Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Анализ влияния дидактических игр в детском саду и школе на обучение математике и развитие математических способностей.
2. Рассмотреть сущность дидактической игры, как процесса формирования математических представлений у младших школьников.
3. Изучить специфику развития математических способностей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава I. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей……………………..…5
1.2 Специфика развития математических способностей ……………………..17
1.3. Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность…….........................................................19
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня математического развития дошкольников
2.1. Диагностика выявления уровня математического развития дошкольников…………………………………………………………………..22
2.2. Занятия математического развития дошкольников при помощи дидактических игр…………………………………..………………………….27
2.3. Анализ и обобщение результатов………………………………………..30
Заключение ………………………………………………………..…………..35
Список литературы …………………………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Курс теория Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка.doc.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

Тема: Использование  дидактических игр в математическом развитии ребёнка

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3

  Глава I. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей……………………..…5

1.2 Специфика развития математических способностей ……………………..17

1.3. Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность…….........................................................19

Глава 2. Экспериментальное исследование уровня математического развития дошкольников

2.1. Диагностика выявления уровня  математического развития дошкольников…………………………………………………………………..22

2.2. Занятия математического развития дошкольников при помощи дидактических игр…………………………………..………………………….27

 2.3. Анализ и обобщение результатов………………………………………..30

Заключение ………………………………………………………..…………..35

Список литературы …………………………………………………………..38 
ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. Использование дидактических игр в развитии математических способностей, является довольно сложным, комплексным и многоаспектным вопросом. Он состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Формированию  у ребенка математических представлений  способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей -  развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования. Современные  условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности. Перед теоретиками и практиками поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, дидактических средств в целях повышения активности детей в учебном процессе. Особенно это важно на начальном этапе обучения, где должны претерпеть изменения средства, методы обучения и воспитание детей.

В связи с  этим особое значение приобретают игровые  формы обучения и воспитания, особая роль отводится дидактической игре. Ее особая значимость состоит в том, что дидактическая игра оказывает  влияние на формирование математических представлений, способствует формированию такого качества ума как его подвижность и гибкость, способного развивать внимание, воображение, формирует волю детей. В игре происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов общественной значимой деятельности, становление элементов произвольного поведения.

Дидактическая игра способствует развитию таких качеств  личности, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность.

Основные положения  теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и советской педагогике К. Д. Ушинским, А. С. Макаренко, А. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими. Большое значение придают игре современные дидакты и психологи. Детские игры рассматриваются ими как совершенно необходимое явление в жизни ребенка. Игра - проявление его естественной потребности в деятельности, в которой он познает окружающую действительность, размывая одновременно присущие ему способности. Для ребенка игра является свободной и самопроизвольной творческой деятельностью, полной реальных и жизненно важных переживаний.

 

Игра не исчерпывает  своих возможностей в развитии ребенка периодом дошкольного детства, ее целесообразно использовать на начальном этапе обучения для формирования математических представлений детей и подготовки их мышления к последующему и систематическому обучению. Проблема использования игры в обучении существовала на протяжении всего развития школы. В течение многих лет в нашей стране складывался авторитарный метод обучения и воспитания, когда учение рассматривалось как естественное принуждение, направленное на механическое запоминание.

В 50-е годы дидактические  игры стали использоваться как формы  работы в дошкольных учреждениях. И  только в 70-е годы начинается накапливаться опыт по использованию игр в школьной практике.

Но к сожалению, в теоретической педагогике и  практике начальной школы в области  использования игры на уроках математики много нерешенных проблем и трудностей. Некоторые педагоги универсализируют значение игры. Но игра не панацея от всех бед: ребенок развивается и дидактические игры не являются постоянными для детей различного возраста, при их отборе учитель учитывает, как ребенок усваивает новые знания. Другие учителя в своей педагогической деятельности не используют в полной мере дидактические игры.

Объект  исследования - процесс математического развития дошкольников.

Предмет исследования - использование дидактических в процессе математического развития детей.

Гипотеза исследования- предполагается, что организованная работа по математическому развитию детей 4-5 лет в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей.

Цель исследования- изучение и выявление наиболее эффективных условий применения дидактических игр в целях развития математических способностей детей.

Задачи исследования:

1. Анализ влияния дидактических игр в детском саду и школе на обучение математике и развитие математических способностей.

2. Рассмотреть  сущность дидактической игры, как процесса формирования математических представлений у младших школьников.

3. Изучить специфику развития математических способностей

4. Проанализировать  специфику развития математических  способностей

База  исследования: Исследование проводилось на базе ДОУ «Солнышко», среди детей 4-5 лет.

Методы  исследования: теоретический, наблюдение, изучение и обобщение опыта работы учителей, анализ результатов исследования.

Структура работы: работа представлена введением, двумя главами, заключением, библиографией.

 

Глава I. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Влияние  дидактических игр в детском  саду и школе на обучение  математике и развитие математических  способностей

 

Игра имеет особое важнейшее значение в жизни детей  дошкольного и младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинский  высоко оценивая значение игры, писал:  «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь  включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы1.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая  игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Поучительная игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное ублаготворение. Для воспитателя (учителя) результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Игра помогает сделать каждый учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, изготовляет доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

При проведении дидактических  игр  следует учитывать следующие  психолого-педагогические особенности:

1. Во время игры педагог должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность  воспитателя (учителя), поощрение и одобрение операций ребят.

2. Любая игра, предлагаемая педагогом, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3.  Воспитатель (учитель)  должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить заинтересованность на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр педагог  должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

Для ребят дошкольного  возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом2.

В игре ребенок заслуживает новые знания, умения, навыки. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

Сегодня, а тем более  – завтра,  математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для формирования мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Работая в школе-интернате  с детьми разновозрастной группы, где находятся дети из неблагополучных  семей, развитием которых никто  не занимался, мы заметили, что они  редко отвечают на вопросы, сомневаются  в своих ответах, внимание и память не развиты. 

Как педагогов нас  это очень насторожило. Тестирование по математике помогло выявить детей, особо нуждающихся в нашей  помощи. Зная, что игра в этом возрасте – основной вид деятельности, мы решили использовать различные дидактические игры, чтобы выправить пробелы знаний у детей.

Перед педагогами дошкольного  отделения были поставлены следующие  задачи: использовать дидактические  игры  при обучении, закреплении  знаний.  Развитие математических  способностей по математике  во всех видах педагогической  деятельности (на занятиях, внеклассных мероприятиях и индивидуально), благодаря которым  у детей развивается память, внимание, мышление, воображение, происходит в целом развитие ребенка.

Все назидательные игры по математике  разделили на несколько групп:

1.    Игры с цифрами и числами  
2.    Игры путешествие во времени  
3.    Игры на ориентировки в пространстве  
4.    Игры с геометрическими фигурами  
5.    Игры на логическое мышление

Игра «Считай, не ошибись» направляет усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются стократно, чтобы дать возможность как можно большему численности детей принять в ней участие.

Информация о работе Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка