Использование пластических материалов как средство сенсорного развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить возможности использования лепки из глины и пластилина на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Объект исследования – ознакомление учащихся младшего звена общеобразовательной школы (1-4 классы) с пластическими материалами.
Предмет исследования – лепка как средство сенсорного развития на уроках изобразительного искусства в младших классах.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты обучения лепке детей в начальной школе 7
1.1. Народная глиняная игрушка в образовательном процессе на уроках изобразительного искусства 7
1.2. Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке 9
2. Особенности изучения лепки в начальной школе 14
2.1. Анализ программ по изобразительному искусству 14
2.2. Методические приемы обучения лепке младших школьников 19
2.3. Разработка плана-конспекта урока: на тему «Дымковская игрушка» 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик!!! (лепка)_.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

     Во  втором классе дети учатся лепить из пластилина из одного большого куска путем вытягивания  и вдавливания, а не путем соединения отдельных частей. Они узнают о том, что изображения, созданные в объеме, тоже выражают наше отношение к миру, наши чувства.

     В третьем классе 1 четверть начинается с лепки. Дети лепят игрушки из различных материалов по выбору (пластилин, глина), знакомятся с видами игрушки (детские, народные, самодельные). На следующем уроке дети лепят посуду, определяют ее назначение. В 3 четверти дети узнают о многообразии мира театра кукол. Идет работа художника над куклой, ее образом, конструкцией и костюмом. А в 4 четверти дети учатся смотреть на скульптуру. Узнают, что скульптуру надо смотреть с разных сторон, какие бывают скульптурные памятники, что такое парковая скульптура, разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.

     В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе.

     В результате изучения программы учащиеся:

     - осваивают основы первичных представлений о видах деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

     - приобретают первичные навыки  художественной работы в скульптуре, декоративно-прикладных и народных  формах искусства; первичные навыки  изображения предметного мира, растений  и животных, начальные навыки  изображения пространственных построений, первичные представления об изображении человека в объеме;

     - развивают свои познавательные  и наблюдательные способности;

     - осваивают выразительные особенности  художественных материалов: пластилина, глины;

     - начинают понимать особенности  образного языка скульптуры;

     - учатся анализировать произведения  искусства, приобретают знания  о конкретных произведениях выдающихся  скульпторов, учатся активно использовать  художественные термины и понятия;

     - овладевают начальным опытом  самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

     Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-3 классов общеобразовательной школы, разработанная Полуяновым Юрием Александровичем, составлена в рамках теории (концепции) «Система развивающего обучения». Авторы концепции Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Концепция построена на основе культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и изложенного им основного генетического закона развития психических функций человека. «Развивающее обучение» направлено на формирование у детей теоретического мышления в противовес широко представленному в традиционной школе эмпирическому мышлению.

     За  годы начального обучения дети попробуют  свои способности к скульптуре разных видов и жанров из материалов, которые  доступны и посильны для их возраста. Вначале будет пластилин, позже к ним прибавится глина (если в школе для этого есть условия).

     С самого начала детей учат художественному  объемному изображению: красивому, своеобразному, выражающему чувства  и мысли каждого ребенка, его  неповторимую индивидуальность.

     Исходя из общих целей и задач всех программ, можно сказать, что в результате освоения обязательного минимума по изобразительному искусству в начальной школе учащиеся будут иметь представления об изобразительном искусстве и об основных понятиях изобразительной грамоты. На уроках изобразительного искусства дети приобретут опыт работы с пластичными материалами при выполнении лепных работ, c такими как пластилин и глина.

      2.2 Методические приемы  обучения лепке  младших школьников

 

     Скульптура  обозначает «вырезать, высекать, лепить». В данной работе лепка рассматривается как самостоятельная часть скульптуры. Лепка применяется в любой скульптурной работе, начинающейся с исполнения модели, которую затем переводят в другой материал.

     Лепку можно классифицировать по материалу: из глины, из теста, пластилина, снега и других мягких материалов. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, поэтому, не следует заменять их друг другом, а использовать разные материалы, в зависимости от поставленных целей и задач. Это необходимо учитывать при планировании работы с детьми.

     Глина – природный материал, который  добывали еще в древности и  применяли для изготовления посуды, игрушек и других предметов обихода.

     Лепить  из глины несложно, а тактильные ощущения – совсем другие, нежели от лепки из пластилина. Поделки из глины легко застывают на воздухе, так что потом ими можно играть.

     Опытные педагоги предпочитают работать с глиной, зная, что пластилин хуже поддается  обработке, его долго приходится разминать, как бы разогревать в  руках прежде, чем что-либо вылепить, к тому же он со временем теряет форму и не годится для обжига.

     В школах чаще всего используется лепка  из пластилина, так как при работе с глиной требуются дополнительные занятия по зачистке и обжигу изделий. Поэтому такие занятия лучше проводить в студиях на внеклассной работе. Но приемы и методы для лепки из глины и пластилина идентичны. В нашей работе мы за основу берем работу с пластилином.

     Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, глицерина, жиров, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина.

     Выделяют  особенности работы с пластилином:

     - мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала);

     - работа идёт сразу в цвете;

     - позволяет создавать дополнительные цвета;

     - материал практически не требует дополнительной подготовки;

     - позволяет создавать объемные, все виды рельефных изображений; плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник;

     - при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен.

     Лепка из пластилина – занятие полезное и о нем можно говорить сколь  угодно долго. Происходит развитие пространственного  мышления и творческих способностей, но, пожалуй, наиважнейшее, зачем нужны занятия лепкой – это тренировка мелкой моторики и тактильного восприятия. Поэтому специалисты рекомендуют иметь не один вид пластилина, а разные материалы для лепки: разные на ощупь, разные по весу и упругости – ребенок должен перепробовать всё.

     Лепка из гипса некоторым кажется слишком  сложным занятием. Это ошибочно, хотя изначально, конечно, гипс – это  материал для взрослого творчества. Гипс – это порошок, который необходимо развести водой и залить полученную смесь в специальную формочку, где он должен застыть. Из гипса получаются барельефы, которые можно потом раскрасить. Для раскрашивания подходят любые фломастеры или краски, которые есть у ребенка. Существуют наборы для лепки из гипса, из которых получаются магниты на холодильник. Здесь нужно лишь до того, как барельеф застынет, поместить в гипс магнит.

     По  содержанию лепка бывает – предметная, сюжетная, декоративная, комплексная.

     В предметной лепке дети лепят отдельные  конкретные изображения – фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик).

     По  видам скульптуры можно выделить: лепка круглых форм (круглая скульптура), рельефная лепка (рельеф).

     По  способу создания образа: по памяти, по представлению (по словесному описанию, по рисунку, схеме и т.д.), с натуры.

     По  способу организации детей и  характеру их деятельности бывает индивидуальная, коллективная или комплексная, когда  лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, играми.

     Основными способами лепки являются – конструктивный, скульптурный, комбинированный.

     Конструктивный  способ. При этом способе образ  создается из отдельных частей, как  из деталей конструктора (отсюда и  название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано – уже в 2 - 3 года – и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.

     Скульптурный  способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс  работы идёт от общего к частному: в  зависимости от образа, из куска  пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма – основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются и т.д.). Скульптурный способ – более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-то конкретном образе.

     Комбинированный способ. Этот способ объединяет два  способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 - 8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям.

     Можно выделить основные приемы формообразования такие, как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев. Также существуют дополнительные приемы – это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание.

     Приёмами  соединения деталей являются прижатие, примазывание, вдавливание, насадка  на каркас, соединение с помощью жгута, врезание.

     Приёмами  отделки формы можно назвать  – заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры.

     Нужно отметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например, вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёма формообразования, так и приёма декорирования.

     Особенно  необходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным и комбинированным способом. Базовые элементы лепки – основные формы, лежащие в основе будущих образов – шарик и валик (шар и цилиндр). Видоизменяя и комбинируя их, можно получить огромное количество образов. Из шарика и валика, применяя различные приёмы, получаем дополнительные часто используемые элементы – капелька (конус), лепёшка, жгутик. Оперируя этими формами, ребёнок начинает читать и самостоятельно создавать любые произведения, постепенно овладевая техникой лепки.

      2.3 Разработка плана-конспекта урока: на тему «Дымковская игрушка»

 

     Тема  урока: «Дымковская игрушка».

     Цели  урока:

     познакомить детей с историей возникновения   игрушек , народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали  игрушки ; развивать кругозор, мелкую моторику рук, глазомер; воспитывать аккуратность и последовательность.

Информация о работе Использование пластических материалов как средство сенсорного развития младших школьников