Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:45, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Анализ влияния дидактических игр в детском саду и школе на обучение математике и развитие математических способностей.
2. Рассмотреть сущность дидактической игры, как процесса формирования математических представлений у младших школьников.
3. Изучить специфику развития математических способностей
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава I. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей……………………..…5
1.2 Специфика развития математических способностей ……………………..17
1.3. Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность…….........................................................19
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня математического развития дошкольников
2.1. Диагностика выявления уровня математического развития дошкольников…………………………………………………………………..22
2.2. Занятия математического развития дошкольников при помощи дидактических игр…………………………………..………………………….27
2.3. Анализ и обобщение результатов………………………………………..30
Заключение ………………………………………………………..…………..35
Список литературы …………………………………………………………..38
Найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и "починить" (наложить) её на дырку.
Методы исследования пространственных представлений.
Задание 9 «Исправь ошибки»
Цель: Исследования пространственных представлений
Игровой материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого и черного цветов- модели частей суток. Сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течении суток. Они положены сверху квадратов без учёта соответствия сюжета модели. Исправить ошибки, допущенные Незнайкой, объяснить свои действия.
Задание 10 «Узор»
Цель: Исследования пространственных представлений
Ход задания: Определить направления движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
Игровой материал: карточка с узором, составленным из геометрических форм.
Задание 11 «Найди различия»
Цель: Исследования пространственных представлений
Игровой материал: набор иллюстраций с противоположным изображением предметов.
Анализ результатов: В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система.
8-10 баллов - ребёнок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10. Устанавливает связи увеличения(уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке.
4-7 баллов - ребёнок
различает, называет, обобщает предметы
по выделенным свойствам. Выполняе
1-3 балла - ребёнок
различает предметы по
2.2. Занятия математического развития дошкольников при помощи дидактических игр
Критерии констатирующего эксперимента
1. Обобщение
геометрических фигур,
2. Ориентировка в групповой комнате по плану, умение двигаться в заданном направлении, определение расположения предмета по отношению к себе.
Ориентировка на плоскости стола и листе бумаги.
3. Классификация
предметов по одному, двум признакам.
Число как показатель
4. Активное участие в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера как по образцу, так и по собственному замыслу.
Формирующий
эксперимент предполагал
- создать развивающую среду; определить наиболее оптимальный подход для детей 4-5 лет;
- составить систему игр;
- экспериментально
апробировать воздействие разр
Для решения поставленных целей и задач мы решили провести игры по развитию математических представлений у детей 4-5 лет. Для этого мы разделили все игры по принципу от простого к сложному. Формирующий эксперимент проходил в три этапа с экспериментальной группой.
Эксперимент
проводился в естественных
После
формирующего эксперимента с
экспериментальной группой
детей был проведён контрольны
2.3. Анализ и обобщение результатов
В результате педагогического эксперимента было выявлено, что изначально показатели умственного развития детей экспериментальной и контрольной групп имели примерно равный потенциал, равные возможности.
Разработанная
система дидактических игр
и апробация этой системы
предусматривала отбор
- соответствие
игрового материала задачам
- включенность
тех психических процессов,
которые несут
-доступность
и эмоциональная привлекательно
Игры использовались во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.
Игровая
форма обучения повышала
настроение детей» способствовала
проведению игр в эмоциональном
ритме, а самое главное
-развитию элементарных
Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.
Необходимо отметить, что с контрольной группой проводилась работа по формированию элементарных математических представлений, в основе которой лежала "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой, а в экспериментальной - работа шла по разработанной мною системе дидактических игр.
После проведения формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент.
Таким
образом, проделанная работа
количество и счёт -28,2 %
величина-27,2 %
геометрические фигуры - 26,9 % ориентировка в пространстве- 30,3 %
В контрольной группе соответственно: количество и счет- 4 %
величина-12 %
геометрические фигуры -9 %
ориентировка в пространстве- 10% (Приложение 2 )
Улучшение показателей в экспериментальной группе обусловлено использованием предложенной мною системы дидактических игр. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень математических знаний у детей экспериментальной группы, у них был сформирован соответствующий уровень умений и навыков.
Выводы к главе 2
1. Исследование
показало, что разработанная
нами система работы по
математическому развитию
2. Элементарные
знания по математике,
определённые современными
требованиями, в основном усваиваются
детьми, но необходимо углубление
и дифференциация индивидуально
3. Обновление
и качественное улучшение
системы математического
развития дошкольников
3. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Практически рекомендации:
1. Познание свойств детьми 4-5 лет происходит наиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины. Уместны игры типа "Цвет и форма", "Форма и размер" и другие, в которые непосредственно включены разнообразные обследовательские действия.
2. Использование
логических блоков Дьенеша
или набора логических
геометрических фигур даёт
3. Игры и
упражнения с цветными счетными
палочками Кюизенера
4. Практическая
деятельность взрослых
5. Игры на
освоение счёта очень
6. Для закрепления представлений детей о сохранении количества, его независимости от формы расположения, хорошо использовать игру "Точечки".
Дети любят общаться, их радует одобрение старших, это поощряет их к освоению новых действий.
7. Для эффективного повышения уровня математических знаний предлагается методика использования различных видов детской деятельности преимущественно игрового характера.
8. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода
Заключение
Актуальность исследования обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области (25,26,39). Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям.
1. Исследование
показало, что разработанная нами
система работы по
2. Элементарные
знания по математике, определённые
современными требованиями, в основном
усваиваются детьми, но необходимо
углубление и дифференциация
индивидуальной работы с
3. Обновление
и качественное улучшение
Список литературы
Информация о работе Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка