Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Анализ влияния дидактических игр в детском саду и школе на обучение математике и развитие математических способностей.
2. Рассмотреть сущность дидактической игры, как процесса формирования математических представлений у младших школьников.
3. Изучить специфику развития математических способностей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава I. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей……………………..…5
1.2 Специфика развития математических способностей ……………………..17
1.3. Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность…….........................................................19
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня математического развития дошкольников
2.1. Диагностика выявления уровня математического развития дошкольников…………………………………………………………………..22
2.2. Занятия математического развития дошкольников при помощи дидактических игр…………………………………..………………………….27
2.3. Анализ и обобщение результатов………………………………………..30
Заключение ………………………………………………………..…………..35
Список литературы …………………………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Курс теория Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка.doc.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и "починить" (наложить) её  на дырку.

 

Методы  исследования пространственных представлений.

   Задание 9 «Исправь ошибки»

Цель: Исследования пространственных представлений

Игровой материал: 4 больших квадрата  белого,  жёлтого,  серого  и черного цветов- модели частей суток. Сюжетные картинки,  изображающие  деятельность детей в течении суток. Они положены сверху квадратов без учёта соответствия сюжета модели.  Исправить ошибки,  допущенные  Незнайкой,  объяснить свои действия.

 

Задание 10 «Узор»

Цель: Исследования пространственных представлений

Ход задания: Определить направления движения от себя  (направо,  налево,  вперёд,  назад, вверх, вниз).

Игровой материал: карточка с узором, составленным из геометрических форм.

 

Задание 11   «Найди различия»

Цель: Исследования пространственных представлений

Игровой  материал:  набор   иллюстраций   с   противоположным   изображением предметов.

Анализ  результатов: В качестве критериев оценки уровня математического развития  использовалась десятибалльная система.

8-10  баллов  -  ребёнок   оперирует   свойствами   объектов,   обнаруживает зависимости  и  изменения  в  группах  объектов  в   процессе   группировки, сравнения;  сосчитывает  предметы  в   пределе   10.   Устанавливает   связи увеличения(уменьшения)  количества,  чисел,  размеров  предметов  по  длине, толщине,  высоте,  и   т.д.   Проявляет   творческую   самостоятельность   в практической,  игровой деятельности,  применяет   известные   ему   способы действия в иной обстановке.

4-7 баллов - ребёнок  различает, называет, обобщает  предметы  по  выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке,  воссозданию  фигур.  Обобщает группы предметов по количеству (числу),  размеру.  Считает  в  пределе  4-7. Самостоятельно осуществляет действия, веющие к изменению количества,  числа, величины. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

1-3 балла - ребёнок  различает предметы по отдельным  свойствам, называет  их, группирует  в совместной  со  взрослым  деятельности.  Пользуется  числами   в пределах 3-5, допускает ошибки. Выполняет игровые  практические  действия  в определенной последовательности; связи между действиями  (что  сначала,  что потом) не устанавливает.

 

2.2. Занятия математического развития дошкольников при помощи дидактических игр

Критерии констатирующего эксперимента

1. Обобщение  геометрических фигур, предметов по  форме,  размеру,  цвету  и т.д. Выделение одновременно трёх свойств геометрических фигур (форма, цвет, размер)12.

2. Ориентировка  в групповой комнате по плану,  умение двигаться  в  заданном  направлении,  определение  расположения  предмета  по  отношению  к   себе.

Ориентировка  на плоскости стола и листе  бумаги.

3. Классификация  предметов по одному, двум признакам.  Число как  показатель количества,   итог   счёта;   порядок   следования   и   место   в    общей последовательности  чисел.

4. Активное участие в воссоздании силуэтов, построек,  изображений  в  играх моделирующего характера как по образцу, так и по собственному замыслу.

   Формирующий  эксперимент предполагал разработку  системы  математического развития  детей  4-5  лет  в  контексте   разных  видов   деятельности.   При проведении формирующего эксперимента решались следующие задачи:

- создать развивающую  среду;  определить  наиболее  оптимальный  подход  для детей  4-5 лет;

- составить  систему игр;

- экспериментально  апробировать воздействие  разработанной  системы  игр  на формирование математических представлений.

   Для решения  поставленных целей  и  задач   мы  решили  провести  игры  по развитию  математических  представлений  у  детей  4-5  лет.  Для  этого  мы разделили  все  игры  по  принципу  от  простого  к  сложному.   Формирующий эксперимент проходил в три этапа с экспериментальной группой.

   Эксперимент  проводился в естественных условиях.

    После  формирующего эксперимента с  экспериментальной  группой   детей  был проведён контрольный   эксперимент по этой же методике, целью которого  было выявление   успешности    обучения    математическим    представлениям    по разработанной системе.

2.3.  Анализ и обобщение результатов

В результате педагогического  эксперимента было выявлено, что  изначально показатели умственного развития детей экспериментальной и контрольной  групп имели примерно равный потенциал, равные возможности.

 

  Разработанная   система  дидактических  игр   и  апробация  этой   системы  предусматривала  отбор  дидактических  игр  в  соответствии  со   следующими критериями:

- соответствие  игрового материала задачам исследования;

- включенность  тех психических  процессов,  которые  несут  преимущественную  нагрузку в процессе обучения;

-доступность  и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Игры использовались во всех формах работы по  формированию  элементарных математических  представлений  у  детей   дошкольного   возраста;   утренней гимнастике; физкультурных  занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе  и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.

 Игровая   форма  обучения  повышала  настроение   детей»   способствовала  проведению  игр  в  эмоциональном   ритме,   а   самое   главное   -развитию элементарных математических  способностей.

   Важным условием самостоятельной игровой деятельности  являлось  создание предметной среды, имеющей развивающий характер,  т.е.  создание  предметного оснащения для самостоятельных игр.

   Необходимо  отметить, что с контрольной   группой  проводилась  работа  по формированию элементарных математических  представлений,  в  основе  которой лежала  "Программа  воспитания  и  обучения  в  детском   саду"   под   ред. Васильевой, а  в  экспериментальной  -  работа  шла  по  разработанной  мною системе дидактических игр.

   После  проведения  формирующего  эксперимента  был  проведён  контрольный  эксперимент.

   Таким  образом, проделанная работа по  формированию у детей математических  представлений дала свои положительные   результаты.  Полученные  данные  дают возможность предположить,  что  у  детей  в  исследуемых  группах  произошёл прирост в средних показателях математического развития. В  экспериментальной группе произошёл прирост по разделам:

количество  и счёт -28,2 %

 величина-27,2 %

геометрические  фигуры - 26,9 % ориентировка в пространстве- 30,3 %

В контрольной  группе соответственно: количество и  счет- 4 %

 величина-12 %

геометрические  фигуры -9 %

ориентировка  в пространстве- 10%       (Приложение 2 )

Улучшение   показателей   в   экспериментальной   группе    обусловлено использованием предложенной  мною  системы  дидактических  игр.  Стабильная, систематическая работа  в  данном  направлении  позволила  повысить  уровень математических  знаний  у  детей  экспериментальной  группы,   у   них   был сформирован соответствующий уровень умений и навыков.

 

Выводы  к главе 2

1.  Исследование  показало,  что  разработанная   нами  система   работы   по  математическому развитию детей  с учетом  современных  требований  "Концепции дошкольного образования"  способствовала  повышению  уровня  математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.

2.   Элементарные   знания   по   математике,   определённые    современными  требованиями, в основном усваиваются   детьми,  но  необходимо  углубление  и дифференциация индивидуальной работы  с  каждым  ребёнком,  что  может  быть предметом нашего дальнейшего исследования.

3. Обновление  и  качественное  улучшение   системы  математического   развития дошкольников позволяет  педагогам искать наиболее  интересные  формы  работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

  3. Дидактические  игры дают большой заряд   положительных  эмоций,  помогают  детям закрепить и расширить  знания по математике.

Практически рекомендации:

1. Познание свойств  детьми 4-5 лет происходит наиболее  успешно  в  активных действиях   по   сравнению,   группировке,   видоизменению   и   воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной  формы,  величины.  Уместны игры  типа  "Цвет  и  форма",  "Форма  и  размер"  и   другие,   в   которые непосредственно включены разнообразные обследовательские действия.

2.  Использование   логических   блоков   Дьенеша   или   набора   логических  геометрических фигур даёт возможность  приобщить детей к  выполнению  простых игровых действий на классификацию по совместным  свойствам,  причём  как по наличию, так и по отсутствию свойства.

3. Игры и   упражнения  с  цветными  счетными  палочками  Кюизенера  наиболее  успешно способствуют познанию  величинных и числовых отношений.

4. Практическая  деятельность взрослых совместно   с  детьми  по  изготовлению  печенья, салата, уборке помещения,  посадке и уходу за растениями,  уходу  за животными, сопровождаемая  познавательными разговорами   успешно  способствует освоению  элементарных математических отношений.

5. Игры на  освоение счёта  очень  разнообразны:  подвижные,  конструктивные, настольно-печатные  и  другие.  Для  освоения  сравнения,  обобщения   групп  предметов по числу следует   специально,  с  учётом  уровня  развития  детей, подбирать игры и варьировать их.

6.  Для   закрепления  представлений   детей  о  сохранении  количества,   его независимости от формы  расположения,  хорошо  использовать  игру  "Точечки".

Дети любят  общаться,  их  радует  одобрение  старших,  это  поощряет их  к освоению новых действий.

7. Для эффективного  повышения  уровня  математических  знаний  предлагается методика  использования различных видов  детской деятельности  преимущественно  игрового характера.

8.  Целенаправленное  развитие  элементарных  математических   представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода

 

 

Заключение

Актуальность  исследования обусловлена тем, что  дети дошкольного возраста проявляют  спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Детские сады и  подготовительные классы учитывают  этот интерес и пытаются расширить  знания детей в этой области (25,26,39).  Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям.

1. Исследование  показало, что разработанная нами  система работы по математическому  развитию детей с учетом современных  требований "Концепции дошкольного  образования" способствовала  повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.

2. Элементарные  знания по математике, определённые  современными требованиями, в основном  усваиваются детьми, но необходимо  углубление и дифференциация  индивидуальной работы с каждым  ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.

3. Обновление  и качественное улучшение системы  математического развития дошкольников  позволяет педагогам искать наиболее  интересные формы работы, что  способствует развитию элементарных  математических представлений.

  1. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

 

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 2006.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: изд-во Моск. ун-та, 2010.
  3. Богославский В. В. Общая психология. - М.: Просвещение, 2010.
  4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2010.
  5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М.: Просв., 2010.
  6. Венгер Л. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. - М.: Просв, 2007.
  7. Возрастная и педагогическая психология. / Хрест. - М.: "Академия", 2010.
  8. Волкова Н. П. Педагогика. - Киев, издат. центр Академия 2010.
  9. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просв., 2010.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М., 2004. - Т.4 - 6.
  11. Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание. – 2004.
  12. Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. - М., 2008.
  13. Киричук О. В, Романец В. А. Основы психологии. - Киев, изд. Лебедь, 2007.
  14. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 2009.
  15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.: "Сфера", 2010.
  16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2010.
  17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 2007.
  18. Логинова В. И. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 2008.
  19. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. - М.: Просвещение, 2010
  20. Немов Р.С. Психология. - М.: "Владос", 2010. - Т.1 - 3.
  21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педаг. Общество России, 2010.
  22. Общая психология./Под ред. Проф. Петровского А.В. - М.: Просв., 2007.
  23. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: "Академия", 2005.
  24. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. - К., 2005.
  25. Рогов Е. И.  Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: ВЛАДОС, 2005.
  26. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольником. - М.: "Академия", 2010.
  27. Уронтаева Г. Дошкольноле воспитание. Дидактическая игра как средство разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников. - М.: Просвещение, 2010.
  28. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: "Владос", 2010.
  29. Эльконин Д. Б. Психологие игры. - М.: Просвещение, 2007.
  30. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Т.Ц. Сфера 2010.

Информация о работе Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка