Интерактивное обучение на уроках информатики в 5-6 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение технологий интерактивного обучения.
В ходе выполнения курсовой работы были поставлены следующие задачи:
проанализировать научную литературу по теме курсовой работы;
разработать учебный материал для проведения уроков информатики в условиях использования интерактивного обучения.
изучить формы и методы организации интерактивног обучения

Содержание

Введение………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теоретические аспекты использования интерактивных технологий на уроках информатики…………………………………………………..5
1.1.Особенности современного урока информатики………………..5
1.2.Особенности интерактивного обучения…………………………12
Глава 2. Методические аспекты использования интерактивных технологий в образовательном процессе на уроках информатики…………………17
2.1.Принципы организации интерактивного обучения на уроках информатики…………………………………………………………………….17
2.2. Технологии интерактивного обучения в образовательном процессе на уроках информатики……………………………………………….20
Заключение…………….………………………………………………….27
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

4. Нечеткость  границ школьного и вузовского  курсов информатики. 

5. Высокие темпы  развития информатики приводят  к тому, что учителю постоянно приходится использовать материалы компьютерной периодики, ресурсы Интернет и т.д.

6. Систематическая  работа учащихся на ЭВМ является  основой практического освоения учебного материала. Особое значение приобретает самостоятельная работа учащихся, так как значительную часть времени они проводят в индивидуальной работе с ПК.

7. Персональный  компьютер используют как объект  изучения: формируются базовые знания и умения работы с ПК (устройства, операционная система, методы поиска информации и т.д.). В то же время компьютер является средством обучения и инструментом для решения задач.

8. Обучению информатике  присущи специфические проблемы, связанные с тем, что компьютер является одновременно и объектом изучения, и средством обучения. В силу различия материального и культурного уровня семей школьники имеют разную возможность в использовании компьютера для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, и это надо учитывать при организации учебного процесса.

9. Работа за  компьютером не может превышать 10–30 минут (в зависимости от возраста учащихся), учащиеся должны работать по одному на каждом рабочем месте.

10. Как правило,  количество компьютерной техники  недостаточно, вследствие чего необходима  организация совместной деятельности  малых групп (2–4 учащихся на один 1 компьютер) .

11. Использование  компьютера как средства и  инструмента обучения требует  не только учета санитарно-гигиенических  норм и ограничений, но и  сочетания компьютерных и некомпьютерных методов обучения.

12. Знания и  умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащийся приобретает не только на уроках, но особо ощутимо это именно в школьной информатике. Поэтому на первый план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня знаний и умений по информатике (можно ли представить себе ученика, кричащего на уроке математики или химии: «А я это уже знаю!», «А я это изучал на курсах» и т.д.).

 13. Недостаточное количество часов для организации полноценного контроля и накопляемости оценок, вследствие чего необходимо использовать тесты, письменные работы, индивидуальные задания (доклады, рефераты, творческие проекты и т.п.).

14. В отличие  от других предметов, процесс  изучения информатики характеризуется выражением взаимосвязи различных подсистем: учитель – ученик, ученик – ПК, ученик – ПК – учебная книга, учитель – ученик – ПК и т.д.

15. Важная роль  различных форм внеклассных занятий  по информатике со школьниками  (летние школы юных программистов,  олимпиады, компьютерные клубы и т.п.), для которых характерна большая, чем на обычных уроках, свобода общения и перемещения школьников. В этих условиях широко наблюдается развитие межвозрастных контактов учащихся, при этом нередко возникают ситуации, когда младший школьник консультирует старшего, ученик консультирует преподавателя.

16. На уроках  информатики имеется возможность  создания такой организации обучения и контроля знаний, при которой наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя.

17. В целом  на уроки информатики школьники  любых классов идут с удовольствием, и связано это пока с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы жизнедеятельности человека со временем притупят этот интерес.

Изучение информатики  подчеркивает важность сочетания кибернетических и педагогических идей в учебно-воспитательном процессе, которое не только изменяет место и умножает возможности учителя как управляющего органа в руководстве коллективом учащихся, но и существенно усиливает функции управления, роль диагностики качества и уровней усвоения, обратной связи в процессе обучения. Педагог в значительно большей мере акцентирует свое внимание на активизацию самостоятельной познавательной деятельности и формирование творческих возможностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Особенности  интерактивного обучения

Актуальной  задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.

Вопросы активизации  учения школьников относятся  к   числу  наиболее значимых  проблем современной педагогической науки и  практики.  Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение  и развитие  носят  деятельностный  характер   и   от   качества   учения   как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Многие методические инновации связаны сегодня с  применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

В последнее десятилетие появились интерактивные опросы, программы на телевидении и радио, предполагающие «живое» общение, свободный обмен мнениями со зрителями и слушателями, дающие им возможность влиять на некоторые содержательные линии передач. Одновременно термины «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы и методики обучения» стали использоваться в статьях и работах по педагогике, разделах учебных пособий, описывающих процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество равноправных участников (Т. Ю. Аветова, Б. Ц. Бадмаев, Л. К. Гейхман, Е. В. Коротаева, М. В. Кларин, А. П. Панфилова, и др.), как модель профессионального самообучения и самообразования в сфере дистанционного образования, основанную на постоянном взаимодействии субъектов преподавания и учения (Ю. Г. Репьев).

Наиболее часто  термин «интерактивное обучение» употребляется  в связи с информационными  технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернет, работой с электронными учебниками и справочниками, работой в режиме он-лайн и т. д. Современные компьютерные коммуникации позволяют участникам вступать в живой (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также осуществлять «активный обмен сообщения между пользователем и информационной системой в режиме реального времени». Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, дают возможность учащимся управлять процессом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п.

Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на

● дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, эвристическая  беседа, метод «круглого стола», «мозговой штурм», кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций), обсуждение видеозаписей, включая запись собственных действий, встречи с приглашенными специалистами, коллективное моделирование производственных процессов или ситуаций и др.;

● игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие); ролевые, оганизационно-деятельностные игры;

● тренинговые  формы проведения занятий (коммуникативные  тренинги, тренинги сензитивности и т. п.), которые могут включать в себя практические групповые и индивидуальные упражнения, дискуссионные и игровые методы обучения.

Очень многие из названных форм и методов интерактивного обучения предполагают такую форму  организации познавательной деятельности учащихся, как работа в малых группах.

К интерактивным технологиям обучения (технология обучения включает совокупность форм, методов, приемов, средств, позволяющих достичь запланированного результата) можно отнести коллективную мыследеятельность (КМД) – «форму взаимодействия педагога – учебной группы, протекающего в поисковых созидательных ситуациях» (К. Я. Вазина), модерацию, коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко) и др.

В современной  отечественной образовательной  практике осваиваются различные  формы и методы интерактивного обучения, создаются оригинальные техники ведения дискуссий, обучающих игр, адаптируются наработки зарубежных коллег.

Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать  процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач, эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения используются регулярно, то у учащихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не несет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность учащихся в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности, побуждает к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, так как вносит свой вклад в общий результат групповой работы – процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное  обучение формирует умение мыслить  неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции и жизненные ценности; развивает такие черты, как умения выслушивать иную точку зрения, сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

В то же время  практика использования интерактивных  форм и методов обучения показывает, что

● часть обучающихся  не готовы занять субъектную позицию  в обучении, так как она требует  принятия на себя большей ответственности  за результаты своего образования;

● некоторые  формы и методы интерактивного обучения не вписываются в установленные  нормативные и временные рамки  традиционного обучения;

● не у всех преподавателей есть необходимые компетенции  и опыт работы с применением интерактивных  методов обучения: многим легче действовать традиционно, на основе привычных стереотипов: самим объяснить, раскладывать «по полочкам» материал, не давая возможности обучающимся проявить свои знания и опыт.

Однако, несмотря на существующие на сложности, интерактивное обучение постепенно завоевывает все больше сторонников как в практике общего образования, так и в профессиональном образовании, поскольку делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным, личностно-развивающим, а значит, более качественным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методические аспекты использования  интерактивных технологий в образовательном процессе на уроках информатики

2.1.Принципы  организации интерактивного обучения  на уроках информатики

 

В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения:

    • объяснительно-иллюстративный
    • репродуктивный
    • проблемный
    • исследовательский

Учитывая, что  первый метод не предусматривает  наличия обратной связи между  учеником и системой обучения, его  использование в системах с использованием ПК бессмысленно.

Репродуктивный  метод обучения с применением  средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов.

Информация о работе Интерактивное обучение на уроках информатики в 5-6 классах