Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:56, курсовая работа
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава I . Теоретический анализ проблемы формирования связной речи у дошкольников с ОНР……………………….……………………………..8
Речевая деятельность……….……………………………..………….8
Развитие связной речи в онтогенезе…………………………..….31
Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР……………………………………………………………………….43
Особенности овладения связной речью детьми старшего дошкольного возраста с ОНР………………………………..……….64
Выводы по 1 главе……………………….………………………………..79
Глава II. Изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР
2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента…….82
Методика констатирующего эксперимента……………………....89
Глава III.Анализ результатов исследования………………………….…96
3.1. Анализ результатов исследования связной речи у старших дошкольников………………….…………………………………………96
3.2. Сравнительный анализ особенностей формирования предложно-падежных конструкций у детей с нормальным речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи………………………………….…..108
Заключение……………………………………………………………....111
Список литературы………………………………………………….…..112
Из 27% (низкий уровень сформированности навыка) детей группы не смогли выполнить данное задание и либо повторяли конец предложенного текста, либо называли изображенные на картинке предметы и действия. 53% (уровень сформированности навыка ниже среднего) детей группы при составлении окончания рассказа требовалось помощь в виде стимулирующих и наводящих вопросов.
Средний показатель объёма рассказов детей с ОНР составил 19 слов. Для оценки содержательной стороны составленных детьми рассказов одним из критериев служил показатель количества созданных образов. В понятие образа включались новые действующие лица, выполняемые действия, значимые для развития сюжета предметы и явления и т.д. Среднее число созданных образов в рассказах детей составило 3-4 образа.
У многих детей в собственный рассказ вклинивались повторения эпизодов из прочитанного текста, что приводило к нарушению логики повествования («Тогда волки подумали и полезли на дерево… Стоят они … а он испугался и на дерево»).
При выполнении заданий творческого характера существенно возрастало число ошибок на построение предложений и употребление глагольных словоформ – видовых форм, форм множественного числа настоящего и прошедшего времени, приставочных глаголов и др.
Большая часть детей
основной группы составляли
В рассказах многих детей с речевым недоразвитием отмечались смысловые пропуски – пропуск необходимого сюжетного момента, незавершенность действия и др.
Составляя окончание рассказа, они в основном использовали короткие фразы в 1-4. Развернутые фразы – в 5 и более слов – встречались в их рассказах редко.
При выполнении заданий творческого характера существенно возрастало число ошибок на построение предложений и употребление глагольных словоформ – видовых форм, форм множественного числа настоящего и прошедшего времени, приставочных глаголов и др.
3.2. Сравнительный анализ особенностей формирования предложно-падежных конструкций у детей с нормальным речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи
На основании проведенных исследований мы сделали следующие выводы:
У детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня) отмечается значительное отставание в формировании навыков связной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с ОНР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
В Таблице 3 представлены результаты обследования связной речи детей.
Сравнительные результаты обследования связной речи детей
Примечание: 1- составлении детьми предложений по отдельной картинке; 2- составление предложение по трем картинкам; 3- пересказ сказки "Репка"; 4- Связный рассказ о серии сюжетных картинок «Дружба»; 5 - Составление рассказа на основе личного опыта «На участке»;6 - Продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки)
Как показывает диаграмма, при составлении рассказа по сюжетным картинкам дети в контрольной группе находятся в большинстве своем на высоком уровне и на среднем, а низкий уровень вообще отсутствует. В отличие от экспериментальной группы, в которой показатели развития связной речи значительно ниже. Так и при пересказе текста в контрольной группе больше всего детей находится на высоком уровне, остальные – на среднем, низкие показатели отсутствуют. А детям с ОНР характерен средний показатель сформированности связной речи, а также присутствуют дети с низким уровнем. Высоких показателей практически не обнаружено. Даже при составлении предложения по одной или трем картинкам дети с ОНР испытывали серьезные трудности, и нуждались во вспомогательных советах.
Следует отметить, что количественные результаты исследования непосредственно проявляется в качественной характеристике речи. Дети с нормальной речью строят свои высказывания более логично, последовательно. У детей с общим недоразвитием речи часты повторы, паузы, неразвернутые высказывания.
Наблюдалась значительная разница в объеме высказываний детей в экспериментальной и контрольной группе. Так у детей с нормальным речевым развитием объем рассказов значительно больше, чем у детей с ОНР.
В отличие от контрольной группы, дети с общим недоразвитием речи в своих рассказах ограничивались лишь перечислением действий, которые были изображены на картинках.
Необходимо также отметить, что дети с нормальным речевым развитием самостоятельно выполняли задания, а дети с недоразвитием речи почти всегда нуждались в помощи в виде наводящих вопросов как при составлении рассказа по сюжетным картинкам, так и при пересказе.
Таким образом, анализ полученного материала позволяет сделать вывод о том, что по уровню развития связной речи дети дошкольного возраста с ОНР значительно отстают от своих сверстников с нормальным речевым развитием:
- нарушение связности
и последовательности
- низкая информативность;
- бедность и стереотипность
лексико-грамматических
- пропуски смысловых звеньев и ошибки;
- повторы слов, паузы по тексту;
- незаконченность смыслового выражения мысли;
- трудности в языковой реализации замысла;
- необходимость в стимулирующей помощи
Заключение.
Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Необходимо научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагают владение лексикой, грамматикой, стилистикой.
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. Серьёзные затруднения возникают у таких детей при пересказе и составлении рассказов.
Таким образом, самостоятельная связная монологическая речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.
Список литературы
Приложение
Таблица № 1.
Сводная таблица. Дети с нормальным речевым развитием.
П/п |
Имена обследуемых детей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Уровень сформированности |
связной речи | ||||||||
1 |
Мария Т. |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
21 |
2 |
Василий П. |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
23 |
3 |
Ваня Р. |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
18 |
4 |
Николай Р. |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
23 |
5 |
Настя А. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
17 |
6 |
Степан О. |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
17 |
7 |
Валя Т. |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
22 |
8 |
Миша К. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
23 |
9 |
Толя Ц. |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
22 |
10 |
Марина Е. |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
20 |
11 |
Катя С. |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
22 |
12 |
Саша З. |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
20 |
13 |
Катя Р. |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
20 |
14 |
Наташа Д. |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
17 |
15 |
Наташа У. |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
22 |
Уровень сформированности навыка |
3,9 |
3,7 |
3,6 |
3,5 |
2,9 |
3 |
Информация о работе Исследование связной речи у дошкольников с ОНР