Интерес к получению альтернативного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 21:37, реферат

Краткое описание

«Что же такое альтернативное образование?» – этот вопрос является актуальным в современном обществе. Им задаются многие учителя, родители и дети. Прошли годы, а четкого ответа на него нет до сих пор. Альтернативное образование – дело сложное, тонкое. Явление есть, но «с чем его едят», все еще пытаются разобраться…
В энциклопедическом словаре этого понятия нет. Но мы знаем, что существуют альтернативная музыка, альтернативная медицина, альтернативная энергетика. К подобной музыке мы обращаемся тогда, когда хотим больше «точечности», соответствия своему душевному настрою. К энергетике и медицине – когда традиционные формы уже не работают или зашкаливают побочные эффекты и становится очевидным, что нужны иные пути.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….2
Теоретические основы развития альтернативного образования 3
История развития альтернативного образования 3
Сущность и основные характеристики понятия альтернативное образование 6
Анализ альтернативного образования в России и современном мире. 9
Виды, особенности и методы организации процесса обучения в нетрадиционных учебных заведениях. 9
Методики раннего развития детей 11
Особенности альтернативных школ 13
Различие государственного и негосударственного вуза 17
Заключение…………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование на тему интерес к получению альтернативного образования.docx

— 377.14 Кб (Скачать файл)
  1. Вальдорфская система была изобретена около ста лет назад немецким философом Рудольфом Штайнером. В ее основе — развитие ребенка с учетом возрастных особенностей. Характерной особенностью школы является очень тесный контакт с родителями.

Приверженцы данной системы  считают, что обучение детей до 7 лет чтению и письму — ложный путь, так как до этого возраста у малышей не развито абстрактное  мышление. Телевизоры и любые искусственные  материалы для обучения — тоже под запертом. Каждого ребенка нужно развивать в соответствии с его возрастом: у маленьких детей уделять внимание мелкой моторике, для более старших детей — пошиву игрушек, резьбе по дереву и т.д. Все дела детки должны осуществлять совместно с родителями. Это огромный плюс этой методики, так как сближает родственников. Но в то же время, Вальдорфская система не акцентирует внимание на интеллектуальном развитии. Только эмоции, музыка и творчество.

У родителей такой подход в основном вызывает недовольства, т.к. после этой методики ребенку  сложно поступить даже в начальную  среднюю школу, не говоря уже о  лицеях. 

  1. Система Монтессори. Ее родоначальница — педагог-дефектолог Мария Монтессори, которая работала в саду для слабых и больных детей.

Монтессори создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому".

Она уделяла огромное внимание развитию мелкой моторики, разработала  специальные схемы использования  предметов для стимуляции нервных  окончаний. Эта методика идеально подходит для детей, которые воспринимают информацию визуально. Главный минус  заключается в том, что Монтессори-педагогика, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, практически не уделяет внимание «творческому» правому полушарию, которое, в отличие от левого, познает мир целостно.

В нашей стране эта методика очень популярна. Дети действительно  становятся более сообразительными и развитыми. Но стоимость занятий  по этой методике отнюдь не экономичная.

3. Система Глена Домана разработана в 40-ых годах XX столетия военным врачом для реабилитации детей с поражениями головного мозга. Он разработал специальные карточки, на которых изображались слова, цифры и соответствующее им количество точек. Эти рисунки следует показывать ребенку с рождения и громко произносить, что на них изображено. Таким способом считается, что он запоминает информацию на бессознательном уровне. Вот в этом заключается и минус методики Домана — кроха запоминает информацию, но не понимает ее.

4. Кубики Зайцева - сегодня, наверное, не найдется ни одного родителя, который не был бы знаком, хотя бы понаслышке, с Кубиками Зайцева. Популярная сегодня методика обучения чтению и письму детей дошкольного возраста создана Николаем Александровичем Зайцевым, педагогом из Санкт - Петербурга.

Обучение детей проходит с помощью специальных кубиков. Их количество более 50 и на каждой грани  изображены не буквы, а слоги. Пользуясь  ими, ребенок запоминает звучание и  вскоре начинает читать. Эта методика подходит всем детям. Но есть одно «но» — в школе малышей обучают  чтению в классическом варианте «по  азбуке». Поэтому, если родители не предупредят  учителя о том, что их кроха  уже умеет читать, он может столкнуться  с методами «педагогического переучивания».

Мы долго думали, представляли, какую бы методику выбрали мы и  в итоге пришли к выводу, что  чтобы мы не выбрали, главное, чтобы  у ребенка было детство в классическим понимании со всеми атрибутами : играми, детскими площадками, друзьями. Очень важно, чтобы родители не ставили целью воспитать вундеркинда с пеленок, ведь никакая методика раннего развития не заменит совместного общения родителей и ребенка.

 

 

 

Особенности альтернативных школ.

Какую школу и какую систему обучения выбрать? Этот вопрос встает перед родителями не только тогда, когда их малыш идет в первый класс. Необходимость альтернативной формы обучения для школьника может возникнуть в связи с его здоровьем, отставанием в учебе или, наоборот, выраженной одаренностью по сравнению со сверстниками.

Чем же хороша альтернативная школа? Здесь уважают учеников, а  не Систему. Школьники могут сами выбирать темп и форму подачи материала  во время урока. Гибкий учебный план учитывает индивидуальные особенности  обучающихся. Принципы обучения — общая забота учителей и учеников. Традиционные педагогические правила не отвергаются, новые идеи приветствуются.

Один из активных деятелей XIX века Адольф Ферьер, объездив весь мир, составил тридцать признаков альтернативной школы. Вполне исчерпывающие, признаки описывали состояние школ, и по ним определялось, альтернативна школа или нет. Вот некоторые из них.

Новая школа  – это лаборатория практической педагогики, то есть эти школы изначально были экспериментальными.

Дети должны жить и воспитываться вместе –  в интернате.

Чтобы дети находились ближе к природе, школа располагается  в деревне.

Принципиально важным считалось совместное обучение и воспитание обоих полов, что  для того времени считалось инновацией.

Новая школа  организует для всех учеников ручной труд.

В школе активно  используется физическое воспитание; организуются пешие и велосипедные экскурсии, туристические походы.

Преподавание  основано на фактах и опыте.

Учителю важны личность и самостоятельность ребенка.

Индивидуальная  работа воспитанника состоит в добывании  всевозможного фактического материала. Коллективная работа – в обмене им друг с другом.

В течение  одного дня дети занимаются не многими  предметами, а только одним или  двумя. Каждый месяц погружаются  лишь в изучение нескольких предметов.

Школы в управление вводят систему республик.

Различного  рода общественные обязанности дают возможность проявиться принципу взаимопомощи.

Пытаясь лучше понять альтернативное образование,  мы предлагаем рассмотреть «грехи» традиционной школы:

Школа не считается  с психологическими особенностями  ребенка.

Школа подавляет  способность ребенка к движению.

Школа заставляет ребенка больше слушать, чем смотреть и действовать.

Школа заставляет ребенка работать по материалам, совершенно для него безразличным.

Ребенок не понимает смысла исполняемых в школе занятий.

Программа воплощает  только те области знания, которые  могут быть изучены при помощи словесных методов.

И так далее…

От этих позиций отказываются наши европейские коллеги. А вот  мнение российских коллег. Павел Блонский, активный деятель перестройки образования 20-х годов прошлого века, выделял ряд негативных признаков, присущих современной ему школе. Она:

стремится внушить  своим ученикам догматические истины, но воспитание посредством внушения, даже в самом лучшем случае, создает  автомат, повторяющий чужую волю, чужую мысль;

школьная  работа состоит из заученных изолированных  учебных предметов;

базируется  на книге и памяти ребенка, но не идет дальше пассивной наглядности  восприятия ребенка;

изучает язык, оторванный от реального мира;

изучает математику как отдельный предмет, что и  трудно, и не достигает цели;

слишком мало говорит человеку о человеке;

сообщает  детям истины, их сознанию недоступные  и потому усваиваемые только на веру;

позволяет царствовать  вопросно-ответной форме обучения;

превращает  экзамены в испытание знания учебной  книги, а не чувства самого себя, как в новой школе.

В России существует много  разных школ. Например, обычная общеобразовательная  или с углубленным изучением  какого-то языка, а может даже общеобразовательный  центр; частная школа и экстернат. Это самые популярные виды школ, но существуют еще христианские школы, школы искусств. Для получения образования детям не обязательно ходить в школу, им также достаточно взять справку из школы и заниматься дома с родителями и преподавателями, такой вид обучения называется анскулингом. Анскулинг, как и экстернат и христианская школа, – имеет в виду альтернативное образование.

Но в чем же особенность  этих форм обучения? Мы решили разобрать каждую из них и провести опрос, чтобы лучше понять почему люди выбирают альтернативное образование.

  • Во многих странах существуют христианские школы. В этих школах дети, помимо изучения русского, математики и так далее, поют в церковном хоре, читают православные книги и изучают православную культуру. Цель данной школы духовно-нравственное воспитание детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
  • Экстернат — это форма аттестации, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Суть  экстерната состоит в возможности  получить среднее или высшее образование, не посещая школу, университет ежедневно. Двухгодичная (или более) программа может быть пройдена за один год со сдачей итоговой (май – июнь) аттестации.

Преимущество  экстерната состоит в том, что  он даёт возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает  время для подготовки в вуз, позволяет в более свободном режиме посещатьучебное заведение, совмещать учёбу в школе или университете и работу или обучение в другом учебном заведении и пр. Обучение в экстернате может быть полностью самостоятельным, учащийся сдаёт только экзамены.

Главный принцип экстерната – освободить учеников и студентов от ежедневных многочасовых занятий в учебном заведении, сэкономив таким образом время, но при этом дать полноценное образование. Система образования экстерном устроена так, что за минимальный период времени обучающийся получает максимальное количество информации. Мнение о том, что получаемые знания поверхностны, ошибочно. Обучающийся осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует преподаватель. Для этого обучающийся сдаёт зачёты и экзамены и на основании положительных результатов получает аттестат государственного образца.

  • Анскулинг. Это название означает систему обучения ребенка, в основании которой лежит соблюдение интересов ребенка и его обучение без отрыва от повседневной жизни и семьи. Другими словами, это обучение ребенка как результат его собственной любознательности – когда он сам задает вопросы и сам ищет ответы на них в повседневной жизни. Важное отличие анскулинга от системы школьного образования в том, что анскулинг не подразумевает академических занятий в классах, коллективных или индивидуальных, а кроме того, не предусматривает наличия учителей или других лиц, выполняющих их функции.

 

Итак, что это такое  мы разобрались. Но существуют ли родители, которым больше интересна эта  форма обучения нежели обычная?

 

Павликова Юлия 38 лет :

Здравствуйте, меня зовут  Юля. Я и мой муж уже 5 лет  обучаем ребенка на дому. Мы предпочитаем такой вид обучения потому что мы сами контролируем каждое его движение, слово, каждую прочитанную книгу и написанную букву. Мы нашли хороших преподавателей, которые занимаются с нашим ребенком индивидуально. В обычных школах ребенку не дают развиваться, а дома у него полная свобода, в том плане, что если ему нравится рисовать в 12 часов, то мы разрешим ему это сделать, если он днем хочет выйти погулять, то у него есть такая возможность, потому что позаниматься он может как утром, так и вечером.

 

Омельченко Елена 18 лет.

Здравствуйте,  я в этом году закончила экстернат. Я за один год прошла сразу 10 и 11 класс. Я выбрала  это заведение, потому что я пошла  поздно в школу и мне не хотелось бы заканчивать ее в 19 лет. В экстернате у нас была достаточно большая  группа, мы приходили 3 раза в неделю. Нам проводили лекции, давали различные  книги для чтения, говорили, где  мы можем взять всю необходимую  информацию. Т.е я сама должна была готовиться к экзаменам, сама изучать  предмет. У нас не было такого контроля, как в школе. Поэтому я понимала, что это нужно только мне , а не кому-то другому и учила абсолютно все по максимуму.

 

6 июня 2013 годы мы поехали  на Красную площадь, чтобы провести  опрос. Нам стало интересно – сколько людей знают что такое альтернативное образование и почему они выбирают именно его.

Мы провели анкетированние среди учеников 7-11 классов с вопросами: " Вы знаете, что такое альтернативное образование" и " Хотели бы вы получать такое образование (экстернат, заочное обучение, дистанционное обучение )".

После обработки данных мы получили такие результаты:

Вопрос

"Да"

"Нет"

"Что-то слышал(а) об этом"

Вы знаете, что такое  альтернативное образование ?

30%

60%

10%

Информация о работе Интерес к получению альтернативного образования