Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

целью нашей работы является определение эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения в начальных классах.
Для этого были определены следующие задачи:
• изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
• проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
• определить основные проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе;
• дать характеристику составляющим здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в начальной школе;
• определить роль здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе;
• составить план проведения эксперимента;
• выделить основные этапы эксперимента;
• провести сравнительный эксперимент;
• провести анализ результатов эксперимента.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблемы использования здоровьесберегающих технологий
при обучении немецкому языку в начальной школе…………………………...6
§1. Использование здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку в начальной школе
§2. Приемы реализации здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе
§3. Возможности реализации здоровьесберегающих технологий на
уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе...
Выводы по главе 1……………………………………………………………….28
Глава 2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе……………………………………………………………………………..30
§1. Планирование эксперимента…………………………………………..........30
§2. Организация эксперимента, описание эксперимента……………………..34
§3. Анализ результатов эксперимента…………………………………….........41
Выводы по главе 2…………………………………………………………….....43
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы……………………………………………………………46
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР-31.doc

— 915.50 Кб (Скачать файл)

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре, как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Игра на уроках немецкого языка помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Фонетическая  зарядка - это этап урока (обычно начальный), который предназначается для формирования и совершенствования слухопроизносительных навыков учащихся. Фонетическая зарядка помогает переключиться на иностранный язык, обеспечивает настройку слухового и речевого аппарата учащихся. При определении материала фонетической зарядки исходят из основного лексико-грамматического материала урока, фонетические факты которого могут представлять трудности для учащихся. На фонетическую зарядку отводят 5 – 10 мин, виды и формы ее разнообразны: устный рассказ преподавателя, хоровое повторение выученных ранее речевых образцов разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. Фонетическая зарядка может быть проведена в форме игры.

Загадка - это краткое иносказательное, требующее отгадки, ритмичное, часто рифмованное поэтическое произведение о предметах и явлениях, близких человеку, описывающее предмет загадывания обычно при помощи метафор, сравнений. Загадки на уроках иностранного языка вводят детей в мир чужой культуры.  Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, приближаясь к игре. А в игровой ситуации учащиеся начальных классов и осваивают сложные литературоведческие понятия.

Ролевая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. При этом развитие ситуации происходит благодаря коммуникативной деятельности участников игры. Когда учащиеся принимают роль, то они разыгрывают ее в определенной ситуации. Группа учащихся, разыгрывающая роль в классе уподобляется группе детей, играющих в школу, больницу, звездные войны и т.д. И те и другие бессознательно создают, творят свою собственную реальность и делая это, оперируют своими знаниями реального мира, развивая свои способности взаимодействовать с другими людьми. В этой ситуации нет зрителей. В ситуации отсутствует риск коммуникации и поведения реального мира. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в роль скорее укрепит, нежели разрушит уверенность в себе. Также преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.

Инсценирование – это вид игровой деятельности. Особый интерес у малышей вызывает игра " театр". В основу этой работы положены принципы:

а) никакой подготовительной работы (сценарий, костюмы и т.д.).

б) инсценировка происходит прямо на уроке в течение 5-10 минут.

в) материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся сказки или их фрагменты.

Использование театра на уроках показало эффективность этого  приема, прежде всего для развития навыков и умений неподготовленной устной речи. Дети не остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа. Театральные постановки на уроке - сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения немецкому языку. 

Драматизация – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, направленный на развитие коммуникативности младшего школьника средствами художественных произведений. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творческую личность ребенка. Благодаря ей развивается эмоциональная сфера, тем самым обогащается личность младшего школьника. А также этот прием позволяет добиться повышения уровня активности детей на уроке немецкого языка, снижения умственного напряжения.

Пальчиковая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий необходимый для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А чтобы параллельно с развитием тонкой моторики развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Пальчиковая гимнастика активизирует у детей работу мозга; способствует развитию речи – улучшает произношение и обогащает лексику. Помогает младшим школьникам подготовить руку к письму, проявить творческие способности; развивает внимание, терпение, стимулирует фантазию. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких игр дети повторяют движения учителя, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Основным средством, реализующим  здоровьесберегающие технологии при  обучении иностранному языку младших  школьников, является кабинет иностранного языка, оборудованный в полном соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, оснащенный различными средствами, позволяющими преодолеть усталость и переутомление учащихся (конторки, массажные коврики, офтальмотренажер и другие).

Но не стоит забывать, что существуют различные типы уроков. В связи с этим, следует отметить, что и реализация здоровьсбрегающих технологий на каждом из типов будет различной. В данной работе мы уделили особое внимание такому типу урока как урок обобщающего повторения, т.к. они являются важным этапом в процессе усвоения учащимися учебного материала.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

§3.  Возможности  реализации здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при  обучении немецкому языку в начальной  школе

 

"Обучение нельзя  довести до основательности без  возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений", — говорил Ян Амос Коменский.

Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению  успеваемости, достижению глубоких и  прочных знаний у учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала.

Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый  момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет  сопряжено с большими трудностями  и не дает надлежащего эффекта.

"Старое должно подпирать новое, а новое обогащать старое".

Преподавать немецкий язык, не повторяя повседневно на каждом уроке ранее пройденный материал, это значит — передать, пересказать  учащимся определенный материал, совершенно не заботясь о том, насколько прочно и сознательно освоили этот материал учащиеся; это значит не дать детям глубоких и прочных знаний. Работать так, это, по словам Константина Дмитриевича  Ушинского, уподобиться "пьяному вознице с дурно увязанной кладью: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит домой пустую телегу, хвастаясь только тем, что сделал большую дорогу".

 Добиться полноценного  обобщения и систематизации знаний при обучении немецкому языку без выделения для этого специальных уроков невозможно.

Уроки обобщающего повторения по немецкому языку проводятся после изучения каждой темы, поэтому данный вид повторения можно также назвать тематическим.

Обобщающее повторение преследует цель систематизировать  полученные ранее знания и приобретенные  умения и навыки.

Учитель, готовясь к уроку, должен поставить перед собой следующие задачи:

    • охватить за один урок наиболее существенные особенности учебного материала всей темы;
    • направить учащихся на определение наиболее общего и существенного в материале;
    • на раскрытие закономерностей в развитии природы и общества;
    • свести усвоенные учащимися знания в целостную систему.

Структура урока обобщения  и систематизации прежде всего должна соответствовать логике процесса обобщения  и систематизации знаний. Этот процесс  предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов - к формированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению все более сложной системы знаний: овладению основными теориями и ведущими идеями данной науки. В связи с этим в уроке обобщения и систематизации знаний выделяются следующие структурные звенья[26]:

  • организационный момент;
  • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
  • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
  • формулирование выводов по изученному материалу;
  • оценка результатов урока;
  • подведение итогов;
  • задание на дом (не всегда).  

В обобщении учащимися  знаний большое значение имеют выводы, сформулированные ими во время урока  после каждого узлового вопроса, и в конце обсуждения темы или раздела. Вся работа учащихся должна быть направлена на самостоятельное раскрытие ими соответствующих причинно-следственных и других связей между предметами и явлениями реального мира.

Правильно организованное обобщающее повторение при обучении немецкому языку в начальных классах помогает ученику увидеть в старом нечто новое; помогает установить логические связи между вновь изучаемым материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его кругозор; приводит знания ученика в систему; дисциплинирует ученика; приучает в нем уменье находить необходимого для ответа на поставленный вопрос материал; воспитывает в ученике чувство ответственности.

При обобщающем повторении на уроках немецкого языка в начальных классах необходимо применять различные приемы и методы, сделать повторение интересным путём внесения, как в повторяемый материал, так и в методы изучения некоторых элементов новизны. Только разнообразие методов повторения может устранить то противоречие, которое возникает ввиду отсутствия желания у части учащихся повторять то, что ими усвоено однажды.

Данные уроки отличаются большой эмоциональностью, умственной и эмоциональной напряженностью учащихся начальных классов. Так же стоит отметить, что на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе происходит быстрая утомляемость и трата большого количества энергии. Вышеперечисленные факторы пагубно сказываются на здоровье младших школьников. А процесс обобщающего повторения ранее пройденного материала является очень важным, необходимым и сложным для младших школьников. И поэтому, для того, чтобы осуществить наиболее результативное и эффективное обобщающее повторение на уроках немецкого языка в начальных классах и сохранить здоровье детей необходимо использовать здоровьесберегающие технологии.

Со спецификой данного  типа урока связано то, какие здоровьесберегающие технологии целесообразно использовать при их проведении.

В предыдущем параграфе  были рассмотрены приёмы и средства реализации здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку  в начальной школе.

На данном этапе работы мы рассмотрим те приёмы и средства реализации здоровьесберегающих технологий, которые целесообразно использовать непосредственно на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе.

Таким образом, реализации здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе способствуют следующие приёмы:

  1. смена видов деятельности (фронтально, индивидуально, парно, в группах);
  2. физкультминутки:

Eins, zwei, drei, vier 
unser Zimmer fegen wir 
Eins, zwei, drei, vier, 
Staub wischen alle wir. (Приложение 9)

  1. считалки;
  2. рифмовки;
  3. песни;
  4. игры:
      1. лексические;
      1. фонетические;
      2. грамматические;
      3. орфографические.

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку учащихся начальных классов