Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 00:12, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение возможностей использования дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по данной проблеме.
Определить показатели сформированности интереса к изучению русского языка у детей младшего школьного возраста.
Сформировать картотеку дидактических игр, направленных на формирования интереса к изучению русского языка у детей младшего школьного возраста.
Введение………...…..……………...…………………………………….…3
Глава I. Теоретические основы использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах.......................................................4
1.1. Роль уроков русского языка в обучении и воспитании младших школьников………………………………………..…………………………….4
1.2. Значение дидактических игр при формировании интереса к русскому языку учащихся на первой ступени общего среднего образования……………………………………………………………..…………7
Глава II. Эмпирическое исследование результатов использования дидактических на уроках русского языка в начальных классах……………..13
2.1. Изучение интереса к изучению русского языка у учащихся младших классов………………..………………………………………………13
2.2. Анализ практического использования дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе
Заключение…………...……………………………...………………..…..23
Список использованных источников……………………………………24
Приложение ………………………………………………………………26
Рис. 2.1.-изучение учебных предпочтений учащихся
Таким образом, наибольшее количество учащихся предпочитают такие уроки, как изобразительное искусство – 25% (8 чел.), трудовое обучение – 21% (7 чел.), физическая культура и здоровье - 19% (6 чел.), музыка – 11 %.(4 чел.) по мнению детей, на этих уроках больше присутствует творческой и активной деятельности. Не интересными по мнению учащихся, являются такие учебные дисциплины как: математика – 3% (1 чел.), русский язык – 3 % (1 чел.), человек и мир – 6 % (2 чел.), беларуская мова -3 % (1 чел.), литературное чтение – 6 % (2 чел.), лiтаратурнае чытанне – 3 % (1 чел.), так как, по мнению детей, на таких уроках меньше всего присутствует творческая или игровая деятельность. Следовательно у данной выборки учащихся русский язык не является предпочитаемым предметом и не вызывает интереса из-за трудности и кропотливости выполняемых заданий.
Следующим этапом эмпирического исследования было изучение отношения данной выборки учащихся младших классов к учебному процессу в целом, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Для возможности дифференцировки детей по уровню учебной мотивации была использована следующая система бальных оценок:
ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе, и предпочтении им учебных ситуаций оценивался в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл;
ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов.
25 - 30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень учебной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога [13].
20 -24 балла - хорошая школьная мотивация. При ответах на вопросы такие учащиеся проявляли меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
15 - 19 баллов – удовлетворительный (внешняя мотивация) -положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 - 14 баллов - низкий уровень учебной мотивации. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
Ниже 10 баллов – крайне низкий -негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Некоторые дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у таких учащихся отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Результаты представлены на рисунке 2.2.
Рис. 2.2. – изучение учебной мотивации учащихся
Первый этап проведения диагностического исследования показал следующие результаты: у 5 % учащихся высокий уровень мотивации, 15 % учащихся имеют средний уровень мотивации, 50 % – имеют внешнюю мотивацию, 30 % – имеют низкий уровень школьной мотивации. Полученные данные показывают, что уровень мотивации у школьников невысокий, половина ребят в классе имеет лишь внешнюю мотивацию, а 30 % учащихся – низкий уровень мотивации (Рис. 2.2.).
Таким образом, полученные данные показывают, что большинство учащихся-респондентов учатся не с самым большим интересом, который мог быть в данный период обучения, следовательно, и познавательный интерес к русскому языку у учащихся слаб, т.к. данный предмет является одним из основных и присутствует в расписании в количестве трех часов в неделю. Что опосредует реализацию дальнейшей практической работы по использованию дидактических игр на уроках русского языка во 2 классе начальной школы.
2.2. Анализ практического
использования дидактических
Для изучения возможности коррекции результатов полученных в результате диагностического исследования была осуществлена следующая работа:
Результаты наблюдения за деятельностью ребят на уроках русского языка без использования дидактических игр, и уроков с их применением, позволяют сделать вывод о том, что более продуктивным является тот урок, на котором использовались дидактические игры. На таких уроках ребята меньше устают, внимание у них сохраняется до конца урока, учебный материал, реализуемый посредством в игры, усваивался учащимися лучше, а закрепление шло более продуктивно, ребята с удовольствием учувствовали в игре. Во время проведения игр учащиеся работали с удовольствием, от своей деятельности они получали удовольствие, старались выполнить задачу игры как можно лучше. На уроках, в содержание которых входило такое средство обучения, как дидактическая игра, повышалась активность учащихся, повышался их интерес к уроку.
Таким образом, из наблюдения видно, что проблема повышения интереса к русскому языку в школе актуальна, необходимо пользоваться средствами стимулирования деятельности учащихся на уроках, в состав которых входит и дидактическая игра. И использовать их надо систематически. На разных этапах урока.
Таблица 2.1.
Результаты экспертной оценки успеваемости учащихся 2 класса по русскому языку
(по результатам практической работы)
Уровни успевае- мости Колич. Соотношение |
Высокий |
Доста-точ- ный |
Средний |
Удов-летво-рительный |
Низкий | |||||
А. ч. |
% |
А. ч. |
% |
А. ч. |
% |
А. ч. |
% |
А. ч. |
% | |
До начала исследования |
8 |
24% |
9 |
27% |
11 |
33% |
4 |
12% |
1 |
3% |
По результатам работы |
14 |
43% |
16 |
48% |
2 |
6% |
1 |
3% |
0 |
0 |
Анализ полученных эмпирических данных показывает положительную динамику в уровне учебной успеваемости по русскому языку. На данном этапе отсутствуют учащиеся с низким уровнем, процент высокого и достаточного уровня, также обнаружил положительную динамику у данных респондентов.
Рисунок 2.3. - Динамика учебных предпочтений учащихся в процентном соотношении (методика «Выбор учебных предметов»)
В результате данной диагностики были получены следующие результаты: наибольшее количество учащихся по-прежнему предпочитают такие уроки, как изобразительное искусство – 20% (8 чел.), трудовое обучение – 16 % (7 чел.), физическая культура и здоровье - 19% (6 чел.), музыка – 11 %.(4 чел.) по мнению детей, на этих уроках больше присутствует творческой и активной деятельности. Вместе с тем русский язык, по отношению к остальным приоритетным учебным дисциплинам стал более предпочитаемым – математика – 3% (1 чел.), русский язык – 13 % (1 чел.), человек и мир – 6 % (2 чел.), беларуская мова -3 % (1 чел.), литературное чтение – 6 % (2 чел.), лiтаратурнае чытанне – 3 % (1 чел.). Данный факт подчеркивает необходимость использования дидактических игр в образовательном процессе начальной школы.
Рисунок 2.3. - Сравнительный анализ изучения мотивации и интереса к учебной деятельности
Второй этап проведения диагностического исследования показал следующие результаты: количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации увеличилось на 15 % учащихся высокий уровень мотивации, со средним на 12 %, вместе с тем 13 % – имеют внешнюю мотивацию, а 12 % – имеют низкий уровень школьной мотивации, появились с учащиеся с положительным отношением к школе и хорошей школьной мотивацией. Что значительно позитивней результатов первого этапа эмпирического исследования.
Полученные данные указывают на положительную динамику в рамках всех изучаемых аспектов. Что дает возможность утверждать о положительном воздействии использования дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе в рамках всех компонентов образовательного процесса.
Выводы:
Первый этап проведения диагностического исследования показал следующие результаты: у 5 % учащихся высокий уровень мотивации, 15 % учащихся имеют средний уровень мотивации, 50 % – имеют внешнюю мотивацию, 30 % – имеют низкий уровень школьной мотивации. Полученные данные показывают, что уровень мотивации у школьников невысокий, половина ребят в классе имеет лишь внешнюю мотивацию, а 30 % учащихся – низкий уровень мотивации.
Анализируя результаты исследований и фрагменты уроков, на которых проводились дидактические игры, можно сделать вывод о том, что дидактические игры положительно влияют на повышение интереса к русскому языку. Дидактические игры, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся более полно раскрыть свои способности, создают ситуацию успеха для учащихся с низким и удовлетворительным уровнем успеваемости по русскому языку, им раскрыться, способствуют развитию творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности.
Второй этап проведения диагностического исследования показал следующие результаты: количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации увеличилось на 15 % учащихся высокий уровень мотивации, со средним на 12 %, вместе с тем 13 % – имеют внешнюю мотивацию, а 12 % – имеют низкий уровень школьной мотивации.
Следовательно, дидактические игры положительно влияют на развитие учащихся, им предоставляется возможность работать в группе, решать различные учебные задачи, высказывать свое мнение, анализировать ситуацию, искать пути решения. В процессе игры воспитываются и нравственные качества, развиваются его коммуникативные способности.
Таким образом, включение дидактических игр в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к русскому языку, способствует более качественному усвоению знаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя результаты теоретических исследований современных педагогов, психологов по проблеме повышения интереса к русскому языку, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имеет огромное значение в обучении младших школьников во все времена, начиная с древности. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение дидактической игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность младших школьников и является одним из главных мотивов учения.
По результатам практической части данной работы можно сказать, что проблема повышения интереса к русскому языку существует. Дело в том, что данный предмет не является популярным среди современных младших школьников, особого интереса ребята к нему не проявляют, среди любимых предметов практически нет русского языка. Материал по этому предмету сложен для понимания младшими школьниками, а поэтому и не вызывает у них должного интереса.
Благодаря проведенным исследованиям и анализу практической деятельности, с использованием дидактической игры как средства обучения, можно говорить о том, что для повышения интереса к русскому языку необходимо стимулировать деятельность школьников с помощью дидактической игры. Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра позволяет создать рабочую, развивающую атмосферу как личностные качества школьника, например: взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, чувство товарищества, – так и психические процессы, такие как: память, мышление, внимание, речь, воображение и т.д. Большую помощь игра оказывает в сплочении коллектива младших школьников, через работу в группах и взаимную поддержку. На уроке, школьники играют с большим удовольствием и радостью, они не чувствуют усталости, не замечают как проходит время, они увлечены. Если игра проводится в начале урока, дети на протяжении всего оставшегося времени прекрасно работают, слабые ученики проявляют достаточную активность, в середине, конце урока игра позволяет сосредоточить внимание, поддержать интерес к уроку, что позитивно сказывается на учебной успеваемости.
Информация о работе Использование дидатических игр на уроках русского языка в начальной школе