетаний, незаконченных фраз, коротких предложений. Таким образом стимулируется речемыслительная деятельность учащихся, актуализируется их речевой опыт. «Мозговой штурм» часто используется как вариант экспозиции, он эффективен также при подготовке монологических высказываний в устной и письменной форме. Неструктурированная запись мыслей, порождаемых заданной или самостоятельно намеченной темой, может быть использована в качестве заметок или преобразована в план для последующих устных и письменных высказываний.

Достоинства «мозгового штурма» особенно проявляются при  групповой работе, так как будучи упражнением открытого типа он дает возможность учащимся с разным уровнем  владения языком вносить свой вклад  в разработку идеи, совместными усилиями расширять общее информационное поле, активизировать словарный запас.

 Семантическая карта (Mapping / Mind-mapping)

Реализуемые аспекты  языка и виды речевой деятельности: грамматика, лексика, говорение, чтение, письмо.

Составление семантической карты— упражнение, в котором, как и при «мозговом штурме», реализуются приемы порождения семантических ассоциаций Семантическая карта, или смысловой комплекс высказывания, представляет в графически упорядоченном и логически связанном виде основные понятия обсуждаемой темы или проблемы.

При составлении семантической  карты в центр смыслового комплекса  помещается главное понятие — ключевое слово, по ассоциации с которым порождается лексико-грамматический материал, предстающий в виде лексико-семантического или функционально-грамматического поля. Логико-смысловая карта способствует ассоциативному опосредованному запоминанию слов и выражений, служит путеводителем для построения самостоятельных устных высказываний, облегчает планирование и создание письменных произведений

Выступление (Presentation)

Реализуемые аспекты  языка и виды речевой деятельности: грамматика, лексика, фонетика, говорение, аудирование.

Устное выступление одного из студентов перед учебной группой с кратким или относительно развернутым высказыванием на определенную тему. Выступление перед аудиторией может отражать результаты изучения какого-либо вопроса, литературы по определенной теме или подводить итоги небольшой исследовательской работы. Устное выступление является подлинно коммуникативным упражнением, которое обычно используется на более продвинутом этапе, часто в условиях вузовского профессионально-направленного обучения иностранному языку. Устное выступление отличается от устного сообщения развернутостью и углубленностью содержания, его более четкой организацией, большей сложностью и разнообразием языковой формы.

Сообщение отчет (Reporting back)

Реализуемые аспекты  языка и виды речевой деятельности: грамматика, лексика, фонетика, говорение, аудирование.

Сообщение-отчет об итогах дискуссии, о выполнении упражнений открытого типа или общего задания при парной и групповой работе учащихся. Один из участников малой временной группы получает задание обобщить сказанное его партнерами по речевому общению, прокомментировать работу в группе, сообщить результаты речевого взаимодействия всему классу или другой рабочей группе. Такое устное сообщение-отчет является важной заключительной частью парной и групповой работы, органично соединяет в себе элементы репродуктивности и продуктивности при речепорождении, способствует развитию навыков и умений в монологической речи. Задание выступить с сообщением-отчетом важно и с организационной точки зрения, так как придает внутригрупповому и межгрупповому общению в классе целенаправленность, повышает активность и ответственность всех участников речевого взаимодействия и эффективность совместной работы в целом.

Беседа (Discussion)

Реализуемые аспекты  языка и виды речевой деятельности: грамматика, лексика, фонетика, говорение, аудирование.

Обсуждение какого-либо вопроса в форме беседы или учебная дискуссия. Термин «беседа» или «свободная беседа» как обмен высказываниями, дополняющими, уточняющими сведениями и соображениями употребляется в отечественной методике применительно к более ранним этапам обучения, а «дискуссия» относится к продвинутым этапам обучения и предполагает обсуждение спорной темы, более острое столкновение точек зрения, а также большую самостоятельность участников. В зарубежной методике термин discussion используется всякий раз, когда перед учащимися стоит задача обсудить какой-либо вопрос, проблему или тему, и никак не связывается с уровнем владения иноязычной речью

Направленная дискуссия (Controlled discussion / Guided discussion)

Реализуемые аспекты  языка и виды речевой деятельности: грамматика, лексика, фонетика, говорение, аудирование.

Направляемая дискуссия. При недостаточно свободном владении языком учебная дискуссия строится вокруг определенной, ограниченной темы (topid-based discussion) или на основе текста (text-based discussion) и носит контролируемый, в значительной степени предсказуемый характер. Экспозиция дискуссии формулирует проблематику как определенный содержательный комплекс, который может быть легко развернут в полилогическое обсуждение.

Учащимся подсказывается общий ход дискуссии, предлагаются направляющие вопросы, суждения и вербальные опоры в виде отдельных высказываний, плана, логико-синтаксических схем, лексических таблиц, реактивных и инициативных реплик, а также невербальные опоры (например, иллюстрации).

Свободная дискуссия (Free discussion)

Реализуемые аспекты  языка и виды речевой деятельности: грамматика, лексика, фонетика, говорение, аудирование.

Свободная дискуссия. На продвинутых этапах владения иноязычной речью учебная дискуссия становится менее регламентированной, приобретает творческий характер. Участники дискуссии проявляют большую активность и самостоятельность, определяя проблематику, содержание и ход обсуждения. Важной чертой свободной дискуссии является ее самоорганизация. Учитель занимает диалогическую позицию: поддерживает, стимулирует обсуждение эвристическими приемами, поощряет обмен информацией, различные подходы к обсуждаемой теме, побуждает учеников к поиску соглашения в виде общего мнения или решения.

Проблемная  ситуация (Problem solving)

Реализуемые аспекты  языка и виды речевой деятельности: грамматика, лексика, фонетика, говорение, аудирование, чтние.

Информация о работе Интенсификация обучения