Интерактивное обучение на уроках информатики в 5-6 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение технологий интерактивного обучения.
В ходе выполнения курсовой работы были поставлены следующие задачи:
проанализировать научную литературу по теме курсовой работы;
разработать учебный материал для проведения уроков информатики в условиях использования интерактивного обучения.
изучить формы и методы организации интерактивног обучения

Содержание

Введение………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теоретические аспекты использования интерактивных технологий на уроках информатики…………………………………………………..5
1.1.Особенности современного урока информатики………………..5
1.2.Особенности интерактивного обучения…………………………12
Глава 2. Методические аспекты использования интерактивных технологий в образовательном процессе на уроках информатики…………………17
2.1.Принципы организации интерактивного обучения на уроках информатики…………………………………………………………………….17
2.2. Технологии интерактивного обучения в образовательном процессе на уроках информатики……………………………………………….20
Заключение…………….………………………………………………….27
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

Исследовательский метод обучения с применением  ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

Компьютерные  модели имеют ряд серьезных преимуществ  перед моделями других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на ПК позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или просто невозможных в реальном мире.

Таблица 1. Общие принципы организации обучения с применением ПК

Общие принципы

Выводы

Активное участие  обучающегося в учебном процессе

Максимально содействовать  активизации обучающегося

Постоянное  проведение личного анализа ситуации обучающимися в процессе обучения

Избегать использования  стандартных схем анализа, менять задачи и ситуации на различных стадиях обучения

Наличие сигналов обратной связи в учебном процессе

Сообщать обучающемуся о результатах его действий в каждой конкретной ситуации

Наличие быстрой  обратной связи в учебном процессе

Обеспечивать  по возможности мгновенную обратную связь

Отказ от поведения, не дающего положительного результата

Подавлять нежелательные варианты действия, не подтверждая их.

Постоянное  повторение пройденного материала.

Практиковать  и подтверждать способы действий, даже если они уже были продемонстрированы однажды.

Индивидуализация  количества и последовательности подтверждений действий в процессе обучения.

Подбирать способы  подтверждения индивидуально.

Учет индивидуальных особенностей обучающегося к восприятию внешних условий в зависимости от его состояний и настроения.

Применять приведенные  выше принципы не жестко и однозначно, а гибко.


 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Технологии  интерактивного обучения в образовательном процессе на уроках информатики

1. ФОРМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ

1) работа в парах;

2) ротационные (сменные) тройки;

3) карусель;

4) работа в малых группах;

5) аквариум;

6) незаконченное предложение;

7) мозговой штурм;

8) броуновское движение;

9) дерево решений;

10) суд от своего имени;

11) гражданские слушания;

12) ролевая (деловая) игра;

13) метод пресс;

14) займи позицию;

15) дискуссия;

16) дебаты.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Очень нравится детям  такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько  учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений - класс  делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую  форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение  и ученики должны подойти к  плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается  какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

2. МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Классифицировать интерактивные  методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы:

• создания благоприятной  атмосферы, организации коммуникации;

• организации обмена деятельностями;

• организации мыследеятельности;

• организации смыслотворчества;

• организации рефлексивной деятельности.

Методы создания благоприятной  атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале урока, занятия, внеклассного дела и т. п.) на этапе введения в атмосферу иноязычного общения для оперативного включения в совместную работу каждого учащегося. Методы этой группы способствуют самоактуализации всех учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.

Примерами таких методов  могут быть:

«Аллитерация имени» (особенно эффективен при организации  знакомства класса или при изучении темы «Внешность и характер человека»), «Заверши фразу», «Комплимент», «Подари цветок», «Прогноз погоды».

Методы организации  обмена деятельностями предполагают сочетание  индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, как преподавателя, так и студентов. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.

Например:

«Мастерская будущего», «Интервью», «1*2*4», «Круглый стол» (при  обучении дискуссии)

Методы организации  смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла изучаемых явлений и предметов, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.

Например:

«Ассоциации», «Алфавит» (позволяет повторить практически всю лексику по теме), «Минута говорения», «Аллитерация понятия».

Методы организации  мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положительной мотивации к учению, с другой -- стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций.

Например: «Четыре угла», «Выбор», «Дюжина вопросов», «Смена собеседника» (тренировка вопросов - ответов).

Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, ее результатов, обычно организуются на завершающем этапе заняти. Методы этой группы позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.

Например: «Рефлексивный  круг», «Мини-сочинение», «Зарядка», «Цепочка пожеланий», «Заверши фразу».

Технология интерактивного обучения может быть технологической  характеристикой отдельного урока, занятия, внеклассного мероприятия. В то же время в интерактивном режиме можно проводить серию или все уроки, семинары или занятия по какой-либо учебной дисциплине.

Использование интерактивных  методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, преподаватель определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями учащихся, предлагаемого содержания, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознает, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения - необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

3. СРЕДСТВА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее  время в российских образовательных  учреждениях все более широкое применение находят различные интерактивные технологии обучения. Интерактивное обучение – это особая форма организации учебного процесса, позволяющая непосредственно вовлекать в процесс изучения нового практически всех обучаемых. При этом обучаемые из обычных пассивных слушателей становятся активными участниками процесса познания. Исследователи утверждают, что человеческий мозг устроен так, что при приеме информации только со слуха запоминается четверть услышанного, только посредством зрения – треть, одновременно видя и слыша – до половины. При использовании интерактивных форм подачи материала можно с первого раза усвоить до 70% информации. Естественно, чтобы достичь столь высокой эффективности необходимо иметь и умело использовать не только соответствующее оборудование, объединенное в современное автоматизированное рабочее место преподавателя, но и учебно-методическое обеспечение процесса обучения.

В последние  годы основным инструментом интерактивности  стала считаться интерактивная доска. Интерактивная доска (ИД) – это устройство, позволяющее преподавателю или лектору объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор.

Доска позволяет  показывать слайды, видеоматериалы, делать пометки, рисовать графические изображения, чертить различные схемы, как на обычной доске в реальном времени, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте. Запись на интерактивной доске ведется либо специальным электронным пером либо пальцем. Докладчик, взяв в руки специальный маркер, может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства "улавливают" прикосновения, и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки.

Интерактивные доски возможно использовать при  проведении лекций, семинаров, тренингов, круглых столов, дидактических игр и консультаций. Особое место эти средства обучения занимают при преподавании специальных дисциплин подготовки педагогов профессионального обучения, целью которых является приобретение знаний о системе машин, механизмов, аппаратов, приборов и т. п., о технологии и организации производства, организации труда, материалах применительно к определенной профессии.

В процессе преподавания специальных дисциплин интерактивные  доски дают возможность работать с электронной картой, схемами, рисунками, графиками, таблицами, чертежами и т.д. Существует возможность сохранять нанесенные изображения в виде файла и обмениваться ими по каналам связи. Другой широкий сектор применения интерактивных досок – деловые презентации и семинары. Помимо работы со стандартной деловой графикой, эти средства идеально подходят для демонстрации широкой аудитории программного обеспечения или интернет-сайта. В этом случае преподаватель жестко не "привязан" к компьютеру, мыши и клавиатуре, поэтому выступление становится более живым и ориентированным на слушателей.

К достоинствам использования интерактивной доски  можно отнести: 1) возможности размещения любой информации: текстовой, числовой, графической из различных файлов, также схем, графиков, таблиц, созданных в прикладных программах, их можно легко транспортировать на доску и в ходе объяснения маркером отмечать какие-либо важные моменты; 2) кроме того, доску можно подключить к локальной сети и тогда изображение, рисуемой на доске, будет отражаться на всех компьютерах. Это удобно, если мероприятие проводится в большой аудитории или в нескольких аудиториях одновременно; 3) созданные в процессе работы изображения (тексты, чертежи и пр.) можно сохранить в память, сохранить на внешнем носителе (дискете, диске и пр.) и раздать участниками семинара, переправить по электронной почте или просто распечатать на бумагу. Эта возможность позволяет экономить время подготовки к последующим мероприятиям. При работе на семинарах или во внерабочее время можно вернуться к уже разработанному материалу и посмотреть и проанализировать его.

Информация о работе Интерактивное обучение на уроках информатики в 5-6 классах