Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:56, курсовая работа
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава I . Теоретический анализ проблемы формирования связной речи у дошкольников с ОНР……………………….……………………………..8
Речевая деятельность……….……………………………..………….8
Развитие связной речи в онтогенезе…………………………..….31
Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР……………………………………………………………………….43
Особенности овладения связной речью детьми старшего дошкольного возраста с ОНР………………………………..……….64
Выводы по 1 главе……………………….………………………………..79
Глава II. Изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР
2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента…….82
Методика констатирующего эксперимента……………………....89
Глава III.Анализ результатов исследования………………………….…96
3.1. Анализ результатов исследования связной речи у старших дошкольников………………….…………………………………………96
3.2. Сравнительный анализ особенностей формирования предложно-падежных конструкций у детей с нормальным речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи………………………………….…..108
Заключение……………………………………………………………....111
Список литературы………………………………………………….…..112
Глава III.Анализ результатов исследования
3.1. Анализ результатов исследования связной речи у старших дошкольников.
Задание 1. Составление предложения оп картинке.
Первое задание заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос: «Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков). Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состояло в решении определённой семантико-синтаксической задачи.
Полученные результаты показали, что многие дети с ОНР испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи с чем, возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?»). У большинства детей при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов. У 10 испытуемых из 15 наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.
При этом, 86 % детей с нормальным речевым развитием справились с заданием абсолютно самостоятельно.
Задание 2. Составление предложения по трем картинкам.
Ещё большие затруднения вызывало у детей с общим речевым недоразвитием выполнение второго задания – составление предложение по трем картинкам (с изображением девочки, корзинки и леса). Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Несмотря на задаваемый всем детям вопрос: «Что сделала девочка?», только 2 испытуемых смогли составить предложение самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех трех картинок. Остальным испытуемым задание объяснялось повторно (с указанием на пропущенную картинку), но и после повторения инструкции 26% детей не удалось составить фразу с учетом всех трех смысловых звеньев. У многих отмечались выраженные синтаксические затруднения, 26% испытуемых не справились с заданием.
Среди детей с нормальным речевым развитием выявлено 67 % детей с высоким уровнем сформированности навыка. Дети выполнили задание самостоятельно. И 33% детей потребовалась небольшая подсказка в виде наводящего вопроса.
Задание 3. Пересказ сказки «Репка»
Среди детей нормальным развитием выявлены следующие подгруппы детей:
Первая подгруппа детей с высоким уровнем сформированности навыка пересказа - 60% человек. Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.
Вторая подгруппа детей со средним уровнем сформированности навыка пересказа - 40 человек. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.
Результаты можно объяснить данными А.Н. Гвоздева (8), который отмечает, что пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
Было установлено, что затруднения у детей с ОНР чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных частей и т.д.).
У 34% детей трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.). Исследование выявило низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).
Задание 4. Связный рассказ о серии сюжетных картинок «Щенок»
Среди детей нормальным развитием выявлены следующие подгруппы детей:
Первая подгруппа детей с высоким уровнем сформированности навыка рассказа по серии сюжетных картинок - 53% человек. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка.
Вторая подгруппа детей со средним уровнем сформированности навыка рассказа по серии сюжетных картинок - 40% человек . Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.
Третья подгруппа с уровнем сформированности навыка ниже среднего – 7% человек. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.
Всем детям экспериментальной группы требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех испытуемых были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).
У многих детей с ОНР в рассказах отмечались пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации; сужение поля восприятия картинок (например, указания на действия только одного персонажа - медведя), что свидетельствует с недостаточной организации внимания в процессе речевой деятельности. Часто нарушалось смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. У 33% (уровень сформированности навыка ниже среднего) детей рассказы сводились к простому называнию действий персонажей, например:
«Идут… Медведь лезет… Пчёлки… Мишка упал… Они побежали… а взади пчёлки» - рассказ Веры С. 5,5 лет.
Два ребенка, несмотря на оказываемую помощь, совсем не смог выполнить задание. У 14% детей (низкий уровень) различные нарушения при составлении рассказа были резко выражены. В целом ряде случаев, при сочетании грубых нарушений, рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования.
Задание 5. Составление рассказа на основе личного опыта «На участке»
Среди детей нормальным развитием выявлены следующие подгруппы детей:
Первая подгруппа детей с высоким уровнем сформированности навыка составления рассказа на основе личного опыта- 14% человек. Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту.
Вторая подгруппа детей со средним уровнем сформированности навыка составления рассказа на основе личного опыта - 60% человек. Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого - синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.).
Третья подгруппа детей с уровнем сформированности навыка составления рассказа на основе личного опыта ниже среднего - 36% человек. В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы.
Анализ рассказов детей с ОНР показал, что только у 60% (уровень сформированности навыка ниже среднего) детей с речевым недоразвитием фразовые ответы содержались во всех пяти фрагментах рассказа, у большинства же (несмотря на установку на составление рассказа) фразовые ответы отсутствовали в одном или нескольких фрагментах и заменялись простым перечислением (названием) предметов и действий. При составлении рассказов дети использовали преимущественно короткие фразы – в 2-4 слова. Сложные предложения, в большинстве случаев неправильно оформленные, составили всего 7%. Это свидетельствует о недостаточном уровне использования фразовой речи, что затрудняло детям составление связного развёрнутого сообщения. 40% детей показали низкий уровень сформированности навыка. Средний объём рассказов у детей с недоразвитием речи был равен 28 словам.
Существенные трудности
при построении высказывания
отмечались, прежде всего, на уровне
планирования его содержания. Это
проявлялось при выборе темы,
фразы-высказывания, установлении
Недостатки в построении высказываний затруднялось в связи с грамматико-синтаксичесическими нарушениями, особенно при передаче пространственных, атрибутивных и других межпредметных отношений («Ездили на дологе… где на лоликах»; «Песком пиложки делали»).
Помимо несформированности навыков связанного рассказывания ошибки, в данном виде рассказывания, по-видимому, это можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия памяти детей данной группы. Отмечались пропуски моментов действий, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации. У двух детей рассказы сводились к простому названию действий персонажей и их действий.
Задание 6. Продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки)
Среди детей нормальным развитием выявлены следующие подгруппы детей:
Первая подгруппа детей с высоким уровнем сформированности навыка продолжения рассказа по заданному началу 14% человек. Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.
Вторая подгруппа детей со средним уровнем сформированности навыка рассказа по заданному началу - 72% человек. Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.
Третья подгруппа детей с уровнем сформированности
навыка рассказа по заданному началу ниже среднего - 14% человек. Составлен с помощью
повторных наводящих вопросов. Отмечаются
отдельные смысловые несоответствия,
недостаточная информативность, отсутствие
объяснения передаваемых событий, что
снижает коммуникативную целостность
сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические
затруднения, препятствующие полноценной
реализации замысла рассказа. Связность
изложения нарушена. Рассказ составлен
целиком по наводящим вопросам; крайне
беден по содержанию, «схематичен»; продолжен
в соответствии с замыслом, но не завершен.
Резко нарушена связность повествования;
допускаются грубые смысловые ошибки.
Нарушается последовательность изложения.
Выраженный аграмматизм, затрудняющий
восприятие рассказа.
Методика «завершение рассказа» была использована нами в следующем варианте. Ребенку предлагалась картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа (мальчик залез на дерево, внизу, под деревом – четыре волка, один из них пытается залезть на дерево; вдали виднеется деревня; действие происходит зимой). После разбора содержания картинки ребенку дважды прочитывался текст незавершенного рассказа, и предлагалось придумать его продолжение. При оценке составленного ребенком продолжения рассказа учитывались особенности его сюжетного решения, соблюдение логической последовательности, смысловое соответствие содержанию начала рассказа.
Информация о работе Исследование связной речи у дошкольников с ОНР