Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

целью нашей работы является определение эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения в начальных классах.
Для этого были определены следующие задачи:
• изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
• проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
• определить основные проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе;
• дать характеристику составляющим здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в начальной школе;
• определить роль здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе;
• составить план проведения эксперимента;
• выделить основные этапы эксперимента;
• провести сравнительный эксперимент;
• провести анализ результатов эксперимента.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблемы использования здоровьесберегающих технологий
при обучении немецкому языку в начальной школе…………………………...6
§1. Использование здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку в начальной школе
§2. Приемы реализации здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе
§3. Возможности реализации здоровьесберегающих технологий на
уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе...
Выводы по главе 1……………………………………………………………….28
Глава 2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе……………………………………………………………………………..30
§1. Планирование эксперимента…………………………………………..........30
§2. Организация эксперимента, описание эксперимента……………………..34
§3. Анализ результатов эксперимента…………………………………….........41
Выводы по главе 2…………………………………………………………….....43
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы……………………………………………………………46
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР-31.doc

— 915.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение Ярославской  области

Ярославский индустриально-педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная РАБОТА

 

 

 

 

 

 

Тема: Использование здоровьесберегающих

технологий  на уроках обобщающего повторения при  обучении немецкому языку учащихся начальных классов.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Проблемы использования  здоровьесберегающих технологий

при обучении немецкому языку в начальной школе…………………………...6

 

§1. Использование здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку в начальной школе …………………………………………...6

 

§2. Приемы реализации здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе…………………………………........12

 

§3. Возможности реализации здоровьесберегающих технологий на

уроках обобщающего  повторения при обучении немецкому  языку в начальной школе...………………………………………………………….........22

 

Выводы по главе 1……………………………………………………………….28

 

Глава 2. Реализация здоровьесберегающих  технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе……………………………………………………………………………..30

 

§1. Планирование эксперимента…………………………………………..........30

 

§2. Организация эксперимента, описание эксперимента……………………..34

 

§3. Анализ результатов эксперимента…………………………………….........41

 

Выводы по главе 2…………………………………………………………….....43

 

Заключение……………………………………………………………………...44

 

Список  литературы……………………………………………………………46

 

Приложения                                                                                                                

                                                                                    

 

 

 

 

 

Введение

 

«Здоровье – это одно из естественных прав человека независимое  от расы, пола, а также экономической  и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт всемирная организация здравоохранения.

Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего  поколения подчёркивается в статье 51 Закона «Об образовании», где говориться, что «образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».

В современном образовании система укрепления и сохранения здоровья детей находится на низком уровне развития. Особенно остро эта проблема проявляется в обучении иностранному языку в начальной школе, это связано со спецификой урока иностранного языка, а также с особенностями поведения младших школьников. Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Таким образом, очень актуальной становится проблема внедрения и использования на уроках обобщающего повторения при обучении иностранному языку здоровьесберегающих технологий.

В разное время разработкой  проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку занимались Н.К. Смирнов, Б.Ф. Базарный, Л.Ф. Тихомирова, В.Н. Зайцев и другие ученые.

Новизна данной работы состоит в том, что нами рассматривается проблема использования здоровьесберегающих технологий не только применительно к изучению немецкого языка в начальной школе, но и применительно к урокам обобщающего повторения. В то же время существует противоречие между большим количеством теоретических разработок по проблеме и внедрением их в практику обучения иностранному языку, что и определило проблему исследования: как рационально использовать здоровьесберегающие технологии на уроках обобщающего повторения  в начальной школе при обучении немецкому языку?

Таким образом, целью нашей работы является определение эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения в начальных классах.

Для этого были определены следующие задачи:

  • изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
  • проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
  • определить основные проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе;
  • дать характеристику составляющим здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в начальной школе;
  • определить роль здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе;
  • составить план проведения эксперимента;
  • выделить основные этапы эксперимента;
  • провести сравнительный эксперимент;
  • провести анализ результатов эксперимента.

Объектом исследования является организация процесса обучения немецкому языку на уроках обобщающего повторения  в начальной школе на основе здоровьесберегающих технологий.

Предметом исследования в данной работе является содержательный компонент  здоровьесберегающих технологий (методы, способы и приёмы реализации) в обучении немецкому языку на уроках обобщающего повторения в начальной школе.

Исходя из актуальности поставленной цели, была выдвинута гипотеза: использование здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку на уроках обобщающего повторения позволит добиться повышения уровня успеваемости учащихся посредством укрепления и сохранения их здоровья.

Исследование базируется на следующих методах:

  • теоретический анализ и синтез литературы  по теме;
  • изучение методических разработок по проблеме и имеющегося педагогического опыта;
  • эксперимент;
  • анализ;

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.

Работа имеет опытно-экспериментальный характер, и результаты эксперимента могут быть использованы учителями немецкого языка в работе и студентами педагогических образовательных учреждений. В этом заключается практическая значимость данного исследования. Теоретическая же значимость работы состоит в том, что в первой части   исследования теоретически рассмотрены здоровьесберегающие технологии, их сущность, составляющие их приемы и средства, а также их реализация на уроках обобщающего повторения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Проблемы использования  здоровьесберегающих технологий при  обучении немецкому языку в начальной  школе

 

§1. Использование здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе

 

Для того чтобы правильно  организовать процесс обучения в  начальной школе, с точки зрения здоровьесбережения, учителю иностранного языка следует учитывать возрастные особенности учащихся при выборе технологий обучения. На различных этапах развития ребенка, эффективными будут являться определённые технологии.

По мнению Жана Пиаже существуют следующие этапы развития ребенка на основе изменений в умственном развитии:[12, с.140]

    • сенсомоторная;
    • дооперационная;
    • стадия конкретных операций;
    • стадия формальных операций. (Приложение 1)

          Для нашего исследования наиболее  важными этапами являются первые три, т.к. по мнению многих ученых, приверженцев раннего развития, таких как Н.Н. Ачкасова, О.А. Осиянова, Н.А. Малкина, С.А. Натальина, О.А. Денисенко и других, развивать ребёнка следует начинать как можно раньше, т.к. сензетивный период к овладению иностранными языками длится до девяти лет. До девяти лет ребёнок довольно легко овладевает иностранным языком, но после того как этот период заканчивается, менее гибкими становятся мозговые механизмы и они уже не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После десятилетнего возраста приходиться преодолевать множество препятствий.

Именно поэтому введение немецкого языка в начальную школу призвано использовать наиболее благоприятный сензетивный период к его овладению в развитии детей. Это позволяет рассчитывать на большую результативность в усвоении немецкого языка, на большую результативность в развитии воспитании средствами немецкого языка.

Следует отметить, что  эмоциональная или аффективная сторона обучения также важна, как когнитивная. В аффективную сторону обучения входит Я-концепция, навыки общения и межличностного взаимодействия, целеустремлённость и способность идти на риск. Нередко дети, имеющие заниженную самооценку, не могут реализовать своих способностей и даже становятся неуспевающими.

Аффективное развитие должно стать предметом пристального внимания при обучении детей 1-4 классов, т.к. в этом возрасте они обладают чувствительностью к окружающей среде, обострённым восприятием своих достижений и неудач, наличием динамической связи между эмоциональным настроением и школьной успеваемостью.[9]

Учителю иностранного языка  очень важно учитывать и особенности физического развития детей в возрасте от 7 до 10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребёнка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Для того чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно на одном месте из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому во время урока следует давать им такие задания, которые обеспечат их движение по классу (игры, песни с движениями, танцы).

Таким образом, можно  выделить основные потребности учащихся 1-4 классов:

- потребность в движении;

- потребность в общении;

- потребность ощущать  безопасность;

- потребность в похвале  за каждый пусть маленький  успешный шаг;

- потребность в прикосновении,  рисовании, конструировании, мимике;

- потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям;

Таким образом, учителю  необходимо строить процесс обучения, основываясь на этих потребностях и  использовать определенные технологии обучения, не только развивающие, но и  позволяющие сохранить психическое и физическое здоровье учащихся. Выбор технологий обучения главным образом зависит от профессионализма педагога. Учитель иностранного языка, работающий в  начальных классах,  должен обладать следующими профессиональными умениями:[4, с.81]

- умение строить обучение  в соответствии с индивидуальными  особенностями детей, умение предложить  ученикам такие виды заданий,  которые отвечали бы их потребностям, способностям и интересам;

 - умение модифицировать учебные программы;                     

- умение стимулировать когнитивные и творческие способности учащихся;

-  умение консультировать родителей, т.к. именно умение координировать свои действия с родителями детей имеет важнейшее значение для обучения иностранному языку;

- умение проявлять доброжелательность при оценке деятельности младших школьников, что необходимо для развития их уверенности в себе;

- умение создать такие  условия, при которых дети овладевают  приёмами учебной деятельности  и в то же время достигают  определённых результатов;

- умение воздерживаться  от давления на детей и от  вмешательства в процесс творческой  деятельности.

Благодаря перечисленным  выше умениям педагог без особого  труда сможет подобрать подходящие технологии обучения и создать условия  для более лёгкого и качественного усвоения детьми учебного предмета.

Кроме того, учитель иностранного языка, работающий в  начальной школе, должен предоставлять ребёнку свободу  выбора; демонстрировать со своей  стороны энтузиазм; поощрять максимальную вовлеченность учеников в совместную деятельность; одобрять результаты их деятельности; терпимо относиться к возможному беспорядку; уважать потенциальные возможности не очень сильных в интеллектуальном плане детей. Важной задачей педагога является убеждение учеников в том, что он является их единомышленником, а не противником. [5, с.78]

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что учителю  иностранного языка, работающему в  начальных классах,  удастся достичь  поставленных целей только при условии, что в процессе преподавания и  при выборе технологий обучения им будут учтены возрастные особенности учащихся. Важно подчеркнуть, что в такой ситуации, когда педагог забывает об учёте возрастных особенностей младших школьников, происходит нарушение здоровья последних. Для того чтобы избежать подобных ситуаций учитель должен использовать в своей деятельности технологии, позволяющие сохранить и укрепить здоровье учащихся или здоровьесберегающие технологии.        

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку учащихся начальных классов