Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Анализ влияния дидактических игр в детском саду и школе на обучение математике и развитие математических способностей.
2. Рассмотреть сущность дидактической игры, как процесса формирования математических представлений у младших школьников.
3. Изучить специфику развития математических способностей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3
Глава I. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей……………………..…5
1.2 Специфика развития математических способностей ……………………..17
1.3. Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность…….........................................................19
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня математического развития дошкольников
2.1. Диагностика выявления уровня математического развития дошкольников…………………………………………………………………..22
2.2. Занятия математического развития дошкольников при помощи дидактических игр…………………………………..………………………….27
2.3. Анализ и обобщение результатов………………………………………..30
Заключение ………………………………………………………..…………..35
Список литературы …………………………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Курс теория Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка.doc.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 1

Этапы формирующего эксперимента

1  Этап  -  были  предложены  следующие   игры  на  развитие   математических  представлений:

«Переполох» цель -  формирование  умения  различать  контрастные  и  смежные части суток.

«Что изменилось?»  цель- развитие  понимания  схематичного  изображения  позы человека.

«День рождения куклы» цель - умение различать цвета  и формы.

«Запомни  картинки»  цель  -  развитие   внимания   и   памяти,   различение геометрических фигур по характерным признакам.

«Повторяйте  друг  за  другом»  цель  -  развитие   понимания   схематичного изображения позы человека.

«Чем  похожи,  чем  различаются»,  «Будем  считать»  цель  -  учить  ребёнка количественному и порядковому счёту.

«Найди  каких  игрушек  поровну»,  «Подбери  пару»  цель  -  учить   ребёнка  количественному и порядковому  счёту.

«Зверюшки на дорожках»  цель - умение выделять два свойства фигуры  (форма  и размер; размер и цвет).

«Мастерская форм» цель - развитие представлений  о  геометрических  фигурах, выделение их по характерным признакам.

«Нарисуй  картинку  палочками»  цель  -  развитие  мышления,  порядковый   и количественный счёт.

«Учимся сравнивать»  цель- умение сравнивать предметы по длине и ширине.

«Раскрась   предметы   разных   геометрических   форм»   цель   -   развитие представлений о геометрических фигурах.

«Что дальше?»  цель - развитие количественного и  порядкового счёта.  «Игры  с  блоками Дьенеша»  цель  -  развитие  количественного  и  порядкового  счёта, величина, длина,  ширина,  высота,  цвет.  Умение  сравнивать  два  свойства одновременно: форма- размер, размер- цвет, форма- цвет.

«Когда это  бывает?» цель - развитие представлений  о времени и частях суток.

«Цветные дома»  цель - выделение одновременно двух  свойств  фигур:  форма  и цвет.

«Цветное лото»  цель - выделение размера и цвета.

2 Этап - следующие  игры :

«Что изменилось?», «Кто здесь прячется?» цель  -  ориентировка  в  групповой комнате, умение двигаться в заданном направлении.

«Что досталось  тебе?»  цель  -  манипулирование  с  жидкостями  и  сыпучими материалами.

«Внимание - угадай-ка»  цель - манипулирование с жидкостями.

«Определи различия на глаз» цель -  развитие  памяти,  умение  обобщать  все геометрические фигуры.

«Учимся находить видимые различия» цель - ориентировка на плане в  группе  и на участке  по плану.

«На что похоже?»  цель - развитие внимания, обобщение  геометрических форм по размеру.

«Половина к  половинке», «Точечки» цель - количественный и порядковый счёт.

«Волшебная  мозаика» цель - обобщение геометрических фигур по цвету.

Игры с блоками  Дьенеша - с усложнением.

«Гномы  с  мешочками»  цель  -  развитие  умения  выделять  пространственные отношения (вверх- вниз, направо- налево, сбоку- сверху, сзади-спереди).

«Учимся сравнивать»  цель - умение сравнивать предметы  по  длине  ,  ширине, высоте.

«Кто  ушёл  и  где  он  спрятался?»  цель  -  умение  двигаться  в  заданном направлении по устной команде.

«Передай пакет» цель - количественный и порядковый счёт.

«Куда залетела пчела?» цель - умение сравнивать (одинаково, больше, на  один больше, на один меньше).

Лото «Цвет  и  форма»  цель  -  развитие  представлений  о  цвете  и  форме, обогащение мышления.

«Логическое лото»  цель - счёт и геометрические фигуры.

3 Этап - следующие  игры:

«Внимание»  цель - умение ориентироваться по плану  детского сада.

«Что изменилось?»  цель - ориентировка с усложнением.

«Чем похожи, чем различаются?»  цель  -  умение  выделять  одновременно  два свойства фигуры (форма- цвет,  размер-цвет,  форма-размер).  «Продолжи  ряд.

Точечки» цель - количественный и порядковый счёт. «Исправь  ошибку»  цель  - умение сравнивать предметы по толщине, высоте и массе.

Лото «Сосчитай», «Назови соседей» цель - развитие  порядкового  счёта.  «Кто знает, пусть дальше считает!» цель - счёта обратном  направлении.  «Чудесный мешочек» цель - развитие ощущения и восприятия.

«Разрезные  картинки», «Сложи узор» цель - геометрические фигуры  и  развитие мышления.

«Копирование  и зарисовка геометрических фигур» цель - геометрические  фигуры и счёт.

«Когда это  было?» цель - развитие умения различать  контрастные части  суток, определение  их последовательность вчера- сегодня-завтра).

«Быстро –  медленно»  цель  -  геометрические  фигуры,  счёт,  цвет,  форма, размер.

«Кубики для  всех» цель - ориентировка  на  листе  бумаги,  умение  выполнять  определённый орнамент по образцу (схеме).

 

1 Шаграева О.А. Детская психология. - М.: "Владос", 2010.

2 Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. - К., 2005.

3 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педаг. Общество России, 2010.

4 Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 2007

5 Киричук О. В, Романец В. А. Основы психологии. - Киев, изд. Лебедь, 2007.

6 Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просв., 2010.

7 Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М.: Просв., 2010.

8 Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 2006.

9 Шаграева О.А. Детская психология. - М.: "Владос", 2010.

10 Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. - К., 2005.

11 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педаг. Общество России, 2010.

12 Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Воронеж, 2007


 



Информация о работе Использование дидактических игр в математическом развитии ребёнка