Информационные технологии обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:27, реферат

Краткое описание

Цель работы - показать значимость ИТ в Российской системе образования на этапе широкомасштабного внедрения болонского процесса.
Задачи данной работы:
- рассмотреть основные понятия и этапы развития информационных технологий;
- обозначить основные моменты в изменении содержания образовательного процесса, связанные с внедрением компьютерных технологий;
- обозначить основные проблемы на пути развития компьютерных технологий в системе Российского образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1.Основные понятия термина и этапы развития ИТ…………………………....5
2.Содержание обучения в новую информационную эпоху………………….....9
3. Средства новых информационных технологий……………………………..13
Формы обучения в условиях внедрения НИТ……………………..……15
4. Проблемы внедрения новых информационных технологий……………….18
Различия в уровне информатизации учебных заведений разных регионов………………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………….……..21
Список использованной литературы…………………………………………...24
Список использованных сокращений…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 164.35 Кб (Скачать файл)

- слабая информированность педагогов о СПО;

- недобросовестная конкуренция со стороны владельцев коммерческих программных продуктов;

- необходимость переобучения педагогических работников для работы со свободным программным обеспечением. [5]

3) Проблема подключения образовательных учреждений к локальным цифровым сетям и Интернету - данная проблема в нашей стране обусловлена не только трудностями финансирования, но и такими факторами, как географическая удалённость образовательных учреждений друг от друга, слаборазвитой инфраструктурой. По-прежнему сохраняется и проблема низкой пропускной способности отечественных сетей.

4) Кадровая проблема - как уже говорилось ранее, использование компьютерных средств обучения требует соответствующей подготовки для будущих преподавателей и переподготовки уже существующих педагогических кадров. [5].

 

 

Различия в уровне информатизации учебных заведений разных регионов

 

Консерватизм педагогической среды - данная проблема тесно связана с тем, что среди педагогов много людей старшего поколения, которые более осторожно относятся к процессу компьютеризации, чем представители молодого поколения преподавателей. Это можно объяснить тем, что у взрослых людей к определенному возрасту формируются привычные методы и формы работы, которые они не захотят, а часто - и не могут кардинально менять (а именно это и происходит при компьютеризации их работы).

Быстрое устаревание технологий - для информационных технологий характерно быстрое устаревание, что требует их своевременной замены на новые, отвечающие текущему моменту, технологии. При этом часто возникает необходимость в переподготовке педагогических кадров, которые работают с данными СНИТ. Это процесс объективный и его надо учитывать при планировании деятельности учебного заведения.

На текущий момент времени программные продукты необходимо обновлять раз в несколько месяцев — год, а аппаратные средства и устройства — раз в несколько лет. Но на практике это не всегда можно реализовать, что связано, как правило, с проблемами финансового порядка.

Отсутствие системного подхода к использованию ПК в образовательном процессе - очень часто на практике наблюдается бессистемное и эпизодическое включение компьютера в учебный процесс, что не даёт должного эффекта и сводит роль ПК на уровень обычных ТСО. В связи с этим встаёт смежная проблема — проблема обеспечения учебных заведений психолого-педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования НИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества. [3].

 

 

Заключение

 

Внедрение НИТ в процесс обучения необходимо проводить с учетом специфики развития психических процессов, которые выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека, и именно на их основе происходит формирование знаний, умений и навыков (ЗУН).

Важно отметить, что само овладение компьютерной грамотностью требует от студентов относительно высокого уровня умственного развития, гибкости мышления и хорошей памяти.

Сам компьютер перестаёт быть только средством обучения, но и становится мощным фактором, влияющим на формирование личности студента. При этом надо учитывать, что интенсивное использование НИТ может оказывать как положительное влияние на личность студента (развитие памяти, творческого мышления и воображения, независимость характера), так и отрицательное (расшатывание моральных норм, интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности и т. д.). В случаях злоупотребления СНИТ возможно и нанесение вреда физическому здоровью человека.

Сильной стороной новых информационных технологий является то, что они позволяют одновременно задействовать в процессе обучения максимальное число каналов восприятия у студентов. А, как известно, наибольшее влияние на человека оказывает та информация, которая воздействует одновременно на несколько органов чувств, и запоминается она тем лучше, чем больше каналов восприятия было активизировано. И именно НИТ позволяют одновременно и комплексно задействовать все основные каналы восприятия, что, конечно, благоприятно сказывается на эффективности обучения.

Положительным моментом внедрения компьютерных технологий в деятельность учебных заведений является и преимущественно высокая заинтересованность современных студентов в освоении новых программно-аппаратных средств. Это приводит к повышению у студентов мотивации к обучению, создаёт благоприятный фон для образовательной деятельности.

Внедрение НИТ в процесс обучения корректирует роль преподавателей в образовательном процессе. Преподаватель превращается из авторитетного источника знаний в проводника-наставника, который помогает студентам ориентироваться в глобальном информационном поле. Кроме этого, освоение информационных технологий современным преподавателем способно значительно облегчить труд педагога, сделать его работу творческой и интересной.

Для педагога компьютер предоставляет следующие уникальные возможности:

- компьютер становится источником учебной информации и в этом качестве всё больше заменяет традиционный источник знаний - книгу (хотя в связи с этим и встаёт вопрос о качестве такой замены);

- компьютер выступает в роли наглядного пособия;

- компьютер формирует эмоциональное отношение студента к учебной информации;

- компьютер усиливают интерес студентов к учебе;

- компьютер делают доступным для студентов сложный для них материал;

- компьютер активизируют познавательную деятельность студентов и способствуют сознательному усвоению учебного материала;

- компьютер выступает в роли тренажёра для развития желательных навыков у студента;

- компьютер позволяет индивидуализировать обучение, выбирая способы, приёмы и темп обучения в соответствии с индивидуальными различиями студента;

- компьютер являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков у студента.

В этих новых реалиях сам преподаватель должен достаточно хорошо владеть общими навыками работы с компьютером и правильно осознавать свою изменившуюся роль в образовательном процессе.

На текущий момент в системе российского образования сложилась устойчивая тенденция к расширению использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе. Развитие информационных технологий приводит к пересмотру содержания образовательного процесса и дает широчайшие возможности как для уже существующих форм и методов обучения, так и для внедрения новых, инновационных. Всё это позволяет повысить качество образования, а повышение качества образования на основе НИТ создает условия для ускорения процессов внедрения передовых достижений информационного общества во все сферы общественной жизни.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник – «Шаг на пути к системе обучения  Информатизации образования». Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, - 2010 год;
  2. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. « Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования». Москва: МГПУ – 2010 год;
  3. Дергачева Л.М. «Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр». М., - 2009 год;
  4. Телегин А.А. «Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике». Диссертация канд. пед. наук. М. – 2011 год;
  5. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке(IT&T ES'2007): Материалы международной научной конференции,ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". М.: ЭГРИ, - 2009 год;
  6. Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании». М. – 2011 год.

 

 

 

 

Список использованных сокращений

 

КСО - компьютерные средства обучения

НИТ - новые информационные технологии

ПК - персональный компьютер

СДО - система дистанционного обучения

СНИТ - средства новых информационных технологий

СПО - свободное программное обеспечение

ТСО - технические средства обучения

ЭВМ - электронно-вычислительные машины

ЭУ - электронные учебники

 

Приложение

 

Рис. 1- Классификация средств ИКТ по области методического назначения.

 


Информация о работе Информационные технологии обучения