Использование дидактических игр на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия использования дидактической игры в активации деятельности учащихся на уроках математики.Задачи исследования
1. Выявить основные свойства дидактической игры и определить ее роль в воспитании личности.
2. Рассмотреть основные виды дидактических игр для уроков математики, их особенности и основные характеристики.
3. Исследовать основные условия эффективности игры, как средства воспитания стремления к изучению математики.
4. Раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения на уроках математики в младших классах.
5. Рассмотреть основные цели применения дидактических игр на уроке математики в младших классах.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2
Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания стремления к изучению математики …………….........................................................……. 5
1.1. Роль игры в воспитании личности в целом………….………………… 5
1.2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников……………………………………….. 10
1.3 Принципы и эффективность дидактической игры…………………….. 15
Глава 2. Использование дидактических игр в учебном процессе………… 25
2.1. Цели применения дидактических игр………………………………….. 25
2.2. Применение дидактических игр на пмере обучения математике в начальной школе. ……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………. 38
Список литературы…………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по методике математики.docx

— 74.91 Кб (Скачать файл)

Задача считается решенной различными способами, если ее решения  отличаются связями между данными  и искомыми, положенными в основу решения или последовательностью  этих связей. Бантова М.А. Решение текстовых арифметических задач.// “Начальная школа” №10-11 1989г. МОСКВА. "Просвещение".

В методике математики выделяют следующие способы решения: арифметический, алгебраический, табличный, графический.

Рассмотрим задачу: “6 яблок разложили по 2 в несколько тарелок. Во сколько тарелок разложили яблоки?”

1. Арифметический способ

Ученики рассуждают: “Всего 6 яблок. В каждую тарелку положили по 2 яблока. Нужно узнать сколько раз по 2 содержится в 6. Для этого надо 6 : 2 = 3 ( тар.)”

2. Алгебраический способ

“Обозначим за X число  тарелок. В каждой тарелке было по 2 яблока.

Тогда (2 X) – все  яблоки. В задаче сказано, что всего 6 яблок. Записываем и решаем уравнение:

2Х=6

Х=6:2

Х=3 (тар.)”

3. Графический способ.

2 2 2

6

При решении задач разными  способами необходимо сравнение данных способов. Этот прием позволяет определить: какой способ решения рациональнее, и в чем преимущество одного перед другим. Каждый новый вариант решения позволяет взглянуть на разбираемую задачу по иному, в большем объёме понять связи и отношения между данным и искомым.

Надо отметить,что применение различных способов решения задач в учебном процессе способствует развитию математического мышления, при этом, если продуманно расставить игровые акценты, педагог способен добиться повышенного интереса к математике.

Более подробно остановимся  на графическом способе решения  задач, как на наиболее, на наш взгляд, игровом . Чертеж, исполняя роль наглядного материала, хорошо помогает ребенку осознать содержание задачи и зависимость между данными величинами. Рисование графической схемы стимулирует ученика более внимательно читать текст задачи, дает возможность искать способы решения, позволяет перенести часть умственных действий в действия практические и имея определённое сходство с рисованием, становится более интересным ребёнку.

В каждом виде изучения вычислений можно использовать игровые формы. Например, такие игры: ромашка; магические квадраты; занимательные рамки; составим поезд; лестница; угадай число; почтовый ящик; магазин; угадай слово; радисты и др. ( Учебник часть 1, с. 4-7).

Интересно то, что предлагаемые уроки-путешествия, уроки-экскурсии и уроки- игры в основном будут способствовать изучению, закреплению и расширению знаний, полученных на уроках, которые проходят в классе с параллельным использованием заданий учебника. Исключение здесь составляет материал, который связан с объектами трехмерного пространства, который, с одной стороны, входит в программу первого класса, но, с другой стороны, в силу своей специфики, не отражен на страницах учебника.

Урок-путешествие по теме "Наши встречи с математикой". Урок желательно провести в окрестностях школы, проложив маршрут так, чтобы  можно было посетить несколько разных магазинов, пройти мимо домов разной высоты, перейти или хотя бы посмотреть на улицы разной ширины. Во время  путешествия дети измеряют отдельные, выбранные учителем, отрезки пути шагами, считают повороты налево и  направо. Желательно, чтобы учитель  при участии детей составил план пройденного пути. (Учебник часть 1, с. 4-7).

Основная цель данного  урока ознакомление детей с понятием натурального числа, и формирование у них абстрактного мышления - предметы могут иметь отличия, но их количество можно выразить через натуральные числа.

Для данного урока ставятся следующие задачи: 1) заинтересовать детей математикой; 2) определить для них понятие натурального числа; 3) привить навыки счета и умение сравнивать чисел между собой.

Урок-игра по теме "Ориентация в пространстве". Урок проводится на свежем воздухе или в помещении, которое позволит назвать большое  количество предметов в любом  названном учителем направлении - слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, перед, за. Класс разбивается на 2 команды, которые попеременно называют предметы, расположенные в заданном направлении. Команда, которая не смогла назвать предмет, отдает фант. В конце игры фанты разыгрываются. В процессе игры желательно несколько раз менять местоположение команд, что позволит рассмотреть положение предметов с разных позиций. (Учебник, часть 1, с. 6-8, 11-14).

Целью урока является ознакомление детей с основными координатами пространства.

Задачи данного урока: 1) развить у учеников навыки коллективной работы; 2) определить понятие направления в пространстве; 3) сформировать у детей практические навыки определения направления в заданном пространстве.

Урок-экскурсия "Геометрия  вокруг нас". Урок можно провести, по потому же маршруту, который был использован на уроке 1, но в данном случае основное внимание детей сосредотачивается на форме окружающих их предметов, среди которых ученики стараются найти похожие на знакомые плоскостные фигуры (круги, многоугольники различной формы и т.д.).

Целью этого урока является ознакомление детей с понятием формы и формирование абстрактного мышления – то есть, предметы в мире отличаются, но их форму можно обозначить определенным набором фигур.

Задачи данного урока: 1) заинтересовать детей геометрией; 2) дать ученикам понятие формы предмета; 3) прививать навыки определения и сравнения.

Урок-путешествие на тему "Зачем людям нужны числа". Урок проводится в окрестностях школы  по маршруту, на котором ученики  могут увидеть различные объекты, в которых использованы числа (номера домов, маршрутов автобусов и  других видов транспорта, шкалы весов, цены товара и т.д.). При проведении урока желательно использовать стихотворение  Л.Маш, Г.Граник "Моя самая первая книжка по математике" М., Издательский дом "Дрофа", 1995. (Учебник часть 1, с 20-21 )

Негаданно-нежданно

Нагрянула беда:

Все числа потерялись,

Исчезли без следа.

Как дом или квартиру

Без номера найти?

И к другу в день рожденья

Вовремя прийти?

Ведь стрелка не покажет 

Нам время на часах,

И сколько весят фрукты,

Не видно на весах.

Отныне заблудиться.

Не стоит и труда:

Автобус без маршрута

Уходит в никуда.

Целью урока является ознакомление учеников с понятием натурального числа, и формирование у них абстрактного мышления - предметы в мире отличаются, но их количество можно выразить через числа.

Задачи данного урока: 1) заинтересовать детей математикой; 2) дать им понятие натурального числа; 3)прививать навыки счета и сравнения чисел.

Урок-экскурсия на тему "Линии  вокруг нас". Урок желательно провести там же, где проходил урок 3, но сосредоточив внимание на поиске линий, как части  рассматривавшихся на нем объемных и плоскостных объектов. (Учебник  часть 1,с. 19,23,27,29,36,41,43) Шульга Р.П. Решение  текстовых задач разными способами - средство повышения интереса к  математике. //“Начальная школа” №12 1990г. МОСКВА.

Целью урока является ознакомление детей с понятием линии, и формирование у них абстрактного мышления - предметы в мире различны, но контуры их видимой формы можно свести к определенному набору линий.

Задачи данного урока: 1) заинтересовать детей геометрией; 2) дать ученикам понятие линии; 3) привить навыки определения линий и их направлений.

Урок-игра "Движемся по плану" (завершение работы над ориентацией  в пространстве с использованием одного направления). На пришкольном  участке или в любом выбранном  для проведения урока помещения  заранее устраиваются "тайники" с сюрпризами по числу команд, на которые учитель разделит учеников. Для каждой команды заготавливается  план движения к одному из тайников с указанием поворотов и длины  проходок по прямой между ними в шагах или с использованием любой другой мерки, которая вручается команде (это может быть палочка, кусок шнура и т.д.). Желательно, чтобы на каждом отрезке пути число мерок не превышало 9. Игра завершается, когда все команды найдут свой тайник. Те, кто справился с заданием раньше, могут по просьбе отставших оказывать им помощь. (Команды должны быть примерно равными по возможностям). (Учебник, часть 1, с. 29, 47, 60, 63).

Целью данного урока является закрепление понятия направления, и формирование абстрактного мышления - все многообразие перемещений можно  свести к определенному набору направлений.

Задачи урока: 1) заинтересовать детей геометрией; 2) закрепить представление  об основных направлениях в пространстве; 3) дать навыки определения направлений  и движения по плану в пространстве

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования согласно поставленным задачам  было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание следует  уделять дидактической игре на уроке. Дидактическая игра содействует  лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет  включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов  учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.

Также в ходе исследования была рассмотрена методика изучения арифметических действий, разграничены понятия вычислительного приема и вычислительного навыка. В ходе исследования была рассмотрена классификация  вычислительных приемов

В результате были изучены  этапы формирования вычислительных навыков в начальной школе  и альтернативные подходы в изучении этих приемов, а так же сложности  связанные с использованием этих альтернативных подходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. Москва “Просвещение” 1984.

Бантова М.А. Решение текстовых арифметических задач.// “Начальная школа” №10-11 1989г. МОСКВА. "Просвещение".

Гребенникова Н.А. Ознакомление первоклассников с задачей. // “Начальная школа” №10 1990г. МОСКВА. "Просвещение".

Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996.

Коваленко В.Г. Дидактические  игры на уроках математики. М., 1990

Коннова В. А. “Задания творческого характера на уроках математики”.// Начальная школа 1995 №12 стр. 55.

Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М. 1973г.

Кудрявцев В.Т. Развитое детство  и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. - Ч.1. - Дубна, 1997. - с.85.

Кутьина Е. В. Влияние решения задач разными способами на развитие логического мышления учащихся начальной школы.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1994. - С.47.

Макаренко А.С. Соч.М. 1957г.

Моро М. И. “Математика  в 1 - 3 классах” Издательство Москва “Просвещение” 1971.

Маш. Л. Граник Г. "Моя самая первая книжка по математике" М., Издательский дом "Дрофа", 1995. (Учебник часть 1, с 20-21)

Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М. 2001 - с.199

Психолого-педагогические особенности  проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990

Селиванов В.А. Основы общей  педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П.Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр “Академия',2002.

Ситаров В.А. Дидактика М. 2002

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002.

Чилинрова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993

Шарапова М. Ю. “Работаем  по-новому”// Начальная школа 1995 №7 стр. 29.

Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993.  Стр15

Шульга Р.П. Решение текстовых  задач разными способами - средство повышения интереса к математике. //“Начальная школа” №12 1990г. МОСКВА. "Просвещение".

 


Информация о работе Использование дидактических игр на уроках математики