Использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:19, дипломная работа

Краткое описание

Поэтические произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы мордовского языка. Поэтому использование поэтических произведений А. Моро (Осипова), являются неотъемлемой частью в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку, а также одним из важных средств всестороннего развития и воспитания. Цель исследования: - выявить наиболее эффективные методы и приемы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Баляновой Использование поэтических произведений А. Моро.doc

— 365.50 Кб (Скачать файл)

По показаниям таблицы видно, что уровень обученности родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста контрольной подгруппы с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) в повторной диагностике составил 96%.

Высший балл - 56 баллов - 100%

Фактически     - 54 балла -  Х%

                              Х = 96%

По результатам  диагностирования была построена гистограмма.

II подгруппа

 Гистограмма 5.

Уровень, особенности  восприятия, понимание и воспроизведение  детьми слов на мордовском языке  при  повторном диагностическом обследовании.                                                                                           

 

На основании  данных таблиц и гистограмм можно  сделать вывод, что дети знакомы  с национальной мордовской детской  литературой. Катя В., Андрей З. и Ульяна И. знают большое количество слов на мордовском языке. К тому же Катя В.  с удовольствием рассказывает стихотворение Артура Моро «Сексь». Так как в детском саду проводилась кружковая работа, то дети, которые не разговаривают на мордовском языке дома, с удовольствием посещали эти занятия и легко воспринимали пройденный материал.  Во время диагностирования дети называли слова как на русском, так и на мордовском языках. Допускали ошибки в произношении, но в основном говорили правильно. Из проэкспериментированных детей наименьший балл набрали: Радик Г. из I подгруппы, который назвал всего 21 слово,  и Ирина Ш. из II подгруппы (22 слова).

На основе сравнения  полученных данных по обеим подгруппам была построена гистограмма  6, показывающая уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение  детьми слов на мордовском языке  при диагностическом обследовании. Данный уровень составляет в I подгруппе   91 %, во II подгруппе – 96 %.

 Гистограмма 6.

Уровни усвоения словарного состава родного (мордовского) языка

Затем был проведён сравнительный анализ данных первого диагностирования и повторного диагностирования. Результаты данного анализа приведены в гистограмме 7.

 Гистограмма  7.

Сравнительные результаты двух диагностик

Условные обозначения:

1 - экспериментальная подгруппа (первичная диагностика). 

2 - экспериментальная подгруппа (повторная диагностика).

3 – контрольная подгруппа (первичная диагностика).

4 – контрольная подгруппа (повторная диагностика).

Вывод: По данным проведённого анализа видно, что в I подгруппе  результат повысился с 75 % до 91 % - на 16 %, а во II подгруппе с 82 % до 96 % - на 14%.

Сравнительный анализ результатов  показал, что систематическое использование  таких приёмов, как дидактические игры, беседы, художественное слово, предметная наглядность в процессе обучения родному (мордовскому) языку способствует обогащению и активизации словаря детей среднего дошкольного возраста. Это позволяет сделать вывод об эффективности использованных средств и методов работы. У детей повысился уровень знаний мордовских слов, умение отвечать по-мордовски. В основном все дети научились правильно использовать интонацию, понимать смысл новых слов. Это свидетельствует о результативности проведенной работы и подтверждает гипотезу исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по II главе

Сравнительная гистограмма 3 результатов первичной  и повторной диагностик наглядно показывает определённые положительные  изменения,  которые произошли  в ходе апробации цикла занятий по использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) с детьми старшего дошкольного возраста.

В обеих подгруппах правильно подбирались произведения литературы по интересам и возможностям детей, поэтому уровень обученности родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной подгруппы, в соответствии с гипотезой, повысился на 16%, у детей контрольной подгруппы – на 14%.

Это позволяет  сделать вывод об эффективности  использованных средств и методов  работы: целенаправленное, последовательное и комплексное использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку. У детей повысился интерес к художественным произведениям.

В основном все дети научились правильно  использовать интонацию, понимать содержание стихотворения, давать характеристику героям. Ознакомление детей с национальными произведениями, заучивание стихотворений эффективно влияет на успешное развитие родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста.

В МБДОУ № 34 «Сказка» г. Стерлитамак воспитателями ведётся определённая работа, как на занятиях, так и в повседневной жизни, но методических пособий и детских книг недостаточно.

 

 

 

 

Заключение

Завершая данную выпускную квалификационную работу, посвященную использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников, можно заключить, что данной проблеме в настоящее время уделяется недостаточное внимание.

В ходе работы была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по данной проблеме.

Гарантия успешного  развития познавательной деятельности детей существует только тогда, когда  обучение основывается на знаниях закономерностей психического и индивидуального развития ребенка.

Как показали результаты теоретической и опытно-практической работы по теме исследования, поэтические произведения А. Моро (Осипова) являются отличным средством в обучении родной (мордовской) речи старших дошкольников.

Для достижения эффективности в обучении родной речи каждый воспитатель должен иметь максимально полную информацию об уровне обученности языку дошкольников, а также о том, какие произведения в области национальной художественной литературы предусмотрены программой или целесообразнее использовать в работе. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с дошкольниками с учетом реально существующих в том или ином дошкольном образовательном учреждении условий, способствуют творческой деятельности воспитателя.

Цель выпускной квалификационной работы достигнута через решение поставленных задач.

Гипотеза, выдвигаемая  на защиту, доказана с помощью опытно-практической работы. Последовательное и системное  обучение детей старшего дошкольного  возраста с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) способствуют более успешному усвоению родного (мордовского) языка, что подтверждается результатами опытно-практической работы.

После занятий, проведенных в ходе опытно-практической работы, выявлены положительные изменения в уровне обученности родной (мордовской) речи, который значительно повысился при повторной диагностике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр  «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников : Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
  3. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968.
  4. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993.
  5. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль : «Академия развития», 1988. – 240 с.
  6. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и          рассказывание в детском саду. – М. : Просвещение, 1970.
  7. Бородич А. М. Методика развития речи детей : учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич ; под общ. ред. А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.
  8. Брыжинский А. И. Лисьмаприне. – Саранск : Мордовское книжное изд-во, 1993.
  9. Валдоня (Светлячок). Программа и методические рекомендации. – Саранск, 2001.
  10. Виноградова В. В. О теории художественной речи. – М., 1971.
  11. Волкова Е., Протасова Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 12. – с. 28 – 30.
  12. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский ; под общ. ред. Л. С. Выготского. – М. : Знание, 1956.
  13. Детская психология / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – М.,           1988. – 399 с.
  14. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду / под          ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – Спб. :  Акцидент, 1996. – 205 с.
  15. Диагностика речевого развития дошкольников: научно-методическое  пособие / под ред. О.С. Ушаковой. - М. : РАО, 1997. - 136 с.
  16. Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни : дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999.
  17. Жуковская Р. И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1951.
  18. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект / под          ред. О. С. Ушаковой. – М. : Совершенство, 2001. – 368 с.
  19. Запорожец А. В. Психология / А. В. Запорожец ; под общ. ред. А. В. Запорожец. – М. : Просвещение, 1965.
  20. Запорожец А. В. Психическое восприятие ребенком-дошкольником литературного произведения // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному образованию. – М., 1999.
  21. Исайкина А. И. Программа и методические рекомендации для обучения детей мордовскому языку в ДОУ. – Саранск, 1993.
  22. Ишуткин Н. И. Ютко шкасто. - Саранск : Мордовское книжное изд-во, 1994.
  23. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и          дошкольный возраст). – М. : Педагогика, 1972. – 143с.
  24. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская ; под общ. ред. Н. С. Карпинской. – М. : Академия, 1972.
  25. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова ;  под общ. ред. С. А. Козловой, Т. А. Куликовой. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
  26. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова ; под общ. ред. М. М. Кольцовой. – М., 2000.
  27. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М. : Просвещение, 1982.
  28. Короткова Э. П. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 8. – С. 31 – 41 ; № 9. – С. 23 – 92.
  29. Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. – М. : Просвещение, 1999. – 244 с.
  30. Логинова В. И. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя детского сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова ; под общ. ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984. – 223 с.
  31. Логинова В. И. Ребенок и книга. – М. : Просвещение, 1992.
  32. Логинова В. И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / В. И. Логинова; под общ. ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984.
  33. Логинова В. И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста : книга для воспитателя детского сада / сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая ; под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1999. – 420 с.
  34. <li class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_04

Информация о работе Использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников