Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:19, дипломная работа
Поэтические произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы мордовского языка. Поэтому использование поэтических произведений А. Моро (Осипова), являются неотъемлемой частью в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку, а также одним из важных средств всестороннего развития и воспитания. Цель исследования: - выявить наиболее эффективные методы и приемы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.
2.1. Диагностика первичного уровня обученности родному (мордовскому) языку детей старшего дошкольного возраста
После изучения теоретической и методической литературы была проведена опытно-практическая работа по данной проблеме.
Цель: - изучить эффективность использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.
Задачи:
- провести первичную диагностику на выявление уровня обученности родному (мордовскому) языку старших дошкольников.
- апробировать разработанные занятия с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) с целью обучения родному (мордовскому) языку старших дошкольников.
- провести повторную диагностику с целью выявления изменений в обученности родному (мордовскому) языку старших дошкольников.
Опытно-практическая работа по использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников проводилась на базе МБДОУ общеразвивающего вида № 34 городского округа г. Стерлитамак РБ. МБДОУ № 34 расположено в типовом кирпичном двухэтажном здании по улице Сазонова, 24.
Заведующий детским садом: Ишкильдина Лира Рухулбаяновна.
Старший воспитатель детского сада: Белякова Оксана Петровна.
В МБДОУ имеется физкультурный и музыкальный зал, кабинеты: медицинский изолятор, методический, педагого-психологический, физинструктора, выставочный зал, кабинет краеведения, две спортивные площадки. В ДОУ функционируют 11 групп с 12-часовым пребыванием детей от 1,5 до 7 лет. Детский сад посещают в среднем 200 детей разных национальностей, различного социального статуса родителей.
Учебно-воспитательный
процесс в ДОУ осуществляется
по приоритетному направлению «
В группах созданы национальные уголки, зоны сенсорного развития. Обучение, развитие и воспитание детей ведется на русском и родном (мордовском) языке. Имеется группа, изучающая башкирский язык.
Эксперимент проводился в старшей группе, которую посещает 20 детей разных национальностей. Есть дети и мордовской национальности. Они имеют представление о языке, но не владеют им. В группе есть условия для проведения опытно-практической работы. Это – кукла в мордовском национальном костюме, книги некоторых мордовских писателей, поэтов, национальные музыкальные инструменты.
Детский коллектив сплоченный, дружный, творческий. С удовольствием помогают друг другу в трудных ситуациях. Стараются сами организовывать интересную для них деятельность. Очень вежливы, всегда здороваются со взрослыми, инициативны. Любят играть в кукольный театр.
В ДОУ систематически проводится работа с родителями. В свою очередь, родители способствуют воспитателям в совершенствовании знаний детей.
После проведенного анкетирования, беседы с родителями, воспитателями можно выявить следующие уровни обученности родной (мордовской) речи детей старшего дошкольного возраста:
Низкий уровень |
Ребенок понимает, но с трудом использует в речи новые для него слова. В его речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна. Не понимает значений многих слов. При рассказывании стихотворений затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность. В общение по своей инициативе не вступает. |
Средний уровень |
Ребенок понимает значение слов, но не свободно употребляет их в речи. Грамматические ошибки в речи не часты, речь внятна, достаточно громка, эмоциональна. При заучивании и рассказывании стихотворений требуется помощь. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм. |
Высокий уровень |
Ребенок понимает и свободно использует в речи новые слова. Грамматических ошибок практически нет. Самостоятельно заучивает и рассказывает стихотворения. Речь выразительна, громка, эмоциональна. Инициативен и активен в общении. |
Результаты проведенных мероприятий по выявлению уровня обученности родному (мордовскому) языку отражены в следующей таблице:
Таблица № 1.
Результаты исследования уровня обученности
родному (мордовскому) языку
№ |
Имя, фамилия ребенка |
Уровень развития |
1. |
Ирина С. |
высокий |
2. |
Денис К. |
средний |
3. |
Надя Л. |
средний |
4. |
Никита М. |
средний |
5. |
Нелли В. |
высокий |
6. |
Павел Г. |
низкий |
7. |
Юля Н. |
средний |
8. |
Никита З. |
высокий |
9. |
Малика К. |
средний |
10. |
Илья Г. |
низкий |
11. |
Лена Я. |
высокий |
12. |
Алик У. |
высокий |
13. |
Кристина Г. |
средний |
14. |
Андрей П. |
высокий |
Таким образом, из 14 человек к высокому уровню обученности родному (мордовскому) языку относятся 6 человек: Ирина С., Нелли В., Никита З., Лена Я., Алик У., Андрей П.;
к среднему уровню относятся 6 человек: Денис К., Надя Л., Никита М., Юля Н., Малика К., Кристина Г.;
к низкому уровню относятся 2 человека: Павел Г., Илья Г.
Группу старших
дошкольников мы разделили на следующие
экспериментальную и
Экспериментальная подгруппа: |
Контрольная подгруппа: |
Нелли В. |
Алик У. |
Павел Г. |
Юля Н. |
Лена Я. |
Кристина Г. |
Ирина С. |
Надя Л. |
Денис К. |
Андрей П. |
Никита М. |
Никита З. |
Малика К. |
Илья Г. |
Диагностическое обследование детей проводилось в индивидуальном порядке, чтобы исключить влияние высказываний одного ребенка на качество ответов других детей. Была создана благоприятная психологическая обстановка.
Представляемая далее методика по Немову определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.
Методика проведения диагностики: воспитатель называет ребенку некоторое слово из соответствующей тематической группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 секунд, а в целом на выполнение всего задания – 160 секунд:
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то воспитатель помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Были разработаны следующие критерии оценки ответов:
10 баллов |
ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам; |
8-9 баллов |
ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам; |
6-7 баллов |
ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами; |
4-5 баллов |
ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп; |
2-3 балла |
ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами; |
0-1 балл |
ребенок за все время назвал не более 19 слов. |
Из разработанных критериев оценки ответов можно сделать выводы об уровне обученности родной (мордовской) речи детей старшего дошкольного возраста:
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
После первичной
диагностики был выявлен
Таблица №2
Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение слов на мордовском языке детьми экспериментальной подгруппы старшего дошкольного возраста при первичной диагностике
Имя ребенка |
Животные |
Растения |
Цвета предметов |
Формы предметов |
Другие признаки предметов кроме цвета и формы |
Действия человека |
Способы выполнения человеком действий |
Качества выполненных человеком действий |
Количество названных слов |
Баллы |
Итог |
Нелли В. |
7 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
38 |
9 |
90% |
Павел Г. |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
4 |
2 |
2 |
21 |
2 |
20% |
Лена Я. |
5 |
3 |
5 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
29 |
5 |
50% |
Ирина С. |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
4 |
35 |
8 |
80% |
Денис К. |
6 |
5 |
5 |
4 |
2 |
5 |
4 |
4 |
35 |
8 |
80% |
Никита М. |
4 |
4 |
5 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
28 |
5 |
50% |
Малика К. |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
28 |
5 |
50% |
Итого |
|
Количественный
анализ показал, что уровень об
Высший балл - 56 баллов - 100%
Фактически - 42 балла - Х%
Х = 75%
По результатам диагностирования была построена гистограмма.
Гистограмма 1.
Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение детьми экспериментальной подгруппы слов на мордовском языке при первичном диагностическом обследовании.
Таблица №3
Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение слов на мордовском языке детьми контрольной подгруппы старшего дошкольного возраста при первичной диагностике
Имя ребенка |
Животные |
Растения |
Цвета предметов |
Формы предметов |
Другие признаки предметов, кроме цвета и формы |
Действия человека |
Способы выполнения человеком действий |
Качества выполненных человеком действий |
Количество названных слов |
Баллы |
Итог |
Алик У. |
5 |
5 |
7 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
38 |
9 |
90% |
Юля Н. |
5 |
6 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
31 |
6 |
60% |
Кристина Г. |
3 |
5 |
5 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
29 |
5 |
50% |
Надя Л. |
3 |
4 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
35 |
8 |
80% |
Андрей П. |
6 |
4 |
5 |
2 |
4 |
5 |
5 |
4 |
35 |
8 |
80% |
Никита З. |
7 |
5 |
4 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
34 |
7 |
70% |
Илья Г. |
5 |
3 |
4 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
22 |
3 |
30% |
Итого |
|