Использование дидактических игр на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия использования дидактической игры в активации деятельности учащихся на уроках математики.Задачи исследования
1. Выявить основные свойства дидактической игры и определить ее роль в воспитании личности.
2. Рассмотреть основные виды дидактических игр для уроков математики, их особенности и основные характеристики.
3. Исследовать основные условия эффективности игры, как средства воспитания стремления к изучению математики.
4. Раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения на уроках математики в младших классах.
5. Рассмотреть основные цели применения дидактических игр на уроке математики в младших классах.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2
Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания стремления к изучению математики …………….........................................................……. 5
1.1. Роль игры в воспитании личности в целом………….………………… 5
1.2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников……………………………………….. 10
1.3 Принципы и эффективность дидактической игры…………………….. 15
Глава 2. Использование дидактических игр в учебном процессе………… 25
2.1. Цели применения дидактических игр………………………………….. 25
2.2. Применение дидактических игр на пмере обучения математике в начальной школе. ……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………. 38
Список литературы…………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по методике математики.docx

— 74.91 Кб (Скачать файл)

Для использования любой игры в обучении, характерна общая структура, включающая четыре этапа:

*Ориентация: учитель представляет детям тему, дает характеристику игры, общий обзор ее правил и хода.

*Подготовка к проведению: ознакомление учеников со сценарием, распределение между ними ролей, подготовка их к исполнению, обеспечение условий управления игрой педагогом.

*Проведение игры: учитель внимательно следит за ходом игры, ненавязчиво контролирует последовательность действий, в случае необходимости, оказывает помощь и фиксирует результаты.

*Обсуждение игры: учителем дается характеристика выполнения действий, отмечается их восприятие участниками, совместно анализируются положительные и отрицательные стороны процесса игры, возникшие сложности, обсуждаются возможные пути улучшения игры, в том числе с изменением ее правил.

В последние десятилетия, достаточно настойчиво, в школьную практику начали внедряться компьютеры, а вместе с ними и компьютерные игры, которые если и не вводят детей в мир современных технологий, то хотя бы показывают характер отношений человека с техникой в обществе будущего.

Любая игра, используется ли она на уроке с целью проверки и закрепления знаний или , воспитывает, причем не в одном каком-то направлении, а в нескольких. В последние годы в нашей стране получают распространение терапевтические игры, т.е. игры, организуемые с целью профилактики и излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков общения и т.д. Их эффективность в младшем школьном возрасте очень велика и даже данное направление игры можно с успехом использовать и на уроке математики, добавив в условия игры необходимое направление. Конечно занятия по игротерапии проводит квалифицированный психотерапевт, но методической и техникой игровой терапии может овладеть и учитель. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1994. - С.47.

 

1.3 Принципы и эффективность дидактической игры.

Любое средство, даже самое совершенное, может быть использовано во благо и во вред. И даже самые хорошие намерения не обеспечивают полезности применения: нужны еще определённые знания и умение использовать игру соответствующим образом, чтобы её применение приносило максимальную пользу. Также, использование игры в обучении требует соблюдения некоторых. Исторически сложившихся правил, которые формулированы настолько последовательно и обоснованно, что даже в наше время представляют значительный практический интерес:

Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто подобное, а не как на какое-нибудь дело.

Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению  духа.

Игра не должна грозить  опасностью для жизни, здоровья, приличия.

Игры должны служить преддверием  для вещей серьезных.

Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

Игры должны проходить  под наблюдением воспитателя.

При строгом соблюдении этих условий игра уже становится серьезным профессиональным делом, т.е. делом нацеленным на развитие знаний, умений и отдыхом для ума одновременно.

Изучение современной  педагогической литературы позволяет сформулировать требования, которые учитель обязательно должен учитывать при организации детских игр. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993. С. 325.:

Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание  игры, а именно вовлечение в нее детей.

Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием  поведения в реальных ситуациях  с тем, чтобы основной смысл игровых  действий переносился в реальную жизнедеятельность.

В игре должны руководствоваться  принятыми в обществе нормами  нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

В игре не должно унижаться  достоинство ее участников, в том  числе и проигравших.

Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.

 Игру нужно организовывать  и направлять, при необходимости  сдерживать, но не подавлять, обеспечивать  каждому участнику возможность  проявления инициативы.

По мере взросления, учеников необходимо всё более побуждать к анализу проведенной игры, направлять рассуждения в установлении связи содержания игры с практической жизненной деятельностью и с содержанием учебного курса, периода младших классов. В то же время, игры не должны быть чрезмерно воспитательными и излишне дидактическими: то есть их содержание не должно быть навязчиво нравоучительным и не должно содержать слишком много информации. Также не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, нельзя выбирать в качестве стимулирующих выигрышей деньги и вещи, игра не должна содержать опасные (даже в перспективе) для здоровья и жизни нюансы и акценты, игры-сорняки также следует исключить.

Игра в жизни человека имеет колоссальное значение. С возрастом, казалось бы, на смену играм приходят более серьезные занятия и труд. Однако и здесь игра не исчезает полностью, как говорят: « делу - время, потехе – час», и этот час нередко значит очень много. И поэтому, особенно велика роль игры в жизни детей и чем младше ребенок, тем большую значимость в его жизни имеют игры.

Важнейшая задача современной  школы, во-первых, сочетать формирование индивидуальности и личности ребенка; во-вторых, непосредственно способствовать сохранению культурного наследия нации, ее возрождения и дальнейшего  развития; в-третьих, формировать сегодняшние  критерии культуры общения у учащихся средствами народной педагогики. Шпунтов  А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993. С. 267

На основе исторического  анализа было установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры имеет давнюю традицию. В России игра всегда была важной частью социально-культурной практики, народной педагогики, ведущей моделью досуга не только детей, но и взрослых и т.д.

К.Д.Ушинский является родоначальником теории игры в российской науке. Он противопоставляет проповедованию стихийности игровой деятельности, идею использования игры, как часть в целостной системе воспитания, в деле подготовки ребенка к трудовой деятельности через игру.

В отечественной педагогике и психологии разрабатывали теорию игры Д.Б.Эльконин, М.М.Бахтин, А.С.Макаренко, П.ПБлонский, А.Н.Леонтьев, Н.К. Крупская, Л.С.Выготский.

Труд и игра родственны по происхождению, по сверхзадаче, они имеют способность усиливать друг друга, обладают взаимопроникновением . В российской научной литературе ведется спор о происхождении игры и на данный период времени, он, в основном, разрешен в пользу появления игры из трудовых процессов.

В.М. Григорьев , как исследователь народной культуры, отмечает, что игра -это занятие, во-первых, не по обязанности, а добровольное, приносящее радость; во-вторых, эта радость непосредственна и свободна от расчета на вознаграждение; в-третьих, игра не похожа на учение, труд и другие серьезные стороны жизни, но тем не менее, способна во многом воспроизводить, моделировать абсолютно любые из этих направлений; в-четвертых, в игре создается на время особый, условный (воображаемый) мир, со своими законами.

С.А.Шмаков также вывел ряд положений, отражающих сущность феномена игры. Игра - это самостоятельный вид развивающей деятельности; самая свободная и естественная форма проявления деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения; путь поиска ребенком в коллективах сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной; свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание , разум и творчество; главная сфера общения детей. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. Москва “Просвещение” 1984. С. 78

Подходы к пониманию игры очень многогранны. Стоит обратить внимание и на такое понятие, как народная игра - это игра популярная и широко распространенная в определённый исторический момент развития общества и отражающая его особенности, претерпевающая изменения под различными социально-политическим, экономическим, национальным и другими влияниями. В исследованиях выявлены и подробно охарактеризованы наиболее важные признаки народных игр: коллективность, спонтанность, добровольный характер, непредсказуемость и наличие правил.

Также рассмотрены функции народных игр: развлекательная, зрелищно-эстетическая, компенсанаторная и ритуальная, но явно преобладающими в них являются педагогические функции т.е. познавательная, развивающая, диагностирующая, корректирующая и др.

В жизни существует огромное количество самых разнообразных игр. И сложность их классификации заключается в том, что они, испытывают серьезное влияние идеологии разных социальных групп в историческом процессе. В то же время, классифицировать игры – означает - соединить определённые порядки игр, связанные их назначением и составленные на основе учета основных и общих признаков и связей между ними. Тем не менее, педагогическая классификация игр должна быть ориентиром в их многообразии и источником информации о них. В данном исследовании  использована классификация В.М.Григорьева. Исследователь дает свою классификацию, не отрицая других подходов и беря за основу функции игр в воспитании и развитии человека: художественные, подвижные, предметно-трудовые, познавательные, самоопределения, массовой организации, социально-нравственной направленности.

Коннова В. А. в своей книге “Задания творческого характера на уроках математики”.// Начальная школа 1995 №12 стр. 55. Говорит. что в становлении и развитии человека важную роль играют конкретные социальные факторы, ситуации и примеры. Персонификация процесса воспитания предполагает наличие конкретных примеров, фактов, ситуаций. Так оно и есть в народной педагогике, и с этой конкретностью мы встречаемся на каждом шагу. В связи с этим все большее значение приобретает правильная постановка проблемы формирования культуры межличностного общения у подрастающего поколения в контексте новых социальных явлений.

Воспитание - одна из основных и важнейших функций человеческого общества. В ходе процесса которого передается для усваения опыт предыдущих поколений, внедряются в сознание и поведение подрастающего моральные нормы, принятые в определённом обществе. Под воспитательным, понимается процесс, в котором, в соответствии с целями и задачами общественной формации, совершается организованное влияние, конечным результатом которго предусматривается формирование личности, необходимой для развития данного обшества.

Школьные годы, в значительной степени могут оказать влияние в определении жизненных ценностей в сознании молодого поколения. Особенно учащиеся в младших классах отличаются любознательностью и доверчивостью, способны не только быстро усваивать новые знания, но и интенсивно развивать уже имеющиеся знания и личностные качества.

Учитывая, что игра - явление, также ставящее личность в ситуацию субъекта деятельности, приобретает особое значение. С.А.Шмаков говорит об "игровом дефиците", который отмечается даже у подростков. Тем не менее, многие авторы утверждают, что наиболее "игровым" является младший школьный возраст.

В качестве исходных для  нашего исследования позиций, возьмём следующие психолого-педагогические утверждения об особенностях младшего школьного возраста: формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим, заметно возрастает интерес к собственной личности, желание разобраться в своих качествах, формируется определённая самооценка; появляются и становятся ощутимыми новые условия развития личности (собственные требования к себе, к своей культуре общения); в этот период в центре внимания оказываются вопросы, тесно связанные с нормами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные взгляды и здесь, важным фактором развития является коллектив сверстников, расположение к ребёнку однокласников, их оценка его поступков.

Дети младшего школьного возраста любят, в основном, подвижные, творческие и сюжетные игры. В играх, как и в жизни их привлекают общепринятые  положительные нравственно-психологические качества: смелость, решимость, выдержка... Игра, как отвлекаюший  и направляющий элемент, помогает детям справиться с различными переживаниями, беспокойством, некоторыми страхами, неуверенностью в себе, что в значительной степени сказывается на обучении. Главное, игра дает возможность каждому проявить свои знания и умения, добиваться лучших результатов во всех отношениях и в частности, в обучении математике.

Следует помнить, что само воспитание это не только непосредственно "воспитывание" (целенаправленное, квалифицированное воздействие на детей), но и творческая активность индивидуальной личности непосредственно самого воспитанника. Т.е. речь идет о двустороннем взаимоотношении ребенка и учителя. И очень важно найти в этом взаимоотношении некую "золотую середину", при чём, принцип двусторонности процесса воспитания достаточно легко применим и в процессе игры.

 Превращение игры в  средство целенаправленного воспитания стало одним из первых педагогических достижений. Игра - это достаточно сильная и своеобразная школа социализации ребенка. Интересно то, что с одной стороны, в игре проявляются качества и знания,  сформированные  у детей, в основном, вне игры. И в то же время, с другой стороны, увлекательное содержание игр, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей, погружая в ненавязчивое и даже интересное обучение. Такое единство игровых и реальных отношений помогает развитию заинтересованности детей в обучении.

Анализ методической литературы, психолого-педагогической и многолетний собственный опыт работы с детьми в детском творческом коллективе позволили выделить основные педагогические условия формирования у младших школьников необходимых умений средствами народной игры:

Информация о работе Использование дидактических игр на уроках математики