Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 06:39, курсовая работа
Актуальность. Одной из важнейших задач школы является подготовка учащихся к жизни в окружающем его обществе, развитие его как субъекта. Здесь большую роль играет помощь ребенку в нахождении путей самореализации своих сил и способностей.
В структуре свободного времени детей, особенно школьников младшего и среднего возраста, большое внимание уделяется игровой деятельности, содержанием которой является эмоционально – нравственная выраженность отношения личности к происходящим событиям, и в том числе и к самому себе.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
1.1. Сущность развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории……………………………………………………………………………6
1.2. Особенности развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории ………………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)
2.1. Виды игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся……………………………………………………………………….19
2.2. Фрагменты уроков с использованием игр для развития познавательного интереса у учащихся на среднем этапе (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...34
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..36
Министерство образования Республика Саха (Якутия)
Историко-филологическое отделение
Специальность 050401 «История»
по дисциплине: Методика преподавания истории
на тему: Использование игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» VІ класс.)
«__»_____________2010
Научный руководитель:______
Заведующий
отделением:______
Федорова Татьяна Павловна. Васильева Н.Д.
Якутск 2010
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
1.1. Сущность развития познавательного
интереса у учащихся на уроках истории……………………………………………………………
1.2. Особенности
развития познавательного интереса у
учащихся на уроках истории ………………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)
2.1. Виды игр на уроках истории для развития
познавательного интереса у учащихся…………………………………………………………
2.2. Фрагменты уроков с использованием игр для развития познавательного интереса у учащихся на среднем этапе (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...34
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одной из важнейших задач школы является подготовка учащихся к жизни в окружающем его обществе, развитие его как субъекта. Здесь большую роль играет помощь ребенку в нахождении путей самореализации своих сил и способностей.
В структуре свободного времени детей, особенно школьников младшего и среднего возраста, большое внимание уделяется игровой деятельности, содержанием которой является эмоционально – нравственная выраженность отношения личности к происходящим событиям, и в том числе и к самому себе.
В шестом классе учащиеся знакомятся с Историей России с древнейших времен до конца ХVІ века. Задачей учителя является пробудить интерес, который бы способствовал развитию познавательного интереса на уроках истории. Для того чтобы уроки истории стали интересными для детей и способствовали развитию их познавательного интереса большие возможности имеет использование игр на уроках истории. Ведь игра представляется ребенку естественной формой жизнедеятельности и является способом самореализации его сил и способностей.
Актуальность использования игр на уроках истории особенно в среднем звене в настоящее время заключается в том что, с каждым годом усложняется школьная программа, неправильная организация и ненормирование интеллектуальных нагрузок ведут к переутомлению учащихся (8, С.20). Исторические игры помогают снять нагрузки и лучше усваивать материал, но и способствуют углублению представлений по различным вопросам, полученных в ходе учебы, обогащают новыми знаниями (8, С.20).
Таким образом, перед нами стоит проблема: какие игры можно использовать для развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории?
Для решения этой проблемы необходимо учесть особенности развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории. Этим и обосновывается выбор нашей темы: « Использование игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории интереса (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)
Объект исследования: развитие познавательного интереса у учащихся на уроках истории
Предмет исследования: виды игр на уроках истории для развития познавательного интереса у учащихся.
Цель исследования: разработка фрагментов уроков с использованием игр для развития познавательного интереса на уроках истории (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)
Гипотеза: разработка фрагментов уроков с использованием исторических игр для развития познавательного интереса возможна, если учесть их особенности.
Задачи:
1. Раскрыть сущность развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории.
2. Рассмотреть виды исторических игр для развития познавательного интереса на уроках истории
3. Охарактеризовать особенности развития познавательного интереса у учащихся на уроках истории
4. Разработать фрагменты уроков с использованием игр для развития познавательного интереса у учащихся (на примере УМК Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до ХVI в.» 6 класс.)
Методы исследования:
Теоретические:
- Анализ
научно – методической
- Анализ игр по истории для развития познавательного интереса;
- Анализ
психолого-педагогической
Эмпирические:
- Изучение
психолого-педагогической
- Изучение
педагогического опыта по
Практическая значимость: результаты данной работы могут быть использованы студентами специальности «История» на практике во время пробных уроков.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
Прежде тем как определить сущность развития познавательного интереса, необходимо определить понятие познание и интерес.
Педагогический
энциклопедический словарь
Познание выступает как творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.
По определению А.А.
Петровский Е.И дает следующее определение «интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности».
В связи
с этим, интерес определяется как
эмоционально-познавательное отношение,
непосредственно
В своей статье «Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников» Молчанова Л. отмечает, что познавательный интерес выступает как стимулятор деятельности реальных, предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности.
Удовлетворение интереса, обладающей устойчивой значимостью, как правило, не приводит к угасанию интереса, наоборот, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.
Как мотив учения, наличие познавательного интереса имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существенно вместе и наряду с ним (мотив самоутверждения, стремление быть в коллективе и др.).
Основываясь на этих высказываниях, можно обратиться к Молчановой Л., которая отмечает, что познавательный интерес бывает двух видов:
- ситуативный
интерес, побуждаемый
- что
же касается устойчивого
Опираясь на данные
На данном
этапе важно развивать
Так, дальнейшее развитие познавательного интереса можно проследить по Шкарлупиной Г.Д., интерес – это отношение ребенка к предмету, это проявление познавательных, мыслительных действий. Эти действия имеют эмоциональную окраску, которая выражена тем ярче и положительней, чем успешнее идет познавательная деятельность (24, С. 80).
Если обратиться к ведущим методистам Коротковой М.В. и Студеникину М.Т., интерес связан с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми аспектами подачи материала, со сменой приемов деятельности, с эмоциональным воздействием на учащихся.
Таким образом, можно определить, познавательный интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов, взаимодействует с ними, к примеру с моральными мотивами, главным образом, с чувством долга и ответственностью. В этом взаимовлияние множество мотивов заключено ценнейшее условие формирования познавательного интереса и развитие личности в целом. Познавательный интерес испытывая влияние моральных мотивов, сам приобретает более широкое значения для личности (т.к. влияние положительных моральных мотивов усиливает ценность познания). В свою очередь, познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями обогащает своим влиянием и другие мотивы.
На развитие познавательного интереса оказывает непосредственное влияние возрастной аспект, поскольку приобретенные знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Следует особенно подчеркнуть и то обстоятельство, что индивидуальное своеобразие познавательного интереса чрезвычайно велико. Дети одного и того же класса могут находиться на самых разных уровнях развития интереса…
Интерес, в свою очередь выступает как важный стимул успешного обучения – сильное средство возбуждать детскую активность, развитие мышления творческих сил ребенка. Подлинный интерес возбуждается активной работой мысли, сопряженной с решением сложных задач. Но для этого необходимы условия. Удовлетворение учебной деятельностью служит стимулом дальнейшего поступательного движения. В обучении необходимо сочетать интерес и усилия. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ребенка и является таким образом, не только средством успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности (13, С.66).
В нашем исследовании мы больше придерживаемся мнения Шогана В.В., который важным развитием познавательного интереса и стимулирования интереса к учению считает игры разного содержания и формы (23, С.186). Такой же метод активизации познавательного интереса предлагает методист по преподаванию истории Борзова Л.П., которая считает, что посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит развитие познавательного интереса, поскольку ученику по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре, мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности (3, С.23).