Исследование влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха воспитателя ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха педагога дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
Раскрыть проблему направленности в общепсихологических теориях личности;
Изучить понятие, структуру и типы педагогической направленности;
Проанализировать строение мотивационной сферы человека и параметры её развития;
Раскрыть процесс формирования мотивации достижения успехов и избегания неудач;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..................3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы педагогической направленности личности……………….................................................................8
Проблема направленности в общепсихологических теориях личности………………………………………………………………..........8
Понятие педагогической направленности……………………...12
Структура педагогической направленности……………………16
Типы педагогической направленности………………………….18
Глава 2. Мотивационная сфера личности………………………………………..23
2.1 Понятие мотива и мотивации……………………………………….…23
2.2 Мотивации достижения успеха и избегания неудачи как виды человеческой мотивации…………………………………………………..30
Глава 3. Исследование влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха воспитателя ДОУ………………35
3.1.Общая характеристика исследовательской работы.............................35
3.2. Содержание исследовательской деятельности……………………...36
3.3. Результаты исследования……………………………………………..36
3.4. Интерпретация полученных результатов……………………………45
Заключение………………………………………………………………………...50
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР АдамовичНа доработку .docx

— 243.73 Кб (Скачать файл)

Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость на достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха, человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при обладании мотивации избегания неудачи – задачи, наиболее легкие или наиболее трудные.

Интересным представляется еще одно психологическое различие в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу,- падает. Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу- избегания ее, желание больше к ней никогда не возвращаться. Оказалось также, что люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после успеха. Отсюда можно сделать вывод, что успех в учебной и других видах деятельности тех детей, которые имеют выраженные мотивы достижения успеха и избегания неудачи, может быть на практике обеспечен по-разному.

Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успеха и избегания неудачи. В то время как стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимся у них способностям, избегающие неудачи обращаются к анализу способностей как раз в противоположном случае неудачи. Наоборот, опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу. Таким образом, в зависимости от доминирующего мотива, связанного с деятельностью, направленной на достижение успехов, результаты этой деятельности люди с мотивами достижения успехов и избегания неудачи склонны объяснять по-разному. Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутри личностным факторам (способностям, старанию и т.п. ), а стремящие к неудаче - внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: правильно оценивают свои способности, мобилизируются при неудачах, не расстраиваются.

Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты деятельности влияет представление человека о самом себе, которое в психологии именуют по-разному: «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка» и т.д. Люди, приписывающие себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени трудности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний.

Другой важной психологической особенностью, влияющей на достижения успехов и самооценку человека, являются требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе не высоки.

Немаловажное значение для достижения успеха и оценки результатов деятельности имеет представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решаемой задачи. Установлено, например, что те индивиды, которые имеют высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи в деятельности меньше переживают, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Таким образом, для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека основными в психологии являются понятия мотивации и мотива. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Личность в деятельности характеризуют мотивации достижения успеха и избегания неудачи, влияя на выбор задачи и результаты деятельности.

 

 

 

Глава 3. Исследование влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения педагога дошкольного образовательного учреждения

 

3. 1. Общая характеристика исследовательской  работы

Профессиональная направленность личности включает в себя определенные виды отношений: отношение человека к профессиональной деятельности, к самому себе и к окружающим людям в профессиональной деятельности. Отмечая полимотивированность деятельности и личности, можно заметить, что в мотивационной структуре личности представлены все три вида отношений, однако доля каждого из них различна. Как правило, можно наблюдать доминирование какого-либо одного из видов отношений, что и определяет характер профессиональной направленности.

Отличительной особенностью педагогической  направленности является ее объектно-предметное содержание. Это профессионально значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обуславливает его индивидуальное и типическое своеобразие, а в более широком представлении - система эмоционально − ценностных отношений, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающую учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.

На преддипломной практике нами была предпринята попытка исследовать влияние педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха воспитателя ДОУ.

Исследование проходило на базе МБДОУ № 15 «Аленка»  Николаевска-на-Амуре Хабаровского края. Исследуемая группа  состояла из  9 испытуемых (воспитателей) данного учреждения.

      

 

 

3. 2. Содержание исследовательской деятельности

Цель исследования: определить обусловленность мотивации личности педагога дошкольного образовательного учреждения типом педагогической направленности.        

Объект исследования: мотивация личности.

Предмет исследования: обусловленность мотивации личности педагога дошкольного учреждения типом педагогической направленности.

Задачи исследования:

  1. Определить с помощью диагностических материалов тип педагогической направленности педагога дошкольного учреждения;

       2. Выявить мотивацию личности и уровень доминирования мотивации достижения успеха или избегания неудачи;

       3. Обобщить и интерпретировать  полученные результаты.

С целью определения типа   педагогической направленности использовалась методика экспресс-диагностики типа педагогической направленности Ю. Корелякова (Приложение 2).

Изучение доминирования мотива достижения успеха или избегания неудачи проводилось по опроснику Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова (Приложение 3).

Опросник использовался для дифференцированной оценки двух взаимосвязанных, но противоположно направленных мотивационных тенденций: стремления к успеху и боязни неудачи. Определенные сочетания этих мотивационных тенденций у человека по их выраженности создают определенный тип личности и предопределяют разное поведение.

Оценка силы мотивации достижения успеха диагностировалась с помощью теста Т. Элерсома: «Какой уровень вашей мотивации к успеху?» (Приложение 4).

    1. Результаты исследования

Результаты тестирования по методике экспресс – диагностики педагогической направленности испытуемых отражены в таблице 1.

Таблица 1

Индивидуальные показатели типа профессиональной направленности по методике экспресс - диагностики по С.Корелякову (в баллах)

 

 

 

Испытуемый

Параметры педагогической направленности личности

Тип педагогич. направлен-ности

Общите-льность

Организован-ность

Направлен-ность на предмет

Интеллигент-

ность

Воспитатель 1

2 балла

9 баллов

1 балл

3 балла

«педагог-организатор»

Воспитатель 2

2 балла

2 балла

3 балла

8 баллов

«педагог-интеллигент»

Воспитатель 3

8 баллов

3 балла

8 баллов

3 балла

«педагог-коммуникатор», «предметник»

Воспитатель 4

4 балла

4 балла

4 балла

9 баллов

«педагог-интеллигент»

Воспитатель 5

9 баллов

3 балла

5 баллов

4 балла

«педагог-коммуникатор»

Воспитатель 6

7 баллов

10 баллов

2 балла

5 баллов

«педагог-организатор»

Воспитатель 7

8 баллов

3 балла

9 баллов

2 балла

«педагог-коммуникатор», «предметник»

Воспитатель 8

2 балла

2 балла

8 баллов

10 баллов

«педагог-интеллигент», «предметник»

Воспитатель 9

5 баллов

11 баллов

7 баллов

4 балла

«педагог-организатор»


 

Тестирование по методике экспресс – диагностики педагогической направленности показало, что среди испытуемых имеют тип педагогической направленности:

«педагог – организатор» -  33 % (3 человека);

«педагог – коммуникатор» - 11 % (1 человек);

«педагог – интеллигент» -22 % (2 человека);

Смешанный тип: «педагог – коммуникатор», «предметник» -  22 % (2 человека),

«педагог-интеллигент», «предметник» - 11% (1 человек).

 

Рисунок 1

                                                                            

  Общая характеристика представленных типов педагогической направленности такова.   

«Педагог-организатор» отличается развитием таких качеств, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Основное направление деятельности находится в плоскости внеклассной работы. «Учитель-организатор», нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий. Поэтому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т. д.                                                                                               «Педагога-предметника» характеризуют наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Для него, рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т. д.                                                                                     

  «Педагогу-коммуникатору» свойственны такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность и пластичность поведения. Он отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе совместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни.                                                           

«Педагог-интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. «Учитель-интеллигент», или «просветитель», отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.  Возможны сочетания типов в направленности одного учителя.

Результаты тестирования доминирования мотива достижения успеха или избегания неудачи по опроснику Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова приведены в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2

Индивидуальные показатели доминирования мотива стремления к достижению успеха или избегания неудачи по опроснику Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова (в баллах)

 

 

 

ФИО

Мотивация достижения успеха

Мотивация избегания неудачи

Равны обе тенденции

1 воспитатель

170 баллов

   

2  воспитатель

   

149 баллов

3  воспитатель

   

160 баллов

4 воспитатель

   

157 баллов

5  воспитатель

   

150 баллов

6 воспитатель

172 балла

   

7  воспитатель

   

154 балла

8  воспитатель

169 баллов

   

9  воспитатель

173 балла

   



 

 

 

Тестирование по методике, измеряющей результирующую тенденцию мотивации, то есть доминирования одного из указанных мотивов - стремления к достижению успеха или избегания неудачи, - показало, что:    мотивация достижения успеха выражена в большей степени  у 44 % (4  человек); мотивация избегания неудачи  - нет. Равенство обоих мотивов – у 55 % (5 человек).

Рисунок 2

 

Общая характеристика двух обобщенных устойчивых мотивов личности – стремления к достижению успеха или избегания неудачи – такова.

Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Субъекты, мотивированные на успех, предпочитают задачи средней или чуть выше средней трудности. Они уверены в успешном исходе задуманного, им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неопределенных ситуациях, склонность к разумному риску, готовность взять на себя ответственность, большая настойчивость при стремлении к цели, адекватный средний уровень притязаний, который повышается после успеха и снижается после неудачи. Очень легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных - велика вероятность неуспеха; поэтому они не выбирают ни те, ни другие. При выборе же задач средней трудности успех и неудача становятся равновероятными, и исход становится максимально зависимым от собственных усилий человека. Субъект активен потому, что испытывает потребность в эффекте своих действий. Когда попытки приводят к удовлетворению этой потребности, возникает чувство компетентности, сопровождающееся переживанием радости и удовольствия. Следовательно, люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию.

Информация о работе Исследование влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха воспитателя ДОУ