Использование проектной технологии при обучении младших школьников для развития познавательной и творческой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Образование является составной частью культуры человека и общества. Для выявления основных проблем образования, необходимо проанализировать основные положения образования, особенности культуры, в рамках которой оно развивается.
Сегодня понятие «культура» охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментом общей культуры является технологическая культура. Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Педагогическая эффективность метода проектирования ….7
1.1 Определение понятия «проект»……………………………..8
1.2 Теоретические позиции проектной технологии…………10
Вывод по 1главе……………………………………………………….13
Глава 2. Тематика проектов и требования к отбору
объектов проектирования……………………………………………13
2.1. Требования к выполнению проектной деятельности…………14
2.2. Планирование учителями процесса проектной деятельности…17
Вывод по 2 главе……………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая..doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский педагогический колледж

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

              Тема : Использование проектной технологии при

             обучении младших школьников для развития познавательной и творческой активности.

 

 

 

 

 

 

                                       Область науки: педагогика

                                                Выполнила : Ковтун Наталья,

                                  студентка группы У-31

                                             Руководитель: Нурахметова

                                                                        Куляим Мухаметдияровна

 

 

 

 

 

Костанай 2012

                                                      Содержание 

Введение ……………………………………………………………       3

Глава 1. Педагогическая эффективность метода проектирования ….7

    1. Определение понятия «проект»……………………………..8
    2. Теоретические позиции проектной технологии…………10

Вывод по 1главе……………………………………………………….13

Глава 2. Тематика проектов и требования к отбору

 объектов проектирования……………………………………………13

2.1. Требования к выполнению проектной деятельности…………14

2.2. Планирование учителями процесса проектной деятельности…17

Вывод по 2 главе……………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………20

Список используемой литературы………………………………….24

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Введение

   Образование является составной частью культуры человека и общества. Для выявления основных проблем образования, необходимо проанализировать основные положения образования, особенности культуры, в рамках которой оно развивается.

   Сегодня понятие «культура» охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментом общей культуры является технологическая культура. Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.

  Президент Нурсултан Назарбаев в своем Послании от 27 января 2012 года отметил, что необходимо внедрять в процесс обучения современные методики и технологии, важно повышать качество педагогического состава, необходимо усилить воспитательный компонент процесса обучения. Поэтому актуальность темы курсовой работы определена из Послания Президента.     Роль школы, в развитии компетенций определена в современных образовательных стандартах и примерных программах основного общего и среднего образования по всем учебным предметам.

  Сегодня учитель призван  не только сформировывать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развитии личности. Для успешного решения задач образования, необходимы новые подходы к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения.

  Одним из вариантов решения  задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты. Этот метод способствует формированию у учащихся следующих умений: составлять план по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, выявлять источники научных материалов, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.

   Метод проектов активно используется в системе дополнительного образования и во внеурочной  деятельности.

   За последние десять лет  метод проектов как общепедагогическая  технология стал предметом многих  исследований. Информацию по методу  проектной деятельности можно найти как в педагогической, так и в методической литературе.

   В работе М.А. Барсуковой раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Н.Мансуров охарактеризовал этапы учебного процесса, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности.

Наконец, М.В. Игнатьевым были рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках математики.

   Анализ состояния школьной  практики формирования проектной  деятельности учащихся, в том числе при изучении математики и других немаловажных предметов в обучении, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно – ориентированной технологии обучения.

  Актуальность выбранного направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере школьного образования. Это противоречия между необходимостью формирования у школьников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности и недостаточном уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе.

  Проблема, поставленная в нашем  исследовании, заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении школьных предметов. 

  Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе обучения в школе применять проектную методику, то она будет способствовать:

- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к боле качественному овладению школьной программы.

- повышению мыслительной активности  учащихся и приобретению навыков логического мышления.

- языковому и речевому развитию.

- развитию их творческих способностей.

- развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности.

- более результативному решению  задач образования, развития и  воспитания личности учащегося.

  При прохождении преддипломной  государственной  практики объектом исследования был процесс обучении.

Предмет исследования в ходе прохождения практики была проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме.

Цель курсовой работы теоретически обосновать, разработать и апробировать проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий во время прохождения педагогической практики и доказать ее эффективность.

Цель исследования выдвигает следующие задачи:

  1. исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной теме;
  2. дать теоретическое обоснование проектной технологии обучения в её психологическом и дидактическом аспектах на основе анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме;
  3. исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении школьным предметам;
  4. разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики.
  5. Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий, доказать эффективность проектного обучения как новой педагогической технологии в системе обучения и воспитания младших школьников.

Практическая значимость работы заключается в разработке планов уроков для организации проектной деятельности.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности.

  Применение метода проектов  способствует возникновению такого  взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащегося, в преломлении их мыслей и чувств, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.

  Выполнение творческого проекта  – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание  детьми нравственной ценности  трудового начала жизни. Материально  – ценностное отношение к труду  включают понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.

   На каждом этапе проектирование  должно соединить мысль ребенка  с действием и действие –  с мыслью, культуру гуманитарную  – с культурой технической, труд  – с творчеством, художественную  деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.

  Поэтому при выборе темы  курсовой работы необходимо опираться  на ее актуальность и  на деятельностный подход в обучении младших школьников. И в первой главе нам хотелось бы рассказать о том, что же вообще такое «проект» и « проектные технологии».

Глава 1. Педагогическая эффективность метода проектирования.

  Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает развитие ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, но и как целостная «педагогическая технология», которая:

а) предполагает возможность целепологания, проектирования и планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов;

б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформированные критерии оценки результатов этой деятельности;

в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.

  Если создавать активные методы использования проектных технологий на уроках, которые отличаются высокой вовлеченностью обучаемых в учебный процесс, то впоследствии можно увидеть, что это побуждает их к активности,  формирует у них интерес к самостоятельности и творческому подходу. Но мы все время говорим о «проекте» и «проектной деятельности», а что это на самом деле?

    1. Определение понятия «проект».

  Термин «проект» ( projectio ) в переводе с латинского означает – бросание вперед.

Так характеризует понятие «проект» Е.С. Полат: «Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия».

  По мнению автора книги «Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования» Н.В. Матяш термин «проект» пришел в гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны. До сих пор в большинстве случае6в понятие «проект» подразумевает неявное расширение – «технический проект».

По К. М. Кантору проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конституирующей всякий трудовой процесс.

  Помимо основных понятий, связанных с проблемой нашего исследования, можно обозначить еще целый ряд понятий, так или иначе имеющих отношение к проблеме проектной деятельности школьников. В. И. Аверченков и Ю. А. Малахов употребляют понятие «проектная ситуация», не давая его точного определения, но неявное описание этого понятия позволяет предположить, что под ним понимаются проектировочная деятельность, связанная с разрешением проблемных ситуаций в процессе творческого проектирования. Проект, проектирование, проектировочная деятельность, как и ряд других понятий, релевантных понятию проектная деятельность школьников, необходимо проанализировать с точки зрения соответствия друг другу. ( см. Приложение 1)

Информация о работе Использование проектной технологии при обучении младших школьников для развития познавательной и творческой активности