Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:19, дипломная работа
Поэтические произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы мордовского языка. Поэтому использование поэтических произведений А. Моро (Осипова), являются неотъемлемой частью в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку, а также одним из важных средств всестороннего развития и воспитания. Цель исследования: - выявить наиболее эффективные методы и приемы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.
Занятия помогают
реализовать возможности
Занятия по развитию речи и обучению родному (мордовскому) языку отличаются от других тем, что на них основная деятельность – речевая. Своеобразием многих занятий по родному (мордовскому) языку является внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т.д.). Такая активность представляет трудность для детей дошкольного возраста, поскольку требует произвольного внимания и торможения желания высказаться.
Результативность занятий по родному (мордовскому) языку определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие речевых навыков и умений.
Занятия по развитию речи и обучению родному (мордовскому) языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым к занятиям по другим разделам программы детского сада.
1.2. Использование
поэтических произведений в
Произведения национальной детской литературы способствуют развитию речи, дают образцы родного литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до слова до усвоения грамматических правил маленький ребенок грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н. С. Карпинская [23, c. 57] также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах, в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.
Из многочисленных исследований отечественных ученых следует, что художественная литература, в том числе и поэтические произведения, помогают детям излагать свое отношение к прослушанному произведению, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Поэтические произведения А. Моро (Осипова) являются важнейшим источником и средством развития родной (мордовской) речи, а также уникальным средством воспитания. Они помогают почувствовать красоту родного (мордовского) языка, развивать образность речи, способствуют развитию родной речи, дают образцы мордовского языка.
Старшие дошкольники, воспринимая произведения, могут дать сознательную, мотивационную оценку персонажам, используя в своих рассуждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем обществе.
При ознакомлении с поэтическими произведениями А. Моро (Осипова) отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служат развитию художественного восприятия поэтических произведений.
Поэтому, в настоящее время в детских садах необходимо использовать поэтическое произведения А. Моро (Осипова). Благодаря данным произведениям дети лучше усваивают родной (мордовский) язык.
Главная
задача ознакомления детей
Владение языковыми изобразительными средствами служит развитию художественного восприятия поэтических произведений. Поэтическое произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.
Овладение родным (мордовским) языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познания окружающего мира, развитием личности в целом.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтическое произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед воспитателем стоит сложная задача – каждое поэтическое произведение донести до ребенка как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам и к лирическим переживаниям автора, т.е. интонационно передавать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и почувствовать его, уметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности.
О правильном восприятии поэтического произведения можно говорить при условии выразительного донесения до ребенка этого жанра.
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
В дошкольном возрасте
важно учить детей воспринимать
и оценивать поэтическое
В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувствам изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
На запоминание
и воспроизведение
Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сильный творческий процесс. По словам А. В. Запорожца, «эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психологическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы».
Восприятие поэзии рассматривается как активный волевой процесс, предлагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект мышечного присутствия, личного участия в событиях.
Память на ритмическую, рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворения быстро и легко.
Полноценное восприятие произведения обеспечивает и (как обязательный прием) объяснение незнакомых слов, без понимания которых становится неясным основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Подготавливает детей к восприятию и краткая вводная беседа, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения (краткий рассказ о писателе, напоминание о других его произведениях, уже знакомых детям). Действенный прием, углубляющий понимание содержания и выразительности средств – повторное чтение.
Дошкольное детство – период становления личности человека, развития в ней личностной ориентации в окружающем мире. И возможности ребенка-дошкольника позволяют ему при целенаправленном руководстве взрослого овладеть родным языком. Это доказано психолого-педагогическими исследованиями (Л. И. Божович, В. С. Мусина, Л. М. Гурович и др.).
Решая задачи обучения родному (мордовскому) языку в процессе ознакомления детей с поэтическими произведениями А. Моро (Осипова), их знакомят с его творчеством, с иллюстрациями в книгах.
При отборе поэтических произведений А. Моро (Осипова) для детей пятого года жизни надо учитывать, что оно должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь критериями и творческим подходом к выбору книг.
В старшем дошкольном возрасте воспитывается способность наслаждаться художественным образом, словом; закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости и образности.
Восприятие поэзии рассматривается как активный волевой процесс, предлагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект мышечного присутствия, личного участия в событиях.
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознания).
Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия поэтического произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героев, мысленно действует, борется с его врагами.
Художественное восприятие ребенка
на протяжении дошкольного возраста
развивается и
О правильном восприятии поэтического произведения А. Моро (Осипова) можно говорить лишь при условии выразительного донесения до ребенка этого жанра.
Детей нужно также предварительно подготовить к восприятию поэтического текста, к осмыслению его содержания и формы. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым «предварительно доводить дитя до до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями». С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.
При выборе произведений учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию. Разработано несколько критериев:
- идейная направленность
- высокое художественное
- доступность литературного прои
- сюжетная занимательность,
- конкретные педагогические задачи.
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят поэтические произведения. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодии детей привлекает к себе мир звуков.
Выводы по I главе
Национальная художественная литература, в частности, поэзия, является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи (в том числе и обучения родному (мордовскому) языку) и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного (мордовского) языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с национальной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие национальной детской литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.
Умение воспринимать поэтическое произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется на протяжении всего дошкольного возраста.
Художественная литература, в том числе и поэзия, помогает детям излагать свое отношение к прослушанному произведению, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Знание психологических особенностей и возможностей восприятия поэтических произведений дошкольниками поможет воспитателю правильно строить работу по ее использованию в процессе обучения детей мордовскому языку.
Глава II. Опытно-практическая работа по использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников