Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:45, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Анализ влияния дидактических игр в детском саду и школе на обучение математике и развитие математических способностей.
2. Рассмотреть сущность дидактической игры, как процесса формирования математических представлений у младших школьников.
3. Изучить специфику развития математических способностей
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава I. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей……………………..…5
1.2 Специфика развития математических способностей ……………………..17
1.3. Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность…….........................................................19
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня математического развития дошкольников
2.1. Диагностика выявления уровня математического развития дошкольников…………………………………………………………………..22
2.2. Занятия математического развития дошкольников при помощи дидактических игр…………………………………..………………………….27
2.3. Анализ и обобщение результатов………………………………………..30
Заключение ………………………………………………………..…………..35
Список литературы …………………………………………………………..38
Тема: Использование
дидактических игр в
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей……………………..…5
1.2 Специфика развития математических способностей ……………………..17
1.3. Методика
обучения счету и основам математики детей
дошкольного возраста через игровую деятельность……................
2.3. Анализ и обобщение результатов………………………………………..30
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………..38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Использование дидактических игр в развитии математических способностей, является довольно сложным, комплексным и многоаспектным вопросом. Он состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Потребность современного
общества в гармоничном развитии
личности предъявляет новые требования
к системе образования. Современные
условия характеризуются
В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, особая роль отводится дидактической игре. Ее особая значимость состоит в том, что дидактическая игра оказывает влияние на формирование математических представлений, способствует формированию такого качества ума как его подвижность и гибкость, способного развивать внимание, воображение, формирует волю детей. В игре происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов общественной значимой деятельности, становление элементов произвольного поведения.
Дидактическая игра способствует развитию таких качеств личности, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность.
Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и советской педагогике К. Д. Ушинским, А. С. Макаренко, А. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими. Большое значение придают игре современные дидакты и психологи. Детские игры рассматриваются ими как совершенно необходимое явление в жизни ребенка. Игра - проявление его естественной потребности в деятельности, в которой он познает окружающую действительность, размывая одновременно присущие ему способности. Для ребенка игра является свободной и самопроизвольной творческой деятельностью, полной реальных и жизненно важных переживаний.
Игра не исчерпывает своих возможностей в развитии ребенка периодом дошкольного детства, ее целесообразно использовать на начальном этапе обучения для формирования математических представлений детей и подготовки их мышления к последующему и систематическому обучению. Проблема использования игры в обучении существовала на протяжении всего развития школы. В течение многих лет в нашей стране складывался авторитарный метод обучения и воспитания, когда учение рассматривалось как естественное принуждение, направленное на механическое запоминание.
В 50-е годы дидактические игры стали использоваться как формы работы в дошкольных учреждениях. И только в 70-е годы начинается накапливаться опыт по использованию игр в школьной практике.
Но к сожалению, в теоретической педагогике и практике начальной школы в области использования игры на уроках математики много нерешенных проблем и трудностей. Некоторые педагоги универсализируют значение игры. Но игра не панацея от всех бед: ребенок развивается и дидактические игры не являются постоянными для детей различного возраста, при их отборе учитель учитывает, как ребенок усваивает новые знания. Другие учителя в своей педагогической деятельности не используют в полной мере дидактические игры.
Объект исследования - процесс математического развития дошкольников.
Предмет исследования - использование дидактических в процессе математического развития детей.
Гипотеза исследования- предполагается, что организованная работа по математическому развитию детей 4-5 лет в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей.
Цель исследования- изучение и выявление наиболее эффективных условий применения дидактических игр в целях развития математических способностей детей.
Задачи исследования:
1. Анализ влияния дидактических игр в детском саду и школе на обучение математике и развитие математических способностей.
2. Рассмотреть сущность дидактической игры, как процесса формирования математических представлений у младших школьников.
3. Изучить специфику развития математических способностей
4. Проанализировать
специфику развития
База исследования: Исследование проводилось на базе ДОУ «Солнышко», среди детей 4-5 лет.
Методы исследования: теоретический, наблюдение, изучение и обобщение опыта работы учителей, анализ результатов исследования.
Структура работы: работа представлена введением, двумя главами, заключением, библиографией.
Глава I. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Влияние
дидактических игр в детском
саду и школе на обучение
математике и развитие
Игра имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинский высоко оценивая значение игры, писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы1.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Поучительная игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное ублаготворение. Для воспитателя (учителя) результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.
Игра помогает сделать каждый учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, изготовляет доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
При проведении дидактических игр следует учитывать следующие психолого-педагогические особенности:
1. Во время игры педагог должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность воспитателя (учителя), поощрение и одобрение операций ребят.
2. Любая игра, предлагаемая педагогом, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
3. Воспитатель (учитель) должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.
4. Следует обратить заинтересован
В процессе игр педагог должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом2.
В игре ребенок заслуживает новые знания, умения, навыки. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.
Сегодня, а тем более – завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для формирования мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Работая в школе-интернате с детьми разновозрастной группы, где находятся дети из неблагополучных семей, развитием которых никто не занимался, мы заметили, что они редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память не развиты.
Как педагогов нас это очень насторожило. Тестирование по математике помогло выявить детей, особо нуждающихся в нашей помощи. Зная, что игра в этом возрасте – основной вид деятельности, мы решили использовать различные дидактические игры, чтобы выправить пробелы знаний у детей.
Перед педагогами дошкольного отделения были поставлены следующие задачи: использовать дидактические игры при обучении, закреплении знаний. Развитие математических способностей по математике во всех видах педагогической деятельности (на занятиях, внеклассных мероприятиях и индивидуально), благодаря которым у детей развивается память, внимание, мышление, воображение, происходит в целом развитие ребенка.
Все назидательные игры по математике разделили на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Игра «Считай, не ошибись» направляет усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются стократно, чтобы дать возможность как можно большему численности детей принять в ней участие.
Информация о работе Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка