Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:19, дипломная работа
Поэтические произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы мордовского языка. Поэтому использование поэтических произведений А. Моро (Осипова), являются неотъемлемой частью в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку, а также одним из важных средств всестороннего развития и воспитания. Цель исследования: - выявить наиболее эффективные методы и приемы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.
По показаниям таблицы видно, что уровень обученности родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста контрольной подгруппы с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) в повторной диагностике составил 96%.
Высший балл - 56 баллов - 100%
Фактически - 54 балла - Х%
Х = 96%
По результатам диагностирования была построена гистограмма.
II подгруппа
Гистограмма 5.
Уровень, особенности
восприятия, понимание и воспроизведение
детьми слов на мордовском языке при
повторном диагностическом
На основании данных таблиц и гистограмм можно сделать вывод, что дети знакомы с национальной мордовской детской литературой. Катя В., Андрей З. и Ульяна И. знают большое количество слов на мордовском языке. К тому же Катя В. с удовольствием рассказывает стихотворение Артура Моро «Сексь». Так как в детском саду проводилась кружковая работа, то дети, которые не разговаривают на мордовском языке дома, с удовольствием посещали эти занятия и легко воспринимали пройденный материал. Во время диагностирования дети называли слова как на русском, так и на мордовском языках. Допускали ошибки в произношении, но в основном говорили правильно. Из проэкспериментированных детей наименьший балл набрали: Радик Г. из I подгруппы, который назвал всего 21 слово, и Ирина Ш. из II подгруппы (22 слова).
На основе сравнения полученных данных по обеим подгруппам была построена гистограмма 6, показывающая уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение детьми слов на мордовском языке при диагностическом обследовании. Данный уровень составляет в I подгруппе 91 %, во II подгруппе – 96 %.
Гистограмма 6.
Уровни усвоения словарного состава родного (мордовского) языка
Затем был проведён сравнительный анализ данных первого диагностирования и повторного диагностирования. Результаты данного анализа приведены в гистограмме 7.
Гистограмма 7.
Сравнительные результаты двух диагностик
Условные обозначения:
1 - экспериментальная подгруппа (первичная диагностика).
2 - экспериментальная подгруппа (повторная диагностика).
3 – контрольная подгруппа (первичная диагностика).
4 – контрольная подгруппа (повторная диагностика).
Вывод: По данным проведённого анализа видно, что в I подгруппе результат повысился с 75 % до 91 % - на 16 %, а во II подгруппе с 82 % до 96 % - на 14%.
Сравнительный анализ результатов
показал, что систематическое
Выводы по II главе
Сравнительная гистограмма 3 результатов первичной и повторной диагностик наглядно показывает определённые положительные изменения, которые произошли в ходе апробации цикла занятий по использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) с детьми старшего дошкольного возраста.
В обеих подгруппах
правильно подбирались
Это позволяет сделать вывод об эффективности использованных средств и методов работы: целенаправленное, последовательное и комплексное использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку. У детей повысился интерес к художественным произведениям.
В основном все дети научились правильно использовать интонацию, понимать содержание стихотворения, давать характеристику героям. Ознакомление детей с национальными произведениями, заучивание стихотворений эффективно влияет на успешное развитие родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста.
В МБДОУ № 34 «Сказка» г. Стерлитамак воспитателями ведётся определённая работа, как на занятиях, так и в повседневной жизни, но методических пособий и детских книг недостаточно.
Заключение
Завершая данную выпускную квалификационную работу, посвященную использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников, можно заключить, что данной проблеме в настоящее время уделяется недостаточное внимание.
В ходе работы была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по данной проблеме.
Гарантия успешного развития познавательной деятельности детей существует только тогда, когда обучение основывается на знаниях закономерностей психического и индивидуального развития ребенка.
Как показали результаты теоретической и опытно-практической работы по теме исследования, поэтические произведения А. Моро (Осипова) являются отличным средством в обучении родной (мордовской) речи старших дошкольников.
Для достижения эффективности в обучении родной речи каждый воспитатель должен иметь максимально полную информацию об уровне обученности языку дошкольников, а также о том, какие произведения в области национальной художественной литературы предусмотрены программой или целесообразнее использовать в работе. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с дошкольниками с учетом реально существующих в том или ином дошкольном образовательном учреждении условий, способствуют творческой деятельности воспитателя.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута через решение поставленных задач.
Гипотеза, выдвигаемая на защиту, доказана с помощью опытно-практической работы. Последовательное и системное обучение детей старшего дошкольного возраста с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) способствуют более успешному усвоению родного (мордовского) языка, что подтверждается результатами опытно-практической работы.
После занятий, проведенных в ходе опытно-практической работы, выявлены положительные изменения в уровне обученности родной (мордовской) речи, который значительно повысился при повторной диагностике.
Список использованной литературы