Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 08:46, курсовая работа
Цель: Выявление и экспериментальная проверка возможностей использования тестопластики как средства развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Объект: Развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Предмет: Тестопластика как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 7
1.1 Сущность понятия «мелкая моторика»; взаимосвязь мелкой моторики и общего развития ребенка 7
1.2 Особенности развития мелкой моторики при заболевании детским церебральным параличом 10
1.3 Возможности тестопластики в развитии мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 15
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Использование тестопластики в процессе развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 24
2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста при ДЦП 24
2.2 Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ДЦП посредством тестопластики 27
2.3 Выявление динамики в уровнях развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 30
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список литературы
Содержание
Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета РФ каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. Среди больных имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.
Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, связанное с поражением центральной нервной системы. У детей с ДЦП наблюдаются грубые нарушения в развитии моторики рук, которые могут быть обратимыми при определенном коррекционном и педагогическом воздействии.
Мелкая моторика играет большую роль в развитии ребенка. Активное развитие мелкой моторики влияет на весь организм в целом, помогает становлению речи, активизирует работу мозга, подготавливает ребенка-дошкольника к письму. Отмечено стимулирующее влияние функции руки на развитие психических функций и деятельность головного мозга в целом.
В связи с этим становится актуальным вопрос о развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста у детей с ДЦП.
Основные принципы деятельности специалистов с проблемными детьми были сформулированы еще Л.С. Выготским и в работе ведущих дефектологов и психологов страны, в частности К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой, Р.Д. Бабенковой, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецовой. В научной и психолого-педагогической литературе широко представлены разнообразные формы, методы, приемы, средства развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП. Однако возможности тестопластики недостаточно используются для развития мелкой моторики у детей с ДЦП.
Выявленный недостаток обусловил противоречие между задачей развития мелкой моторики у дошкольников с детским церебральным параличом и недостаточным использованием возможностей тестопластики для ее решения.
Проблема: Каковы возможности тестопластики для развития мелкой моторики у детей с ДЦП?
Обозначенная проблема подтверждает актуальность выбранной для изучения темы: «Развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП».
Цель: Выявление и экспериментальная проверка возможностей использования тестопластики как средства развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Объект: Развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Предмет: Тестопластика как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Гипотеза: развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП будет эффективным, если разработан комплекс занятий с использованием тестопластики.
Задачи:
Методы: теоретический анализ литературы, эксперимент.
Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП и выявлении возможностей тестопластики в работе с детьми данной категории.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке комплекса занятий с использованием тестопластики, которые могут использовать воспитатели, как коррекционных групп, так и общеобразовательных, для развития мелкой моторики детей.
База исследования: Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №182» компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г.Новокузнецка.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Неправильно говорящий ребенок – неправильно пишет и неправильно запоминает. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Мелкая моторика
развивается естественным образом
начиная с младенческого
В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А, В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон, двигательных зон коры головного мозга, улучшает мыслительные процессы.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевых зон навели ученых на мысль, что тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Поэтому, крайне необходимо серьезно подойти к предупреждению и коррекции слабых мышц мелкой моторики. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек.
Начиная рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, ребенок сталкивается с новой проблемой – воспринятое надо изобразить, перенести на бумагу, глину. В одних случаях ребенок, создавая изображение, непосредственно воздействует руками на материал (лепка, обрывание бумаги), в других – с помощью предметов-орудий (карандаша, кисти, ножниц). Во всех случаях нужно владеть каким-то минимумом технических навыков обращения как с инструментом, так и с материалом. Формирование движений в процессе обучения лепке включает обучение умениям правильно держать эти инструменты и правильно пользоваться ими; умениям сознательно управлять движениями своих рук, добиваясь нужного качества и характера линий, мазков, форм. Производя то или иное движение в лепке, ребенок испытывает мышечно-двигательные ощущения: силу давления на комок глины при раскатывании. Одновременно происходит и зрительное восприятие.
Дети с нарушением
функции опорно-двигательного
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений; при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания. Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. По приблизительной оценке, легкими формами ДЦП страдают до 10% населения. У 2-5% наблюдаются более тяжелые формы заболевания. 70% таких пациентов принадлежат к мужскому полу.
В мировой литературе предложено более двадцати классификаций ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, характере клинических проявлений, патогенетических особенностях. В отечественной клинической практике используется классификация К.А. Семеновой, согласно которой выделяют пять основных форм детского церебрального паралича:
Спастическая диплегия – наиболее распространенная форма ДЦП, характеризуется тетрапарезом, при этом руки поражены в меньшей степени, чем ноги. Дети, страдающие спастической диплегией, под влиянием специального обучения могут овладевать навыками самообслуживания, письма и рядом трудовых навыков. При спастической диплегии возможно преодоление психических и речевых расстройств при условии систематической, направленной коррекционной работы.
Следующая форма ДЦП – двойная гемиплегия - возникает при наиболее тяжелых поражениях незрелого мозга. Это тоже тетрапарез. Однако обе пары конечностей поражаются в одинаковой степени Больные - практически обездвиженные, безречевые и имеют глубокую степень интеллектуального недоразвития. Их состояние усугубляется наличием сопутствующих синдромов, что приводит к невозможностью их воспитания и обучения. При условии отсутствия глубокого интеллектуального недоразвития у этих больных двойная гемиплегия может трансформироваться в спастическую диплегию.
Гиперкинетическая
форма ДЦП характеризуется
Атонически-астатическая форма ДЦП отличается низким тонусом мышц, в отличие от других форм с высоким тонусом. Для этой формы характерно наличие парезов, атаксии и тремора. У 60% - 75% детей наблюдаются речевые расстройства. Довольно часто при этой форме наблюдается недоразвитие психики.
Гемипаретическая форма. При этой форме двигательные расстройства выражены в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Из-за трофических расстройств у детей отмечается замедление роста костей, а отсюда – укорочение длины паретичной конечности. При этом тяжелее поражаются руки – правая или левая. Эта категория больных ДЦП, как правило, лучше, чем при других формах, общается, социально ориентируется и приучается к труду, но нуждается в коррекции нарушений таких корковых функций, как счет, письмо, пространственное восприятие.