Использование тестопластики в процессе развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявление и экспериментальная проверка возможностей использования тестопластики как средства развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Объект: Развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Предмет: Тестопластика как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 7
1.1 Сущность понятия «мелкая моторика»; взаимосвязь мелкой моторики и общего развития ребенка 7
1.2 Особенности развития мелкой моторики при заболевании детским церебральным параличом 10
1.3 Возможности тестопластики в развитии мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 15
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Использование тестопластики в процессе развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 24
2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста при ДЦП 24
2.2 Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ДЦП посредством тестопластики 27
2.3 Выявление динамики в уровнях развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 30
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Diplomnaya.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Ребенок с ДЦП  часто не может адекватно воспринимать и обрабатывать следующую информацию:

  • осязание – неспособность распознавать предмет по ощущениям, возникающим при прикосновении к нему (стереогноз);
  • вестибулярный аппарат – орган равновесия, расположенный во внутреннем ухе, может давать недостаточно точную информацию о позе, движении, равновесии и положении тела в пространстве;
  • проприорецепторы – это сенсорные нервные окончания, имеющиеся во всех мышцах, сухожилиях и суставах и передающие информацию об их положении в пространстве в головной мозг.

Взаимодействуя  с органами зрения и слуха, они  обеспечивают координацию движений и поддержание равновесия. Проявления ДЦП могут быть обусловлены недостаточностью проприоцептивной системы. В большинстве случаев первыми бьют тревогу родители, замечая у ребенка специфические симптомы или отставание в определенных показателях развития для соответствующего возраста. Очень важно, чтобы такой ребенок был своевременно осмотрен педиатром и детским психологом, лучше всего еще до поступления в начальную школу. Это не только обеспечит раннее начало лечения и выработку эффективных индивидуальных приемов, которые школа сможет использовать в работе с ребенком, но и позволит свести к минимуму социальную изоляцию, насмешки сверстников и снижение самооценки.

У детей, страдающих ДЦП, процесс формирования навыков  происходит иначе. Это обусловлено  грубыми нарушениями функций  опорно-двигательного аппарата и задержкой развития высших психических функций. У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук, которые характеризуются не только нарушением тонуса мышц, наличием насильственных движений – гиперкинезов, но и неправильной установкой конечностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают наличие дизметрий, что проявляется в виде неточности движений рук. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений. Подавление деятельности кинестетического анализатора затрудняет выработку тех условнорефлекторных связей, на основе которых строится чувство собственного тела, чувство позы и мелкая моторика. Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук. У детей, страдающих детским церебральным параличом, нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук: нарушению тонуса мышц, наличию насильственных движений - гиперкинезов, неправильной установке конечностей, неточности движений рук. Перечисленные нарушения указывают на то, что процесс освоения пластических навыков протекает у них иначе, имеет свои особенности.

Развивая мелкую моторику, мы оказываем стимулирующее влияние функции руки на развитие психических функций и деятельности головного мозга в целом. Хорошо развитая моторика помогает в становлении речи, развитии памяти, мышления, внимания. Но при детском церебральном параличе это долгий и трудоемкий процесс. Именно тестопластика позволит превратить его в увлекательную и расслабляющую игру. Занятия по тестопластике способствуют сенсомоторике – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Таким образом, особенности развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП заключаются  в том, что у данных детей хуже развита кинестетическая чувствительность, затруднен контроль над движением рук, медленно развиваются элементарные захваты, недостаточность развития зрительно - двигательной координации. Вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное сопровождение движений.

 

1.3  Возможности тестопластики в развитии мелкой моторики у дошкольников с ДЦП

 

Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и нарушения пространственного  восприятия, дети с детским церебральным параличом охотно занимаются художественным трудом, поскольку эта область  открывает перед детьми с ограниченными возможностями очень много интересного. Эта деятельность наиболее доступна для них. Ребенок получает возможность выразить в поделке свой внутренний мир, мысли, настроение, мечты. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие, желание как можно лучше исполнить свою работу, а параллельно с этим происходит совершенствование движений кисти и пальцев.

Специалисты разного  профиля, разрабатывающие методы лечения  и обучения детей с церебральным параличом, такие как К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Н.В. Симонова, Э.С. Калижнюк, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецова, среди других трудностей становления познавательной деятельности, указывают на трудности формирования изобразительной деятельности и графических навыков у детей с таким диагнозом. В работах М.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова и др. отмечается, что успешное освоение изобразительной деятельностью способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Поэтому огромное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями функций опорно–двигательного аппарата имеют занятия изобразительной деятельностью и художественным трудом, в частности, лепкой и аппликацией. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда графических и живописных умений и навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

Среди исследователей утвердилось мнение о положительной  динамике в развитии ребенка с  ДЦП при условии своевременного целенаправленного коррекционного воздействия.

Специальной программы  по занятиям лепкой с детьми, страдающих ДЦП, не существует, поэтому в работе приходиться опираться в основном на программы Т.С. Комаровой и  Г.С. Швайко и методические разработки Н.В. Дубровской, адаптируя их согласно возможностям детей. И.А. Грошенков обозначил основные направления коррекционно-воспитательной работы по изобразительной деятельности для детей с ограниченными возможностями:

- воспитывать положительное эмоциональное отношение к тестопластике и ее результатам;

- учить указывать на называемый воспитателем признак, называть предметы и их формы;

- формировать правильное восприятие формы, величины;

- развивать моторику руки.

Работа с  пластическими материалами для  ребенка с нарушенной манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Тем не менее, она весьма полезна и с точки зрения активной деятельности кистей рук, так как заставляет ребенка с ДЦП искать способы приспособления в связи с двигательным дефектом. Размять пластилин одной рукой трудно, тем более, если движения этой руки далеко не совершенны. Но желание достичь результата – сильная мотивация для поисков способов, как это сделать.

Главная задача этих занятий – обучение ребенка с двигательной патологией и нарушением пространственного восприятия способам изготовления различных форм, умению соразмерить количество материала и размеры деталей изображения, способам создания деталей для одного и того же изделия. На занятиях следует отдавать предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей и эффективны для формирования ладонного, щепотного и пинцетного захвата.

Начинать это  вид деятельности можно только тогда, когда у него сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также  умение достаточно точно помещать предмет  в определенное место.

Нарушения тактильных ощущений, стереогноза можно преодолеть, включая в занятия игры на узнавание предметов без зрительного контроля. С учетом этого должны подбираться и игрушки, используемые на занятиях, среди которых - и мягкие, и гладкие, и колючие и т. д. Процесс узнавания по «шкурке» игрушки можно легко включить в игры, органично добавляя их в занятия с целью обследования объектов которые предстоит изобразить, вылепить. Тактильное восприятие также хорошо совершенствовать посредством известной игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, которые необходимо узнать «на ощупь». Эти упражнения являются наиболее эффективными для преодоления стереоагноза.

Изучив опыт работы по данной проблеме, был сделан вывод, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер.

Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Она даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Лепка – самый  осязаемый вид художественного  творчества. Ребёнок не только видит  то, что создал, но и трогает, берёт  в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе  руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки  можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое  подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.

Дети лепят  людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как  и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность  материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику  овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке  также упрощается — объекты, как  в реальной жизни, расставляются  друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы  в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место  на занятиях лепкой занимает глина, как  наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2-3-х летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения.

В последнее  время набирает все большую популярность лепка из солёного теста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Издавна известны пластические свойства соленого теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.

Но прежде чем  превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое  значение. Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии, Чехии. В соответствии с этими обрядами весной, перед прилетом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Эти фигурки и назывались «жаворонками».

На Украине  такие изделия из теста изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи.

Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Это замечательный подарок к любому торжеству и празднику. Лепкой с удовольствием занимаются и дети и взрослые.

Из соленого теста можно изготовить простые  фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты — деревья, фигурки животных и людей, а также различные многоплановые композиции.

Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных  инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой. Необходимо отметить, что изделия из соленого теста довольно тяжелые (плотные), что не позволяет создавать композиции крупных размеров. Поэтому объемные композиции и панно не должны быть очень большими.

Информация о работе Использование тестопластики в процессе развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП