Использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:19, дипломная работа

Краткое описание

Поэтические произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы мордовского языка. Поэтому использование поэтических произведений А. Моро (Осипова), являются неотъемлемой частью в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку, а также одним из важных средств всестороннего развития и воспитания. Цель исследования: - выявить наиболее эффективные методы и приемы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Баляновой Использование поэтических произведений А. Моро.doc

— 365.50 Кб (Скачать файл)

2.1. Диагностика первичного уровня обученности родному (мордовскому) языку детей старшего дошкольного возраста

 

После изучения теоретической и методической литературы была проведена опытно-практическая работа по данной проблеме.

Цель: - изучить эффективность использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

Задачи:

- провести первичную диагностику на выявление уровня обученности родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

- апробировать разработанные занятия с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) с целью обучения родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

- провести повторную диагностику с целью выявления изменений в обученности родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

Опытно-практическая работа по использованию поэтических  произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших  дошкольников проводилась на базе МБДОУ общеразвивающего вида № 34 городского округа г. Стерлитамак РБ. МБДОУ № 34 расположено в типовом кирпичном двухэтажном здании по улице Сазонова, 24.

Заведующий  детским садом: Ишкильдина Лира Рухулбаяновна.

Старший воспитатель  детского сада: Белякова Оксана Петровна.

В МБДОУ имеется  физкультурный и музыкальный  зал, кабинеты: медицинский изолятор, методический, педагого-психологический, физинструктора, выставочный зал, кабинет краеведения, две спортивные площадки. В ДОУ функционируют 11 групп с 12-часовым пребыванием детей от 1,5 до 7 лет. Детский сад посещают в среднем 200 детей разных национальностей, различного социального статуса родителей.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ осуществляется по приоритетному направлению «Развитие  детей в изобразительной деятельности»  на основе комплексной программы В. И. Логиновой «Детство» и парциальных программ Р. Б. Стеркиной «ОБЖ», Ф. Н. Фазлыевой «Мой край - Башкортостан», З. Г. Нафиковой «Оскон», эффективно внедряя инновационные методы и приемы работы с детьми: мнемотехника ГРИЗ, проблемно-диалогическое обучение; проектный метод форм работы: интегрированные занятия; разные творческие задания, целевые прогулки, экскурсии, акции, используя личностно-дифференцированный подход.  

В группах созданы  национальные уголки, зоны сенсорного развития. Обучение, развитие и воспитание детей ведется на русском и родном (мордовском) языке. Имеется группа, изучающая башкирский язык.

Эксперимент проводился в старшей группе, которую посещает 20 детей разных национальностей. Есть дети и мордовской национальности. Они имеют представление о языке, но не владеют им. В группе есть условия для проведения опытно-практической работы. Это – кукла в мордовском национальном костюме, книги некоторых мордовских писателей, поэтов, национальные музыкальные инструменты.

Детский коллектив  сплоченный, дружный, творческий. С удовольствием помогают друг другу в трудных ситуациях. Стараются сами организовывать интересную для них деятельность. Очень вежливы, всегда здороваются со взрослыми, инициативны. Любят играть в кукольный театр.

В ДОУ систематически проводится работа с родителями. В свою очередь, родители способствуют воспитателям в совершенствовании знаний детей.

После проведенного анкетирования, беседы с родителями, воспитателями можно выявить  следующие уровни обученности родной (мордовской) речи детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень

Ребенок понимает, но с трудом использует в речи новые для него слова. В его речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна. Не понимает значений многих слов. При рассказывании стихотворений затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность. В общение по своей инициативе не вступает.

Средний уровень

Ребенок понимает значение слов, но не свободно употребляет их в речи. Грамматические ошибки в речи не часты, речь внятна, достаточно громка, эмоциональна. При заучивании и рассказывании стихотворений требуется помощь. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

Высокий уровень

Ребенок понимает и свободно использует в речи новые слова. Грамматических ошибок практически нет. Самостоятельно заучивает и рассказывает стихотворения. Речь выразительна, громка, эмоциональна. Инициативен и активен в общении.


Результаты  проведенных мероприятий по выявлению  уровня обученности родному (мордовскому) языку отражены в следующей таблице:

Таблица № 1.

Результаты  исследования уровня обученности

родному (мордовскому) языку

Имя, фамилия  ребенка

Уровень развития

1.

Ирина С.

высокий

2.

Денис К.

средний

3.

Надя Л.

средний

4.

Никита М.

средний

5.

Нелли В.

высокий

6.

Павел Г.

низкий

7.

Юля Н.

средний

8.

Никита З.

высокий

9.

Малика К.

средний

10.

Илья Г.

низкий

11.

Лена Я.

высокий

12.

Алик У.

высокий

13.

Кристина Г.

средний

14.

Андрей П.

высокий


Таким образом, из 14 человек к высокому уровню обученности родному (мордовскому) языку относятся 6 человек: Ирина С., Нелли В., Никита З., Лена Я., Алик У., Андрей П.;

 к среднему  уровню относятся 6 человек: Денис К., Надя Л., Никита М., Юля Н., Малика К., Кристина Г.;

к низкому уровню относятся 2 человека: Павел Г., Илья Г.

Группу старших  дошкольников мы разделили на следующие  экспериментальную и контрольную  подгруппы:

Экспериментальная подгруппа:               

  Контрольная  подгруппа:

Нелли В.

Алик У.

Павел Г.

Юля Н.

Лена Я.

Кристина Г.

Ирина С.

Надя Л.

Денис К.

Андрей П.

Никита М.

Никита З.

Малика К.

Илья Г.


Диагностическое обследование детей проводилось  в индивидуальном порядке, чтобы  исключить влияние высказываний одного ребенка на качество ответов  других детей. Была создана благоприятная  психологическая обстановка.

 Представляемая  далее методика по Немову определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.

Методика проведения диагностики: воспитатель называет ребенку некоторое слово из соответствующей  тематической группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние  каждой из перечисленных ниже групп  слов отводится по 20 секунд, а в  целом на выполнение всего задания  – 160 секунд:

  1. животные;
  2. растения;
  3. цвета предметов;
  4. формы предметов;
  5. другие признаки предметов, кроме формы и цвета;
  6. действия человека;
  7. способы выполнения человеком действий;
  8. качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок  сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то воспитатель помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Были разработаны  следующие критерии оценки ответов:

10 баллов 

ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся  ко всем группам;

8-9 баллов

ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам;

6-7 баллов

ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных  с разными группами;

4-5 баллов

ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп;

2-3 балла

ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с  различными группами;

0-1 балл

ребенок за все  время назвал не более 19 слов.


 

Из разработанных критериев оценки ответов можно сделать выводы об уровне обученности родной (мордовской) речи детей старшего дошкольного возраста:

10 баллов –  очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов –  средний 

2-3 балла –  низкий

    1. балл – очень низкий

После первичной  диагностики был выявлен уровень, особенности восприятия, понимание  и воспроизведение детьми слов на мордовском языке. Результаты обследования заносились в заранее составленные таблицы (таблицы № 2, 3):

Таблица №2

Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение слов на мордовском языке детьми экспериментальной подгруппы старшего дошкольного возраста при первичной диагностике

Имя ребенка

Животные 

Растения 

Цвета предметов

Формы предметов

Другие признаки предметов кроме цвета и формы

Действия человека

Способы выполнения человеком действий

Качества выполненных  человеком действий

Количество  названных слов

Баллы

Итог 

Нелли В.

7

5

5

4

3

5

5

4

38

9

90%

Павел Г.

3

3

4

2

1

4

2

2

21

2

20%

Лена Я.

5

3

5

3

2

4

4

3

29

5

50%

Ирина С.

5

5

5

3

3

5

5

4

35

8

80%

Денис К.

6

5

5

4

2

5

4

4

35

8

80%

Никита М.

4

4

5

3

2

4

3

3

28

5

50%

Малика К.

5

4

3

4

4

4

2

2

28

5

50%

Итого

                                          75%


 

 Количественный  анализ показал, что уровень обученности родной (мордовской) речи детей старшего дошкольного возраста экспериментальной подгруппы с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) в первичной диагностике составил 75%.

Высший балл - 56 баллов - 100%

Фактически     - 42 балла -  Х%

                              Х = 75%

По результатам  диагностирования была построена гистограмма.

 Гистограмма 1.

Уровень, особенности восприятия, понимание  и воспроизведение  детьми экспериментальной  подгруппы слов на мордовском языке  при первичном диагностическом обследовании.

Таблица №3

Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение слов на мордовском языке детьми контрольной подгруппы старшего дошкольного возраста при первичной диагностике

Имя ребенка

Животные 

Растения 

Цвета предметов

Формы предметов

Другие признаки предметов, кроме цвета и формы

Действия человека

Способы выполнения человеком действий

Качества выполненных  человеком действий

Количество  названных слов

Баллы

Итог 

Алик У.

5

5

7

3

4

5

4

5

38

9

90%

Юля Н.

5

6

4

3

2

4

4

3

31

6

60%

Кристина Г.

3

5

5

2

3

3

4

4

29

5

50%

Надя Л.

3

4

5

3

5

5

5

5

35

8

80%

Андрей П.

6

4

5

2

4

5

5

4

35

8

80%

Никита З.

7

5

4

2

3

4

5

4

34

7

70%

Илья Г.

5

3

4

3

1

3

1

2

22

3

30%

Итого

                                          82%

Информация о работе Использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников